Вернувшись из путешествия, Петр сразу
обнаружил свое новое настроение. Приехав в Москву; он даже не заехал в
московский дворец, а прямо проехал в свое Преображенское. Своей жены
Евдокии Федоровны он не видел, а заглазно послал ей приказ идти в
монастырь. Против воли отвезли ее в Суздаль и там постригли (в
Покровском монастыре, где была пострижена жена великого князя Василия
III Ивановича Соломония). Сына своего Алексея (родившегося в 1690 г.)
Петр отдал на попечение сестры своей царевны Натальи.
При первом же приеме придворных в
Преображенском Петр отдал им приказ впредь носить короткое европейское
платье вместо длинного русского и брить бороды. Он сам резал бороды и
окорачивал кафтаны у тех, кто упрямился. Право носить бороду сохранило
только духовенство и крестьянство. Горожане могли покупать это право,
уплачивая известную пошлину и получая ежегодно «бородовой знак». С
принудительной переменой внешности узаконялось и вообще господство
западноевропейских обычаев в русской жизни. Одним из внешних знаков
этого господства стало установление нового летосчисления. До тех пор в
Москве считали годы от сотворения мира и праздновали новый год «на Семен
день» 1 сентября. Отпраздновав 1 сентября 1699 г. наступление нового
7208 г. по старому счету, Петр велел 1 января вновь праздновать новый
1700 г. и впредь считать годы от Рождества Христова, как и в прочих
православных странах.
Одновременно с первыми шагами своих культурных преобразований Петр начал свой страшный стрелецкий розыск.
Стрелецкое возмущение 1698 г. произошло
оттого, что стрелецкие полки, выведенные из Москвы в Азов и на польскую
границу, были очень недовольны своим положением. Стрельцы видели
нелюбовь и недоверие к ним царя, понимали, что их удалили из столицы
надолго, и ожидали, что стрелецкое войско будет вовсе уничтожено. Стоя
на границах в тесноте и грязи, получая скудное довольствие, стрельцы
роптали и посылали в Москву за вестями, чего им ждать далее. Когда из
Москвы пришли смутные и вздорные вести, что царя в царстве нет и что
впереди надо ожидать только дурного, стрельцы не выдержали. Несколько
стрелецких полков вышло из повиновения и двинулось к Москве — к своим
семьям и хозяйствам. Навстречу ослушникам из Москвы вышли регулярные
войска с пушками. При первой же встрече с ними (у Нового Иерусалима, или
Воскресенского монастыря) стрельцы положили оружие и побежали. Их
переловили и наказали: многих казнили, а прочих посадили под стражу.
Возвратясь в Москву, Петр нашел, что
дело о стрельцах недостаточно исследовано и преступники недостаточно
наказаны. Начался новый «сыск» (следствие) и пытки. Под пытками
некоторые стрельцы показали, что их поднимала на бунт царевна Софья из
Новодевичьего монастыря, где она жила. Хотя этот оговор и не был
достаточно доказан, однако Петр поверил ему. Он объявил вину сестры
выборным от народа, приглашенным во дворец, и велел постричь Софью в
монахини в том же Новодевичьем монастыре. Стрелецкое же войско Петр
решил вовсе уничтожить. До 2 тыс. стрельцов было казнено смертью в
разных концах Москвы. Остальные стрельцы были распущены из полков, и их
было даже запрещено принимать в солдаты. Так разделался Петр со
стрелецким войском, в котором видел оплот своих недругов и семя всякого
зла.
|