Ольгерд умер (1377), оставив много сыновей. Из них великим князем стал Ягайло.
Лишенный тех талантов и той выдержки, какими отличался его отец, Ягайло
не умел с достоинством пользоваться своею властью. Между ним и его
дядею Кейстутом началась усобица, вызванная вероломством Ягайла: Ягайло
оказался в тайных сношениях с немцами против своего знаменитого дяди.
Кейстут низложил Ягайла, но не лишил его жизни. Выбрав удобную минуту,
Ягайло восстал против дяди, хитростью заманил его в свои руки и приказал
удавить (1382). Сын Кейстута Витовт, вместе с отцом
попавший в руки Ягайла, успел убежать из своей тюрьмы и скрылся у
тевтонских рыцарей. От них он, однако, вернулся на родину, помирился с
Ягайлом и получил некоторые земли своего отца.
Так бесславно и преступно провел Ягайло
первые годы своего княжения. В 1385 г. из Польши ему было сделано
предложение жениться на польской королеве Ядвиге и соединить Польшу и
Литву. У польского правительства были веские побуждения желать этого
брака. С прекращением династии Пястов (1370) в Польше воцарился
родственный Пястам (по женской линии) король венгерский Людовик, а после
его смерти (1382) была признана королевою его малолетняя дочь Ядвига.
Переход власти в руки Ядвиги не обошелся без смут и кровопролития между
польскими панами; точно так же много смут вызвал вопрос о том, кого
выбрать в мужья молодой королеве. Надобен был жених, не столько приятный
невесте, сколько полезный Польскому государству. Такого и нашли
польские паны в лице Ягайла. Женившись на Ядвиге, он должен был
обеспечить Польше союз и содействие своего княжества. Это было важно для
поляков в двух отношениях. Во-первых, между Литвой и Польшей шла тогда
долгая вражда за русские волости Волынь и Галич. Литва овладела Волынью,
покушалась на Галич и постоянно держала Польшу в страхе угрозою своих
нападений. Эта опасность уничтожалась в случае брака Ягайла с Ядвигою.
Во-вторых, немцы, овладев литовскими землями на Балтийском побережье,
дали себя знать и полякам. Тевтоны овладели Польским Поморьем,
отодвинули Польшу от моря и овладели торговым движением по Висле, на
устьях которой они засели. Поляки вели с немцами такую же народную
войну, как и Литва. Соединив силы обоих народов против общего врага,
можно было надеяться на прочный успех. Таковы были причины, заставлявшие
поляков желать унии с Литвою.
Предложение поляков было принято Ягайлом
с радостью. Он согласился на все поставленные ему условия, чтобы только
соединить в своих руках два государства. Его обязали самого принять
католичество и крестить в католичество языческую Литву. Отец и дед
Ягайла отличались религиозным безразличием и терпимостью; понятно, что и
он легко переменил греческое православие на римскую веру. Пропаганда
католичества давно была знакома Литве: Литву присоединяли к своей вере
немцы; легко было Ягайлу допустить такую же пропаганду со стороны
поляков. Сверх того, Ягайло согласился на соединение (унию) Литвы и
Польши в одно государство и обещал свою помощь для возвращения Польше
отнятых соседями земель. В 1386 г. совершился брак Ягайла и Ядвиги и
началась уния Литвы и Польши. Ягайло стал польским королем с именем
Владислава. Произошло общее крещение литовцев в католичество,
сопровождавшееся уничтожением языческих капищ, священного огня, «знича» и
других принадлежностей старого культа. Скоро сказались и политические
последствия заключенной унии. Соперничество и борьба Польши и Литвы за
южнорусские области прекратились. Ягайло даже помог своими войсками
полякам вернуть к Польше занятые венграми города Червонной Руси — Галич,
Львов и др. Наконец, соединенные силы западной Руси, Литвы и Польши
нанесли в 1410 г. страшное поражение Тевтонскому ордену на границе
Пруссии и Польши, при деревнях Грюнвальде и Танненберге. Эта знаменитая
битва, в которой русское и польское славянство победило германцев,
составляет эпоху в истории Ордена и Польши. Могущество Ордена пало, и
завоевания его прекратились; значение Польши и соединенной с нею Литвы
необыкновенно поднялось.
Таким образом, цели, которые
преследовала уния, были, несомненно, достигнуты; антагонизм Литвы и
Польши уничтожен; общий враг их поражен. Польша от унии получила
несомненные выгоды. Для Литвы же уния вместе с добрыми последствиями
принесла и очень дурные. Она внесла в Литву семена внутренней вражды и
разложения. До 1386 г. в Литовско-Русском государстве было две
народности (русь и литва) и две религии (православие и язычество).
Православно-русское население, по приблизительному счету, занимало
девять десятых всех земель государства и отличалось несравненно высшей
культурой, чем языческая литва. Понятно, что литовцы испытывали на себе
сильнейшее влияние русской гражданственности; и они подчинялись ему
охотно, потому что соединение того и другого народа под одною властью
совершалось исподволь и без острой вражды. Литовско-Русское княжество,
казалось, должно было стать сплошь православно-русским государством.
Уния же 1386 г., сделавшая правительство княжества католическим,
поставила в Литве рядом с православием римскую веру, ему враждебную.
Православие в Литве преобладало численно; католичество же стало там
господствующим исповеданием, потому что государь Литовский сам его
принял и обязался его распространять. Таким образом, в Литовском
государстве появилась возможность религиозной вражды и столкновений
из-за веры. С другой стороны, католичество принесено было в Литву
поляками и сопровождалось поэтому польским культурным влиянием. Польское
духовенство, польские придворные и чиновники появились в Литве и
сменили собою русских приближенных князя. Они принесли с собою латинский
и польский языки на смену русского, польские нравы и обычаи взамен
русских. Ягайло и его двор не только окатоличились, но и ополячились.
Так как народное большинство в старой Литве и вся Русь не хотели
отставать от своих прежних привычек и обычаев, то неизбежно возникла
вражда культурная и национальная. Вот эта-то вражда и была тяжелым
последствием унии. Население Литвы и западной Руси не сочувствовало
Ягайлу и поднялось против него.
|