Крещение Руси не следует представлять
себе как одну простую перемену верований. Христианство, став
господствующею религией на Руси, выразилось не только в проповеди и
богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из
Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский
митрополит, поставляемый Константинопольским патриархом; в других
городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых
порах их было пять, потом число их дошло до пятнадцати). В Киеве и во
всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри;
причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через
него митрополиту. Таким образом, власть митрополита простиралась на всю
Русь и объединяла все духовенство страны. Вместе с христианством на Русь
пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Как ни
слабо оно было на первых порах, оно все же оказывало могучее влияние на
познавших его людей. Богослужебные и священные книги принесены были на
Русь на доступном для всех языке славянском, том самом, на котором
изложили их славянские первоучители св. Кирилл и Мефодий и их болгарские
ученики. Язык этих книг был вполне понятен русским, и «книжное учение»
было поэтому незатруднено. Тотчас по крещении на Руси возникают школы с
учителями-священниками и появляются книжники-любители просвещения,
собиравшие и переписывавшие книги. Митрополит и вообще духовенство
управляли и судили подчиненных им людей так, как это делалось в
греческой церкви, на основании особого сборника законов, Номоканона, получившего на Руси в болгарском переводе название Кормчей книги.
В этом сборнике заключались церковные правила Апостольские и вселенских
соборов, также гражданские законы православных Византийских
императоров. Церкви принадлежали земли, на которых духовенство и
монастыри вели хозяйство по-своему, руководясь византийскими обычаями и
законами, устанавливая такие юридические отношения к земледельцам, какие
были приняты в Греции.
Таким образом, на Руси вместе с новым
вероучением появились новые власти, новое просвещение, новые законы и
суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи. Так как
Русь приняла веру из Византии, то все новое, что пришло вместе с верою,
имело византийский характер и служило проводником византийского влияния
на Русь. Для того, чтобы понять, как именно сказывалось это влияние,
необходимо несколько ознакомиться с теми чертами общественного быта Руси
в дохристианское время, которые наиболее характеризуют патриархальность
тогдашних общественных отношений. |