О деятельности полусказочного Рюрика
(по-древнескандинавски Hroerekr) в Новгороде почти не сохранилось
преданий. Рассказывали, что он первоначально жил не в Новгороде, а в
Ладоге, на устье р. Волхов, в Новгород же перешел после смерти братьев.
Правление его возбуждало будто бы неудовольствие и вызвало даже мятеж
под предводительством какого-то Вадима Храброго; но Рюрик убил Вадима и
одолел восставших. Недовольные им бежали в Киев, где сидели уже
варяжские дружинники Аскольд и Дир, оставившие дружину Рюрика и
основавшие в Киеве свое княжество. Трудно, конечно, сказать, насколько
справедливы все эти предания.
По смерти Рюрика (879) княжить в
Новгороде стал его родственник Олег (по-древнескандинавски Helgi). Он
пользовался властью как опекун малолетнего сына Рюрикова Игоря
(по-древнескандинавски Ingvarr). Олег не остался в Новгороде: вместе с
Игорем он двинулся на юг, по великому пути «из варяг в греки», покорил
на Днепре Смоленск и Любеч и подошел к Киеву. Обманом он захватил здесь и
погубил Аскольда и Дира на том основании, что они «не князья и не
княжеского рода», между тем как сам он князь, а Игорь — Рюриков княжич.
Заняв Киев, Олег основался в нем и сделал его столицею своего княжества,
говоря, что Киев будет «матерью городов русских». Так удалось Олегу
объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути.
Это и была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную
деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее
подчинил себе радимичей. Под его рукою собралися, таким образом, все
главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие
русские города. Киев стал средоточием большого государства и освободил
русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег
старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников
(как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.
Но объединением славян Олег не
ограничился. По примеру своих киевских предшественников, Аскольда и
Дира, сделавших набеги на Византию, Олег задумал поход на греков. С
большим войском «на конях и на кораблях» подошел он к Константинополю
(907), опустошил его окрестности и осадил город. Греки завели
переговоры, дали Олегу «дань», то есть откупились от разорения, и
заключили с Русью договор, вторично подтвержденный в 912 г. Удача Олега
произвела глубокое впечатление на Руси: Олега воспевали в песнях, и его
подвиги изукрасили сказочными чертами. Из песен летописец занес в свою
летопись рассказ о том, как Олег поставил свои суда на колеса и посуху
на парусах «через поля» пошел к Царюграду. Из песни же, конечно, взята в
летопись подробность о том, что Олег, «показуя победу», повесил свой
щит в вратах Царяграда. Олегу дали прозвание «вещего» (мудрого, знающего
то, что другим не дано знать). Деятельность Олега в самом деле имела
исключительное значение: Олег создал из разобщенных городов и племен
большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил путем
договоров правильные торговые сношения Руси с Византией; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы.
По смерти Олега (912) вступил во власть Игорь,
по-видимому, не имевший таланта воина и правителя. Он сделал два набега
в греческие владения: на Малую Азию и на Константинополь. В первый раз
он понес жестокое поражение в морском бою, в котором греки применили
особые суда с огнем и пускали «трубами огнь на лодьи русские». Во второй
раз Игорь не дошел до Царяграда и помирился с греками на условиях,
изложенных в договоре 945 г. Этот договор считается менее выгодным для
Руси, чем договоры Олега. В походе Игоря против греков принимали участие
и печенеги (§ 2), впервые при Игоре напавшие на Русскую землю, а
затем помирившиеся с Игорем. Игорь окончил жизнь свою печально: он
погиб в стране древлян, с которых хотел собрать двойную дань. Его
смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя
вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют
предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.
Ольга (по-древнескандинавски и
по-гречески Helga) осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и
взяла на себя правление княжеством. По древнему славянскому обычаю,
вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием, и
вообще положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских
народов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что княгиня Ольга стала
правительницею. Отношение к ней летописца — самое сочувственное: он
считает ее «мудрейши всех человек» и приписывает ей большие заботы об
устроении земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок
и везде оставляла по себе добрую память. Главным же ее делом было
принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград (957).
По рассказу летописи, Ольгу крестили «царь с патриархом» в Цареграде,
хотя вероятнее, что она крестилась дома, на Руси, ранее своей поездки в
Грецию. Император Константин Багрянородный, с честью принявший Ольгу в
своем дворце и описавший ее прием (в сочинении «Об обрядах Византийского
двора»), повествует о русской княгине сдержанно и спокойно. Предание
же, сложившееся на Руси о путешествии княгини, рассказывает, что
император был поражен красотою и умом Ольги настолько, что даже хотел на
ней жениться; однако Ольга уклонилась от этой чести. Она держала себя
почтительно по отношению к патриарху, но вполне независимо по отношению к
императору. Летописец даже уверен, что ей удалось дважды перехитрить
императора: во-первых, она ловко сумела отказаться от его сватовства, а
во-вторых, она отказала ему в дани или дарах, на которые он будто бы
легковерно рассчитывал. Таково было наивное предание, усвоившее Ольге
исключительную мудрость и хитрость. С торжеством христианства на Руси
память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться
православною церковью и княгиня Ольга была причтена к лику святых.
Сын Ольги Святослав носил уже славянское
имя, но нравом был типичный варяг-воин и дружинник. Едва успел он
возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с нею стал
искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери,
«гневался на мать», когда она убеждала его креститься. «Как мне одному
переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною», — говорил он. С
дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь и поэтому
двигался необыкновенно легко: «легко ходя, аки пардус (барс)», по
выражению летописи.
Еще при жизни матери, оставив на
попечении Ольги Киевское княжество, Святослав совершил свои первые
блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда
платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское
царство, взяв главные города хазар (Саркел и Итиль). Заодно Святослав
победил племена ясов и касогов (черкесов) на р. Кубани и овладел
местностью у Азовского моря под названием Таматарха (позднее
Тмутаракань, а теперь Тамань). Наконец, Святослав, проникнув на Волгу,
разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, Святослав
победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в состав
Хазарской державы. Главною силою в Черноморье становилась теперь Русь.
Но падение Хазарского государства усиливало кочевых печенегов. В их
распоряжение попадали теперь все южнорусские степи, занятые раньше
хазарами; и самой Руси скоро пришлось испытать большие беды от этих
кочевников.
Возвратясь в Киев после своих завоеваний
на востоке, Святослав получил приглашение от греков помочь Византии в ее
борьбе с дунайскими болгарами. Собрав большую рать, он завоевал
Болгарию и остался там жить в г. Переяславце на Дунае, так как считал
Болгарию своею собственностью. «Хочу жить в Переяславце Дунайском, —
говорил он, — там — середина моей земли, там собираются всякие блага: от
греков золото, ткани, вина и плоды, от чехов и угров — серебро и кони,
из Руси — меха, воск и мед и рабы». Но ему пришлось на время вернуться
из Болгарии в Киев, потому что на Русь в его отсутствие напали печенеги и
осадили Киев. Киевляне с княгинею Ольгою и детьми Святослава едва
отсиделись от грозного врага и послали к Святославу с упреками и с
просьбою о помощи. Святослав пришел и прогнал печенегов в степь, но в
Киеве не остался. Умиравшая Ольга просила его подождать на Руси до ее
кончины. Он исполнил ее желание; но, похоронив мать, сейчас же ушел в
Болгарию, оставив князьями на Руси своих сыновей. Однако греки не желали
допустить господства русских над болгарами и потребовали удаления
Святослава назад в Русь. Святослав отказался покинуть берега Дуная.
Началась война, и византийский император Иоанн Цимисхий одолел
Святослава. После ряда тяжелых усилий он запер русских в крепости
Дористоле (теперь Силистрия) и вынудил Святослава заключить мир и
очистить Болгарию. Войско Святослава, истомленное войною, на пути домой
было захвачено в Днепровских порогах печенегами и рассеяно, а сам
Святослав убит (972). Так печенеги довершили поражение русского князя,
начатое греками.
После смерти Святослава на Руси между его
сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) произошли кровавые
междоусобия, в которых погибли братья князя Владимира, и он остался
единодержавным государем. Потрясенное усобицами, Киевское княжество
являло признаки внутреннего разложения, и Владимиру пришлось потратить
много сил, чтобы усмирить варягов, служивших у него, и подчинить
отложившиеся племена (вятичей, радимичей). Пошатнулось после неудач
Святослава и внешнее могущество Руси. Владимир вел много войн с разными
соседями за пограничные волости; воевал также с волжскими болгарами.
Втянулся он и в войну с греками, в результате которой принял
христианство по греческому обряду. Этим важнейшим событием окончился
первый период власти варяжской династии на Руси.
|