Христианская церковь, основанная на Руси
князем Владимиром, не могла примириться с таким порядком. Вместе с
Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала
византийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их
житейские порядки. Под влиянием христианства отдельные лица из языческой
среды изменяли к лучшему свои взгляды и нравы, шли вослед Христу и
являли высокие примеры нравственной христианской жизни и даже
подвижничества. О самом князе Владимире предание говорит, что он
смягчился под влиянием новой веры, стал милостив и ласков. Среди дружины
и земских людей появилось много благочестивых христиан, почитавших
церковь, любивших книги и иногда уходивших от мирских соблазнов в
монастыри и в пустынное житье. Через свою иерархию и примером ревнителей
новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси. Проповедью и
церковною практикою она показывала, как надо жить и действовать в делах личных и общественных.
Церковь старалась поднять значение
княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять:
«воспрещать злым и казнить разбойников». «Ты поставлен от Бога на казнь
злым, а добрым на милованье», — говорило духовенство князю Владимиру,
указывая ему, что князь не может оставаться безучастным к насилию и злу в
своей земле, что он должен блюсти в ней порядок. Такой взгляд
духовенство основывало на убеждении, что княжеская власть, как и всякая
земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю. Но так как
«всяка власть от Бога» и так как князь «есть Божий слуга», то ему
надлежит повиноваться и его надлежит чтить. Церковь требовала От
подданных князя, чтобы они «имели приязнь» к князю, не мыслили на него
зла и смотрели на него как на избранника Божия. Очень грубо было
воззрение языческой Руси на князей как на дружинных конунгов, которые
берут дань за свои военные услуги земле и которых можно прогонять, если
они неугодны, и даже убивать (как древляне Игоря). Церковь всячески
боролась с таким взглядом и поддерживала авторитет князей, смотря на них
как на прирожденных и богоданных государей. Когда князья сами роняли
свое достоинство в грубых ссорах и междоусобиях («которах» и
«коромолах»), духовенство старалось мирить их и учить, чтобы они «чтили
старейших» и «не переступали чужого предела». Так духовенство проводило в
жизнь идеи правильного государственного порядка, имея пред собою пример
Византии, где царская власть стояла очень высоко.
Найдя на Руси ряд союзов, родовых и
племенных, дружинных и городских, церковь образовала собою особый союз —
церковное общество; в состав его вошло духовенство, затем люди, которых
церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от
нее зависели. Церковь опекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям,
потерявшим защиту мирских обществ-и союзов. Церковь получала в свое
владение села, населенные рабами. И изгои, и рабы становились под защиту
церкви и делались ее работниками. Всех своих людей одинаково церковь
судила и рядила по своему закону (по Кормчей книге) и по церковным
обычаям; все эти люди выходили из подчинения князю и становились
подданными церкви. И как бы ни был слаб или ничтожен церковный человек,
церковь смотрела на него по-христиански — как на свободного человека.
Для церковного сознания все были братья во Христе и не было пред
Господом ни раба, ни господина. В церкви не существовало рабства:
рабы, подаренные церкви, обращались в людей лично свободных; они были
только прикреплены к церковной земле, жили на ней и работали на пользу
церкви. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.
Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе.
На основании греческого церковного закона, принятого и подтвержденного
первыми русскими князьями в их «церковных уставах», все проступки и
преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а
церковному. Церковные судьи, во-первых, судили за святотатство,
еретичество, волшебство, языческие моления. Церковные судьи, во-вторых,
ведали все семейные дела, возникавшие между мужьями и женами, родителями
и детьми. Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в
семейном быту: многоженство, умыкание и покупку жен, изгнание жены
мужем, жестокости над женами и детьми и т. п. Применяя в своих судах
византийские законы, более развитые, чем грубые юридические обычаи
языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси,
насаждало лучшие порядки.
В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси.
В поучениях и проповедях, в беседах и разговорах представители
духовенства деятельно учили господ быть милосердыми с рабами и помнить,
что раб — такой же человек и христианин, как и сам его господин. В
поучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба. В некоторых
случаях церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на
свободу. Получая рабов в дар, церковь давала им права свободных людей и
селила их на своих землях; по примеру церкви иногда то же делали и
светские землевладельцы. Хотя такие примеры были и редки, хотя увещания
благочестивых поучений и не искореняли рабства, однако изменялся и
смягчался самый взгляд на раба, дурное обращение с рабами стало
почитаться «грехом». Оно еще не каралось законом, но уже осуждалось
церковью и становилось предосудительным.
Так широко было влияние церкви на
гражданский быт языческого общества. Оно охватывало все стороны
общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую
деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи. Это влияние было
особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству. В то время,
как княжеская власть на Руси была еще слаба и киевские князья, когда их
становилось много, сами стремились к разделению государства, церковь
была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую
землю. Настоящее единовластие на Руси явилось прежде всего в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу. |