Во время Ивана III существовали уже три
самостоятельных татарских орды в пределах нынешней России. Золотая орда,
истощенная усобицами, доживала свой век. Рядом с нею в XV в.
образовалась в Черноморье Крымская орда, в которой утвердилась династия
Гиреев (потомков Ази-Гирея). В Казани, как мы знаем (§ 45),
золотоордынские выходцы основали, также в середине XV в., особую орду,
объединив под татарскою властью финских инородцев, мордву, черемису,
вотяков. Пользуясь несогласиями и постоянными междоусобиями среди татар,
Иван III исподволь добился того, что подчинил Казань своему влиянию и
сделал своим подручником казанского хана, или «царя» (тогда ханов
москвичи называли царями). С Крымским царем у Ивана III образовалась
прочная дружба, так как оба они имели общего врага, Золотую орду, против
которой и действовали вместе. Что же касается до Золотой орды, то Иван
III прекратил всякие зависимые к ней отношения: не давал дани, не ехал в
орду, не оказывал почтения хану. Рассказывали, что однажды Иван III
даже бросил на землю и топтал ногою ханскую «басму», то есть тот знак
(вероятно, золотую пластинку с надписью), который хан вручил своим
послам к Ивану как доказательство их полномочий и власти.
Н. Шустов. Иван III топчет ханскую басму
Слабый Золотоордынский хан Ахмат пытался
действовать против Москвы в союзе с Литвою; но так как Литва не давала
ему верной помощи, то он ограничивался набегами на московские границы. В
1472 г. он пришел к берегам Оки и, пограбив, ушел назад, не смея идти
на самую Москву. В 1480 г. он повторил свой набег. Оставив вправо от
себя верховья Оки, Ахмат пришел на р. Угру, в пограничные между Москвою и
Литвою места. Но и здесь он не получил никакой помощи от Литвы, а
Москва встретила его сильною ратью. На Угре стали друг против друга
Ахмат и Иван III — оба в нерешимости начать прямой бой. Иван III велел
готовить столицу к осаде, отправил свою жену Софью из Москвы на север и
сам приезжал с Угры к Москве, боясь как татар, так и своих родных
братьев. Они были с ним в ссоре и внушали ему подозрения в том, что
изменят в решительную минуту. Осмотрительность Ивана и медлительность
его показались народу трусостью, и простые люди, готовясь в Москве к
осаде, открыто негодовали на Ивана. Духовный отец великого князя,
архиепископ ростовский Вассиан, и словом, и письменным «посланием»
увещевал Ивана не быть «бегуном», а храбро стать против врага. Однако
Иван так и не решился напасть на татар. В свою очередь, и Ахмат,
простояв на Угре с лета до ноября месяца, дождался снегов и морозов и
должен был уйти домой. Сам он скоро был убит в усобице, а его сыновья
погибли в борьбе с Крымскою ордою, и самая Золотая орда окончательно
распалась (1502).
Стояние на реке Угре 1480
Мемориал в честь стояния на реке Угре. Калужская область
Так окончилось для Москвы «татарское
иго», спадавшее постепенно и в последнюю свою пору бывшее номинальным.
Но не окончились для Руси беды от татар. Как крымцы, так и казанцы, и
нагаи, и все мелкие кочевые татарские орды, близкие к русским границам и
«украйнам», постоянно нападали на эти украйны, жгли, разоряли жилища и
имущество, уводили с собою людей и скот. С этим постоянным татарским
разбоем русским людям пришлось бороться еще около трех столетий.
В. Верещагин. Продажа ребенка-невольника |