Во внутреннем управлении России в период
временщиков надобно отметить прежде всего некоторые изменения в
административных порядках Петра Великого. Было уже указано, что при
Екатерине I был образован верховный тайный совет (1726), вследствие чего
уничтожена должность генерал-прокурора и умалено значение сената и
отчасти синода. В политическом отношении верховный тайный совет в глазах
его учредителей был средством против временщиков, а потом и против
самой самодержавной власти. В административном же отношении совет
восполнял недостаток такого законодательного учреждения в системе Петра
Великого, каким была до Петра боярская дума. Именно верховный тайный
совет вел все управление государством, вследствие личной бездеятельности
Екатерины I и Петра II. За то, что совет покусился на ограничение
верховной власти, он был уничтожен (1730); права сената и должность
генерал-прокурора были восстановлены; но тотчас же возникло подобное
уничтоженному совету учреждение — кабинет. Оказалось, что и при
императрице Анне надобно было сосредоточить руководство делами в одном
«вышнем правительстве», так как сама императрица не занималась делами.
Таким образом администрация Петра Великого была дополнена высшим
законодательным учреждением. В составе этой администрации были
произведены затем некоторые другие перемены с целью ее упрощения. В
особенности упрощено было местное управление, так как губернские
учреждения Петра Великого найдены слишком сложными и дорогими. К
экономии должно было тогда стремиться потому, что народ был, можно
сказать, разорен войнами начала XVIII ст. Приходилось облегчать и
уменьшать податные тяготы, терпеть и прощать недоимки, давать большую,
чем при Петре, свободу деятельности торговым и промышленным людям.
Верховный тайный совет старался это делать с большим вниманием;
наоборот, «бироновщина» не хотела знать народной бедности и жестоко
тянула средства из народа.
В положении сословий в период
временщиков также произошли некоторые перемены. Изменилось несколько
положение шляхетства в том отношении, что дворянские служебные
обязанности были облегчены, а землевладельческие права увеличены. Таким
образом, общее положение шляхетства улучшилось. Причина этого, между
прочим, заключалась в той роли, какую стало играть дворянское
«гвардейство» в столице. Став там силой, на которую опиралась власть,
гвардейские полки естественно получали награды за свою преданность и
службу. Но так как гвардейство было дворянством, то и награды гвардии
имели характер шляхетский, доставались всему дворянству. В 1730 г.,
встав против «затейки» верховников, дворяне в Москве стали писать свои
проекты нового государственного устройства. В них, кроме пожелания,
чтобы в управлении государством участвовало все шляхетское сословие, а
не одни верховники, заключались еще и другие дворянские желания. Дворяне
просили установления 20-летнего срока дворянской обязательной службы,
открытия льготных школ для шляхетских детей, отмены закона о
единонаследии в дворянских имениях, данного в 1714 г. Когда Анна
восстановила самодержавие, то просьба об участии дворян в управлении
упразднилась сама собой, так как сами же дворяне просили императрицу
отменить ограничения. А все прочие просьбы шляхетства императрица сочла
нужным удовлетворить ввиду заслуг шляхетства при уничтожении «затейки»
верховного совета: 1) был установлен для дворян срок обязательной службы
в 25 лет, так что в 45 лет дворянин уже был свободен от службы; сверх
того, разрешалось в многолюдных семьях одному из братьев не служить
вовсе; 2) был отменен закон 1714 г. о единонаследии, и дворянам
возвращено право завещать свою землю всем сыновьям, причем как вотчины,
так и поместья (то есть казенные земли) были обращены одинаково в
собственность дворян под именем «недвижимых имуществ»; 3) был в
Петербурге учрежден «корпус кадетов» (иначе «сухопутный шляхетский
корпус») из двухсот молодых дворян, которые учились общим и военным
наукам и получали право по окончании курса выходить на службу прямо в
офицерские чины. Эти три меры внесли большое улучшение в шляхетский быт.
Служба стала легче, землевладение свободнее; сверх того, часть дворян
могла жить, по закону, вне службы и хозяйничать, тогда как ранее все
дворяне поголовно и бессрочно были привязаны к службе. Таким образом,
шляхетству стало лучше жить.
Напротив, крестьянам, владельческим в
особенности, жить стало труднее. При немецком правительстве имп. Анны на
крестьянские нужды обращали внимание лишь на словах, на деле же с
крестьян нещадно взыскивали тяжелые подати. Так как с владельческих
крестьян подати и недоимки должен был доставить казне владелец-помещик,
то правительство давало помещикам все большую и большую власть над
крестьянами. В законе не было еще общего определения крепостного права
помещика на крестьян; но в жизни это право уже выросло, и для помещика
его крестьяне были такие же «подданные», как в старину холопы.
Крестьянин без разрешения помещика не мог предпринять ничего; казна не
вступала с ним ни в какие отношения помимо его владельца, даже не
принимала его в военную службу. Помещик мог переселить крестьянина с
одной земли на другую; в случаях какого-либо неповиновения крестьян
помещик мог требовать себе содействия властей. |