Вопрос о церковном землевладении. Нил
Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и иосифляне. Вассиан Косой.
Максим Грек. Ересь жидовствующих. Церковный собор 1504 г.
Вопрос об устройстве служилого
землевладения был в то время связан с вопросом о монастырском
землевладении. В XV в. монастыри в Московской Руси так размножились и
овладели таким количеством земель и крестьян, что стали возбуждать
некоторое беспокойство правительства и светских землевладельцев. У
правительства уже не стало хватать удобных земель для помещиков, и
великие князья были бы не прочь секуляризовать монастырские вотчины. С
другой стороны, земельные богатства монастырей стали смущать самих
монахов, которые находили, что «стяжание» противоречит вообще монашеским
обетам. Так с разных точек зрения начато было обсуждение вопроса о
монастырских землях и возникло целое движение, оставившее яркий след в
литературе того времени.
Развитие монастырской жизни в период
татарского ига зависело от многих причин. Тяжелые условия жизни в «миру»
способствовали удалению от мира в «пустыню». Оставляя города и
городские монастыри, иноки шли искать уединения и безмолвия в северные
леса и ставили там, в глухой чаще, свои кельи. Но в этих же лесах, в
общем движении колонизации, они сталкивались с другими поселенцами. Из
пустынного поселения иноков возникал монастырь, а около него
крестьянские поселки. Из нового монастыря шли новые иноческие колонии и
снова обращались в монастыри. Так в Костромском, Галичском, Вологодском и
Белозерском краю монастырская колонизация оказалась в челе народного
переселенческого движения и, можно сказать, руководила этим движением.
Из одного знаменитого Троице-Сергиева монастыря образовалось не менее 35
монастырей-колоний. Основываясь на новых землях, монастыри
содействовали их обработке и получали от благочестивых князей грамоты на
занятые ими пространства. Служа центром для крестьянских поселений,
монастыри впоследствии, волею князей, делались господами этих поселений.
Так создались мало-помалу земельные богатства монашеской братии. В
среде этой братии не все одинаково относились к этим богатствам. Одни
малодушно пользовались ими, превратив монашеский подвиг в безбедное
житье. Другие стремились воспользоваться громадными средствами
монастырей для добрых общественных целей. Третьи, наконец, пришли к
убеждению, что монахи вовсе не должны владеть землями и богатствами, а
должны кормиться своим рукодельем. Когда, к концу княжения Ивана III,
монастырские вотчины достигли громадных размеров и обнаружились темные
стороны монастырского землевладения, тогда и возник спор о нем в
письменности и на церковных соборах. Во главе спорящих стали два
выдающихся представителя тогдашнего монашества: Иосиф Волоколамский, или
Волоцкий (по фамилии Санин, игумен Волоколамского, им же основанного
монастыря), и Нил Сорский (по фамилии Майков, основатель скита на р.
Соре близ Белаозера). Первый из них был строгий монах и отличный хозяин,
одинаково способный и к литературной деятельности, и к практической.
Отлично устроив и обогатив свой монастырь, он умел поддерживать в нем
порядок и крепкое подвижническое житие. Видя на своем хозяйстве, что
богатство не портит монастырских нравов, он думал, что монастыри могут
богатеть и с пользою употреблять свои средства для высоких целей. Он
говорил между прочим: «Если у монастырей сел не будет, то как честному и
благородному человеку постричься? А если не будет доброродных старцев
(то есть монахов), откуда взять людей на митрополию, в архиепископы,
епископы и на другие церковные властные места? Итак, если не будет
честных и благородных старцев, то и вера поколеблется». Так защищал он
землевладение монастырей. Против него с неменьшим убеждением выступал
Нил и его ученики и последователи, получившие название «заволжских
старцев», так как все они были из северных, за Волгою основанных
монастырей. Нил был монах-отшельник, не признававший никаких связей
монастыря с миром и никакого богатства у монашествующей братии: монахи
должны решительно оторваться от мирских забот, быть пустынножителями и
нестяжателями, кормиться трудами рук своих и всем существом своим
стремиться к Богу, не радея ни о чем земном. Вопрос, поднятый в
отвлеченном споре, был перенесен на житейскую почву и рассмотрен на
церковном соборе 1503 г. Большинство собора стало на сторону взглядов
Иосифа и в этом духе составило соборное определение в пользу
монастырского землевладения. Светская власть не решилась идти против
соборного авторитета, и монастырские вотчины не только уцелели, но и
продолжали расти. Монастыри не только получали земли от государей, но и
сами покупали их, принимали в заклад, одолжая под них деньги светским
людям, и, наконец, получали их в дар от благочестивых людей на помин их
души. Практическое направление духовенства, опираясь на сочинения Иосифа
Волоцкого, создало целую школу монахов-администраторов и хозяев,
прозванных «иосифлянами» по имени их учителя Иосифа. Нуждаясь в
поддержке светской власти для ведения своих обширных хозяйственных дел,
«иосифляне» отличались податливостью и угодничеством перед великими
князьями, чем и вызывали против себя укоры и обличения суровых
заволжских «нестяжателей», среди которых в особенности отличался инок из
князей Патрикеевых, по имени Вассиан Косой. Против «иосифлян» писал
также и ученый афонский монах Максим Грек, призванный в Москву с Афона
для перевода греческих книг и разбора великокняжеской библиотеки. Борьба
двух направлений вспыхивала постоянно по самым разнообразным делам и
проникала во все стороны тогдашней церковно-общественной жизни. За
резкость своих обличений и за несочувствие второму браку великого князя
Василия III Вассиан Косой и Максим Грек попали даже в опалу и были
заточены в монастыри.
Разница направлений сказалась также в
очень громком деле о «ереси жидовствующих». Эта ересь возникла в
Новгороде в 1471 г., в годы присоединения Новгорода к Москве, и из
Новгорода перешла в Москву. Заключалась ересь в том, что по учению
какого-то Жидовина Схарии жидовствующие не признавали Святой Троицы,
отвергали божество Иисуса Христа, ожидали Мессии, не почитали Богородицы
и святых, не поклонялись святому кресту и иконам, почитали закон
Моисеев и вместо воскресенья чтили субботу. Ересь распространилась среди
новгородских священников и церковников. Некоторые попы-еретики самим
князем Иваном III были из Новгорода привезены в Москву и определены в
придворные соборы, после чего ересь пошла и по Москве. Ей сочувствовали
видные светские люди (например, доверенный дьяк великого князя Федор
Курицын) и кое-кто из духовенства, между прочим архимандрит Зосима,
потом избранный в митрополиты (и тогда осудивший ересь). Протекло более
пятнадцати лет от начала ереси раньше, чем ее открыли. Новгородский
архиепископ Геннадий донес о ней в Москву. Началось дело, причем в
Москве оно шло вяло, а Геннадий в Новгороде вел его с великим рвением.
Чтобы подвигнуть и московское начальство быть деятельнее и суровее,
Геннадий заручился содействием влиятельного Иосифа Волоцкого. Иосиф
выступил против ереси с обличениями, собранными потом в одну книгу под
названием «Просветитель». Он заявил себя сторонником крайних мер и
требовал казни еретиков. И в этом на него восстали заволжские старцы,
писавшие против жестокости во имя христианского милосердия. Но и здесь,
как и в деле о монастырских землях, возобладал взгляд Иосифа: на
церковном соборе 1504 г. еретики были осуждены на казнь. Многие из них
были сожжены, и ересь заглохла.
Таковы были главные темы, занимавшие
московскую письменность на рубеже XV и XVI вв. Возобладавшее в ней
иосифлянское направление, утверждая сложившиеся церковные обычаи, было
очень удобно для государственной власти, потому что поддерживало
единодержавие и самодержавие в Московском государстве. Именно потому
«иосифляне» и занимали выдающиеся церковные должности с постоянным
покровительством великих князей. |