Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 01.05.2024, 10:02:00
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

История Древнего мира. Древняя Спарта
27.01.2011, 22:20:35

План изучения темы

1. Знакомство с Древней Спартой: спартанцы и илоты.

2. Управление в Спарте, военное дело и воспитание.

3. Закрепление знаний о зарождении демократии в Афинах.

Повторение изученного

а) Игра «Что такое? Кто такой?» Нужно угадать зашифрованные слова и объяснить их значение.

А _ _ _
А _ _ _ _
А _ _ _ _ _ _
А _ _ _ _ _ _
А _ _ _ _ _ _ _

(Арес, Афины, Аттика, Архонт, Ареопаг)

б) Замените одним словом:город-государство (полис); вечнозелёные деревья с искривленными стволами и серебристыми листьями (олива); пластинка из обожжённой глины для покрытия кровли (черепица); власть демоса (демократия); свободные афиняне (граждане).

в) расшифруйте фразу и назовите автора: «ьтидогу месв еж узарс халед хикилев в ондурт». (Чтение наоборот: справа налево. «Трудно в великих делах сразу же всем угодить».)

Учитель. Кто автор этих слов?

Ученики. Солон.

Учитель. Кто такой Солон? Что было главным в его законах?

Темы ответов учеников. Закон о долгах; кто мог стать архонтом? какой орган власти стали созывать для решения государственных дел и кто мог участвовать? судьи выбирались из ...; почему Солон покинул Афины?

Вывод: в результате деятельности Солона в Афинах установилась демократия (в основных чертах).

Новый материал

Спартанский воин. V в. до н.э. Бронза

Спартанский воин.
V в. до н.э. Бронза

На доске — карточки с ключевыми словами.

Спарта. Спартанцы и илоты

Работа с картой «Древняя Греция».

Учитель. Предки спартанцев пришли с Севера на полуостров Пелопоннес (Южная Греция).

Они обосновались в области Лакония: в долине реки Еврот несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой. Спартанцы подчинили себе всю Лаконию, а жителей её заставили работать на себя и стали называть их илоты, что по-гречески означает «захваченные». По мере роста населения в Спартанском полисе, как и повсюду в Греции, стала ощущаться нехватка земли, пригодной для обработки. Поэтому поначалу спартанцы приняли участие в Великой колонизации (основали колонию Тарент на юге Италии), но затем они захватили соседнюю с Лаконией обширную и плодородную область Мессению, жителей которой также превратили в илотов. Вся земля Лаконии и Мессении была разделена на равные участки. Спартанские семьи получили по земельному наделу без права его продать или подарить. На этих наделах жили и работали илоты. С каждого надела каждой спартанской семье поступало одинаковое количество выращенного илотами зерна, оливок, овощей и других продуктов. Боясь восстаний, спартанцы время от времени устраивали избиения безоружных илотов.

УПРАВЛЕНИЕ В СПАРТЕ

Учитель. Как и в остальных полисах, в Спарте существовало Народное собрание; в нём участвовали мужчины-спартанцы. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом. Однако фактическая власть принадлежала не Народному собранию, а Совету старейшин, куда входили спартанцы старше 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вёл переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их архагетами («предводителями»), а греки из остальных городов называли их царями.

Два ученика выступают с сообщениями.

СПАРТА – ВОЕННЫЙ ЛАГЕРЬ. ВОСПИТАНИЕ

Военное дело было главным в жизни спартанцев. По законам им запрещалось заниматься ремеслами и торговлей. Ремесленные изделия для них производили жители некоторых поселений, которые не были илотами, но и права участия в управлении государством они не имели. Спартанцы не чеканили монету (роль денег играли железные прутья). Они не имели права владеть изделиями из драгоценных металлов, ездить за границу. Все их время занимали гимнастические и военные упражнения. Жизнь спартанцев находилась под контролем старейшин, даже обедать дома с семьёй они не могли. Здесь не было крепостных стен. В Спарте, в отличие от Афин, не строили красивых зданий, не изготавливали статуй, не устраивали театральных представлений…. Дети принадлежали государству. Новорождённого ребенка до семи лет отдавали в семью на воспитание с условием, чтобы он стал сильным и здоровым. Если же ребёнок рождался слабым и тщедушным, его относили на край пропасти и сбрасывали вниз. Детям прививали такие качества, как неприхотливость, неразборчивость в еде, отсутствие страха. С семи лет они определялись в военные отряды, где их учили драться, петь военные гимны. Воришек наказывали только за то, что они проявили неловкость и попались.

Для спартанцев характерна была краткая (лаконичная) речь. Вот пример такой речи: одна спартанка, провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нём!».

Что хотела сказать женщина этими словами?

Чаша с изображением сцены торговли спартанцев в Северной Африке. Около 560 г. до н.э.

Чаша с изображением сцены торговли спартанцев
в Северной Африке. Около 560 г. до н.э.

Вот что рассказывали древние писатели о спартанских женщинах. Узнав о том, что их сыновья убиты в бою, спартанки шли на поле сражения. Они осматривали, куда были ранены павшие воины, а дальше поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством: они хоронили своих сыновей с почётом, в гробницах предков; в других случаях спартанки, рыдая от стыда, спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мёртвых воинов в общей могиле.

Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? В каких случаях матери были преисполнены гордости, а в каких рыдали от стыда? (Дети отвечают.)

Вывод: В VI в. до н.э. Спарта была одним из самых могущественных государств-полисов в Греции. Но суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Она не дала мировой культуре ни одного философа, поэта, оратора, скульптора, художника. Всё, что могла создать Спарта, – это сильная армия.

ТЕСТ

Вариант 1

1. Выберите правильный ответ.

Спартанцы:

а) были исконными жителями Лаконии, области в Южной Греции;

б) по приглашению исконных жителей пришли в Лаконию;

в) завоевали Лаконию и подчинили своей власти её исконных жителей.

2. Выберите неправильный ответ.

В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:

а) процветали искусства;

б) все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому порядку;

в) младенцев, признанных старейшинами недостаточно здоровыми, сбрасывали с горного обрыва в пропасть.

3. Продолжить перечень.

Управление Спартой осуществляли:

а) Совет старейшин; б)... ; в)... .

4. Найдите лишнее.

Спартанские мальчики:

а) упорно занимались грамотой и письмом;

б) часами разучивали военные песни;

в) с семилетнего возраста жили отдельно от родителей в отрядах сверстников;

г) славились умением красиво и долго говорить.

5. Назовите понятие, которое соответствует определению.

Рабы, принадлежавшие Спартанскому государству:

а) илоты;

б) демос;

в) архонты.

Вариант 2

1. Выберите правильный ответ.

Спарта занимала территорию:

а) Средней Греции;

б) области Лаконии на севере Греции;

в) областей Лакония и Мессения в Пелопоннесе.

2. Выберите неправильный ответ.

В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:

а) строились прекрасные дворцы и храмы;

б) жители держали в рабстве своих соплеменников-греков;

в) спартанцам было запрещено занимать торговлей и ремеслом.

3. Продолжите перечень.

Илоты в Спарте:

а) работали на принадлежавших спартанцам наделах ...; б)... ; в)... .

4. Найдите лишнее.

Спартанские мальчики:

а) никогда не воровали чужого имущества;

б) умели стойко переносить лишения;

в) говорили кратко, давали меткие и точные ответы;

г) никогда не подвергались физическим наказаниям.

5. Назовите понятие, которое соответствует определению.

Орган управления в Спарте, которому принадлежала огромная и бесконечная власть:

а) Совет старейшин;

б) Народное собрание;

в) ареопаг.

Ответы

На варианты 1, 2 – одинаковые: 1 – в; 2 – а; 3 – Народное собрание, два царя (вариант 1); принадлежали Спартанскому государству, отдавали спартанцам большую часть урожая и продуктов (вариант 2); 4 – а, г; 5 – а.

Домашнее задание

Сочинение-миниатюра «Жизнь в Спарте: моё представление».

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Вилли | Теги: поурочные планы, открытый урок, урок истории, История, школьный урок, методическая копилка, конспект урока, в помощь учителю
Просмотров: 2302 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0