И на колени падает старик, и
каждый жест велик, как расстоянье,
И веточка умершая жива, жива…
И стыдно мне за мелкие мои
старанья,
И за непоправимые слова
…Вот сила музыки.
Едва ли поспоришь с ней
бездумно и легко,
Как будто трубы медные
зазвали
Куда-то горячо и далеко…
И музыки стремительное тело
плывёт,
Кричит неведомо кому:
«Куда вы все?!
Да разве в этом дело?!»
А в чём оно? Зачем оно? К
чему?!
…Вот чёрт, как ничего ещё не
надоело!
Булат Окуджава«Музыка»
Перед вамиоткроется дверь, ведущая в чудесный и обширный мир музыки. Волшебные
звуки музыки и прекрасные мелодии песен помогают многим преодолеватьтрудности и совершать открытия, открывать в
себе способность любить сильно и нежно, а в трудную годину отважно защищать
Родину.
Сегодня мы познакомимся с историей и послушаем
звучание музыкального инструмента, который называется- Орган. Удивительное, ни с чем не
сравнимоевпечатление оставляет звучание
органа. Оно то подавляет своей мощью, то вдруг становится совсем тихим,
доносящимся откуда-то издалека.
История «короля музыкальных инструментов», как издавна
называют орган, интересна не только с точки зрения его собственной эволюции. В
ней отразились многие социальные и общественныеперемены, происходившие в жизни Европы в течение двух с лишним тысяч
лет.Орган то приходился по вкусу,
совершенствовался, широко применялся, то надолго исчезал, совсем забывался.
Вслед за расцветом органного искусства наступало забвение, сменившееся в наше
время прочным интересом и любовью к органному искусству.
Когда во время концерта всматриваешься в могучие
очертания этого инструмента-гиганта, поблескивающего множествомметаллических труб, трудно поверить, что его
предками были два незатейливых древних народных инструмента – флейта Пана
(свирель) и волынка. От флейты Пана орган унаследовал постепенно возрастающие
по ширине и длине трубки, а от волынки – мехи. Был и другой предшественник
органа – древнекитайский шэн.
Родиной первого органа – гидравлоса – является
Александрия. По некоторым сведениям, его изобрёлзнаменитый механик Ктесебий в 111 веке до
н.э. Пневматический орган появился, судя по всему, много позднее. Во всяком
случае, самое раннее упоминание о нем мы находим в 4 веке до н.э.
То обстоятельство, что первой страной, где орган
получил широчайшее распространение, был Древний Рим, вполне закономерно.
Поскольку в жизни римлян огромную роль играли всевозможные массовые
представления, действа, орган с его громким звуком оказывался едва ли не самым
необходимым инструментом. Не случайно орган сопровождал там торжественные
церемонии, звучал в театре, в цирке, на ипподроме. Инструмент был в большом
почете при дворе. По воспоминаниямсовременников, любителем органа и весьма искусным исполнителем был сам
император Нерон. Вообще исполнительство на органе было настолько популярно в
Древнем Риме, что там устраивались специальные конкурсы органистов, проходившие
в цирке наряду с боями гладиаторов.
Вскоре после падения Римской империи орган, как и
многие другие достижения цивилизации, исчезает. А появившись спустя несколько
веков, имеет тот же вид, что и в пору своего младенчества: в нем лишь один ряд
труб, примитивные кузнечные мехи и вовсе нет клавиатуры. Правда, в таком виде инструмент
просуществовал недолго, и клавиатура вскоре вновь была водворена на прежнее
место.
Примерно с 7 – 8 веков начинается период бурного
строительства органов во многих странах Европы. Отчасти это было связано с тем,
что в 660 годупапа римский ввел орган в
католический обряд богослужения. Отныне каждый католический собор оснащался
органом. Возникают национальные школы органных мастеров, которые начинают
быстро совершенствовать инструмент. Уже в 980 году в Уинчестерском соборе
(Англия) устанавливаетсяорган из 400
труб, управляемый двумя мануалами (ручными клавиатурами). Примерно в 12 веке на
органе применяется важнейшее усовершенствование, обусловившее едва ли не
главную особенность инструмента, - группировка всех труб по регистрам. А
столетиеспустя изобрели и педаль
(ножную клавиатуру).
Тесно связанные с архитектурой соборов (а позднее
концертных залов), органы, пожалуй, как ни один музыкальный инструмент, не
похожи друг на друга. Они разнятся и количеством труб – от нескольких десятков
до тридцати и более тысяч, - и разнообразием регистров. Этим и объясняется
свобода органиста в выборерегистровки
произведения. Вот почему одно и то же произведение, исполненное на двух разных
инструментах, будет отличаться и по качеству звучания, и по тембровой окраске.
Разумеется, что чем больше инструмент, тоесть чем больше в нем труб, тем богаче его
выразительные возможности. Но, следовательно, сложнее и управление
инструментом. Кафедра органа, за которой сидит органист во время исполнения на
больших инструментахнапоминает пульт
современнойЭВМ. Здесь террасообразно
размещаются мануалы (число их, как, например, воргане Домского собора в Риге, доходит до пяти), педаль и множество
рычагов, переключающих регистры. Понятно, что органист во время игры, когда у
него заняты руки и ноги, не может самостоятельно справиться с переключением регистров.
Поэтому на концертах органной музыки мы видим рядом с исполнителем ассистента,
который, глядя в ноты, в нужные моменты включает определенные регистры.
Правда, в эпоху расцвета органа, в XVI – XVIII веках,
наряду с огромнымицерковнымиорганами существовали и совсем маленькие
переносные органы – портативы, позитивы и регалии. Играли на них, главным
образом, дома, то есть можно сказать, что они использовались, как в наши дни
пианино.
Возросшая популярность органа была связана с
появлением оригинальных, написанных специально для него, произведений. Это
важно подчеркнуть, потому что в течении долгого времени орган не имел своей
литературы. Поначалу его использовали для опоры во время пения: его устойчивое
пронзительное звучание помогало настраиваться певцам. Затем на органе стали
исполнять переложения хоровых произведений.
Для органа писали многие замечательные композиторы. Но
вот что интересно: если спросить любителей музыки, кто из авторов, писавших для
скрипки, нравится им больше всего, то один назовет Вивальди, другой – Паганини,
третий – Венявского. Не будет, вероятно, единого мнения и в фортепианной
музыке. Один, не задумываясь, ответит: «Бетховен», второй: «Шопен», третьему
ближе Чайковский. Однако на такой же вопрос об органной музыке все трое, конечно,
ответят единодушно: «Иоганн Себастьян Бах».
И действительно, более двух столетий отделяют нас
оттого времени, когда жил и творил этот гениальный немецкий композитор. Но и
сегодня его сочинения для органа – лучшее, что создано для этого инструмента за
всю его многовековую историю. Непревзойденный органист – виртуоз, Бах знал все
секреты органа. Его часто приглашали в соседние города опробовать новый
инструмент. Его похвала была высшей оценкой мастерам. К удивлению
присутствующих, он точно указывал те места в соборе, где звуки органа будут
казаться глухими, а где будут слышны лучше всего. Бах писал для органа в
течение всей своей долгой жизни. Есть среди многочисленных произведений и
пьесы, сочиненные им специально для юных музыкантов, обучающихся игре на
органе.
Середина XVIIIвека – пора наивысшего расцвета
органного искусства и в то же время начало его упадка. За редким исключением,
композиторы почти совсем перестают писать музыку для органа. Начинается почти
вековое, уже второе в истории, забвение этого инструмента.
И только на рубеже XIX – XXвновь возрождается интерес к старинной музыке и вновь
появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних лет.
Мало – помалу начинается строительство органов в
России. Однако если в начале XXстолетия их можно было буквально пересчитать по
пальцам, то сейчас в нашей стране их несколько десятков; нет практически ни
одного крупного города, где бы не был установлен орган. И сегодня композиторы
пишут музыку для этого инструмента, пытаясь по – новому осмыслить и раскрыть
его огромные выразительные возможности.