Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 23.11.2024, 13:08:58
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

История короля музыкальных инструментов
14.11.2010, 14:54:09

Вот ноты звонкие органа

То порознь вступают, то вдвоём,

И шелковые петельки аркана на горле

Стягиваются моём.

 

И музыка передо мной танцует гибко,

И оживает всё до самых мелочей:

Пылинки виноватая улыбка

Так красит глубину её очей!

Ночной комар, как офицер гусарский, тонок,

И женщина какая-то стоит,

Прижав к груди стихов каких-то  томик,

И на колени падает старик, и каждый жест велик, как расстоянье,

И веточка умершая жива, жива…

И стыдно мне за мелкие мои старанья,

И за непоправимые слова

…Вот сила музыки.

Едва ли поспоришь с ней бездумно и легко,

Как будто трубы медные зазвали

Куда-то горячо и далеко…

И музыки стремительное тело плывёт,

Кричит неведомо кому:

«Куда вы все?!

Да разве в этом дело?!»

А в чём оно? Зачем оно? К чему?!

…Вот чёрт, как ничего ещё не надоело!

   

                                             Булат Окуджава  «Музыка»

 

Перед вами  откроется дверь, ведущая в чудесный и обширный мир музыки. Волшебные звуки музыки и прекрасные мелодии песен помогают многим преодолевать  трудности и совершать открытия, открывать в себе способность любить сильно и нежно, а в трудную годину отважно защищать Родину.

Хорошая музыка, говорили  древние, дарит человеку ясность мысли, чистоту сердца и бесстрашие.

Сегодня мы познакомимся с историей и послушаем звучание музыкального инструмента, который называется  - Орган. Удивительное, ни с чем не сравнимое  впечатление оставляет звучание органа. Оно то подавляет своей мощью, то вдруг становится совсем тихим, доносящимся откуда-то издалека.

История «короля музыкальных инструментов», как издавна называют орган, интересна не только с точки зрения его собственной эволюции. В ней отразились многие социальные и общественные  перемены, происходившие в жизни Европы в течение двух с лишним тысяч лет.  Орган то приходился по вкусу, совершенствовался, широко применялся, то надолго исчезал, совсем забывался. Вслед за расцветом органного искусства наступало забвение, сменившееся в наше время прочным интересом и любовью к органному искусству.

Когда во время концерта всматриваешься в могучие очертания этого инструмента-гиганта, поблескивающего множеством  металлических труб, трудно поверить, что его предками были два незатейливых древних народных инструмента – флейта Пана (свирель) и волынка. От флейты Пана орган унаследовал постепенно возрастающие по ширине и длине трубки, а от волынки – мехи. Был и другой предшественник органа – древнекитайский шэн.

Родиной первого органа – гидравлоса – является Александрия. По некоторым сведениям, его изобрёл  знаменитый механик Ктесебий в 111 веке до н.э. Пневматический орган появился, судя по всему, много позднее. Во всяком случае, самое раннее упоминание о нем мы находим в 4 веке до н.э.

То обстоятельство, что первой страной, где орган получил широчайшее распространение, был Древний Рим, вполне закономерно. Поскольку в жизни римлян огромную роль играли всевозможные массовые представления, действа, орган с его громким звуком оказывался едва ли не самым необходимым инструментом. Не случайно орган сопровождал там торжественные церемонии, звучал в театре, в цирке, на ипподроме. Инструмент был в большом почете при дворе. По воспоминаниям  современников, любителем органа и весьма искусным исполнителем был сам император Нерон. Вообще исполнительство на органе было настолько популярно в Древнем Риме, что там устраивались специальные конкурсы органистов, проходившие в цирке наряду с боями гладиаторов.

Вскоре после падения Римской империи орган, как и многие другие достижения цивилизации, исчезает. А появившись спустя несколько веков, имеет тот же вид, что и в пору своего младенчества: в нем лишь один ряд труб, примитивные кузнечные мехи и вовсе нет клавиатуры. Правда, в таком виде инструмент просуществовал недолго, и клавиатура вскоре вновь была водворена на прежнее место.

Примерно с 7 – 8 веков начинается период бурного строительства органов во многих странах Европы. Отчасти это было связано с тем, что в 660 году  папа римский ввел орган в католический обряд богослужения. Отныне каждый католический собор оснащался органом. Возникают национальные школы органных мастеров, которые начинают быстро совершенствовать инструмент. Уже в 980 году в Уинчестерском соборе (Англия) устанавливается  орган из 400 труб, управляемый двумя мануалами (ручными клавиатурами). Примерно в 12 веке на органе применяется важнейшее усовершенствование, обусловившее едва ли не главную особенность инструмента, - группировка всех труб по регистрам. А столетие  спустя изобрели и педаль (ножную клавиатуру).

Тесно связанные с архитектурой соборов (а позднее концертных залов), органы, пожалуй, как ни один музыкальный инструмент, не похожи друг на друга. Они разнятся и количеством труб – от нескольких десятков до тридцати и более тысяч, - и разнообразием регистров. Этим и объясняется свобода органиста в выборе  регистровки произведения. Вот почему одно и то же произведение, исполненное на двух разных инструментах, будет отличаться и по качеству звучания, и по тембровой окраске.

Разумеется, что чем больше инструмент, то  есть чем больше в нем труб, тем богаче его выразительные возможности. Но, следовательно, сложнее и управление инструментом. Кафедра органа, за которой сидит органист во время исполнения на больших инструментах  напоминает пульт современной  ЭВМ. Здесь террасообразно размещаются мануалы (число их, как, например, в  органе Домского собора в Риге, доходит до пяти), педаль и множество рычагов, переключающих регистры. Понятно, что органист во время игры, когда у него заняты руки и ноги, не может самостоятельно справиться с переключением регистров. Поэтому на концертах органной музыки мы видим рядом с исполнителем ассистента, который, глядя в ноты, в нужные моменты включает определенные регистры.

Правда, в эпоху расцвета органа, в XVIXVIII веках, наряду с огромными  церковными  органами существовали и совсем маленькие переносные органы – портативы, позитивы и регалии. Играли на них, главным образом, дома, то есть можно сказать, что они использовались, как в наши дни пианино.

Возросшая популярность органа была связана с появлением оригинальных, написанных специально для него, произведений. Это важно подчеркнуть, потому что в течении долгого времени орган не имел своей литературы. Поначалу его использовали для опоры во время пения: его устойчивое пронзительное звучание помогало настраиваться певцам. Затем на органе стали исполнять переложения хоровых произведений.

Для органа писали многие замечательные композиторы. Но вот что интересно: если спросить любителей музыки, кто из авторов, писавших для скрипки, нравится им больше всего, то один назовет Вивальди, другой – Паганини, третий – Венявского. Не будет, вероятно, единого мнения и в фортепианной музыке. Один, не задумываясь, ответит: «Бетховен», второй: «Шопен», третьему ближе Чайковский. Однако на такой же вопрос об органной музыке все трое, конечно, ответят единодушно: «Иоганн Себастьян Бах».

И действительно, более двух столетий отделяют нас оттого времени, когда жил и творил этот гениальный немецкий композитор. Но и сегодня его сочинения для органа – лучшее, что создано для этого инструмента за всю его многовековую историю. Непревзойденный органист – виртуоз, Бах знал все секреты органа. Его часто приглашали в соседние города опробовать новый инструмент. Его похвала была высшей оценкой мастерам. К удивлению присутствующих, он точно указывал те места в соборе, где звуки органа будут казаться глухими, а где будут слышны лучше всего. Бах писал для органа в течение всей своей долгой жизни. Есть среди многочисленных произведений и пьесы, сочиненные им специально для юных музыкантов, обучающихся игре на органе.

Середина XVIII века – пора наивысшего расцвета органного искусства и в то же время начало его упадка. За редким исключением, композиторы почти совсем перестают писать музыку для органа. Начинается почти вековое, уже второе в истории, забвение этого инструмента.

И только на рубеже XIXXX вновь возрождается интерес к старинной музыке и вновь появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних лет.

Мало – помалу начинается строительство органов в России. Однако если в начале XX столетия их можно было буквально пересчитать по пальцам, то сейчас в нашей стране их несколько десятков; нет практически ни одного крупного города, где бы не был установлен орган. И сегодня композиторы пишут музыку для этого инструмента, пытаясь по – новому осмыслить и раскрыть его огромные выразительные возможности.

 - А сейчас послушаем органную музыку.                

Категория: МУЗЫКА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, музыкальный инструмент, урок музыки, композитор, педсовет, поурочное планирование, методика проведения урока, ноты
Просмотров: 1116 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0