Тип урока: урок-игра.
Цели и задачи:
Образовательная:
а) познакомить детей с жалейкой, с легендой о её
происхождении;
б) знакомство с новой песней "Уж ты сад, ты мой
сад".
Развивающая: развивать память, внимание,
мышление и воображение, певческий слух и голос.
Воспитательная:
а) увлечь детей интересной историей о
происхождении инструмента;
б) воспитывать любовь к народным песням и к
народному искусству.
Музыкальный материал: фонограммы песен "А я
по лугу гуляла", "Уж ты сад, ты мой сад", русские
народные наигрыши - народные инструменты.
Литературный материал: Науменко Г.М.
"Народное детское поэтическое творчество".
Изобразительный материал: народные духовые
инструменты (макет).
Оборудование: магнитофон, фортепиано,
детские народные инструменты.
Методы и приемы: репродуктивный метод,
эвристический, исследовательский.
Дополнительные методы: ассоциативный,
экспрессивный, метод создания композиций, метод
эмоциональной драматургии, оценочный метод.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная,
групповая.
Ключевые и базовые понятия: свистулька,
жалейка, дудочка, рожок, свирель.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
Я простая, я пустая,
С дырочками трубочка
И меня все называют
Очень нежно...
Ответ (дудочка)
(Звучит русская народная песня "А я по лугу
гуляла".)
Учитель.
Многие из вас, наверное, гуляя по полю или по
огороду летом, срывали травинку и делали
свистульку или трубочку- гудок. Звучащая из
травины музыка погружает нас в таинственный мир
прошлого. Трудно представить, кто и когда впервые
заиграл на таких инструментах как свистульки,
жалейки и рожки. Люди ещё в глубокой древности
научились извлекать звуки из пустотелых рогов
животных, из морских раковин, из тростинки и
камыша. И родились - свирель, рожки, жалейки,<Рисунок2>.
У каждого инструмента есть свои истории,
легенды появления на свет. И люди с удовольствием
их рассказывают.
Рис. 2
2. Домашнее задание: "Легенда о жалейке" (Приложение 5).
3. Знакомство с
инструментом,<Рисунок3>.
Рис. 3
Учитель.
Жалейка состоит из небольшой трубочки. Делают
её из ивы или бузины. Длина её 100-180мм. В верхний
конец трубочки вставлен пищик с язычком из
камыша или куриного пера. А на нижний конец
трубочки надет раструб из коровьего рога или
бересты. Язычок иногда надрезают на самой
трубочке. В стволе находится от 5 до 7 отверстий.
Существуют парные жалейки. На них можно
исполнять и одноголосные мелодии и двухголосные.
4. Подготовка к слушанию музыки.
Учитель. Звучат песни весёлые и грустные,
жалостные. Не потому ли дудочка, сделанная из
жальника и называется - жалейка?
(Звучит русская народная песня "Уж ты сад, ты
мой сад "(Приложение 5)).
5. Беседа по содержанию песни, характеру
музыки. Вопросы и ответы:
- Назовите жанр песни? Ответ: лирическая.
- Какой характер песни? Ответ: грустная,
печальная .
- В сопровождении какого инструмента звучала
песня? Ответ: жалейки.
Работа с песней: разучиваем мелодию и
исполняем.
6. Игра "Русские народные инструменты". Этап
закрепления знаний о народных духовых
инструментах. Детям предлагается вспомнить
народные инструменты и изобразить игру на них. (Звучит
фонограмма русских народных духовых
инструментов, дети играют, изображая
инструменты.)
7. Итог урока. Учитель задаёт вопросы по
пройденному материалу, учащихся отвечают.
- С какими инструментами вы сегодня
познакомились?
- С какой новой песней?
Ответы оцениваются.
Домашнее задание: нарисовать народные духовые
инструменты и подписать их. |