Цель: познакомить учащихся с личностью русского поэта и писателя,
нобелевского лауреата И. А. Бунина; помочь учащимся прочувствовать глубокое
проникновение поэта во внутренний мир человека, тонкое изображение интимных
чувств; показать 11-классникам «пейзажные зарисовки» исполненные любви к людям
и родной земле; отметить лаконизм и «живопись словом» как характерные
особенности лирики И. Бунина.
Ход урока
То,
что я стал писателем, вышло как–то само собой,
определилось так рано и незаметно, как это бывает
только у тех, кому что-нибудь «на роду написано».
И.
А. Бунин
Организационный момент.
1. Слово учителя о личности писателя.
Биографические
истоки Бунина… Они будто обычны для той эпохи: старинная дворянская семья, имевшая
корни за много веков до рождения Ивана Алексеевича, одарённые родители, поэтическая атмосфера
поместья, где прошли его детство и юность,
тесная связь с отечественной литературой.
В
стихотворении Бунина всегда «незримо разлиты добро и красота», он призывал
людей к миру, добру и братству, к труду на благо всех.
Молодой
Бунин перевел стихотворение Лонгфелло «Псалом жизни», в котором поэтизировались
мужество тех великих людей, которые становились путеводными маяками
человечества. Это стихотворение – жизненное кредо поэта.
Жизнь
великих - призывает
Нас к великому идти,
Чтоб
в песках времен остался
След
и нашего пути,-
След,
что выведет, быть может,
На
дорогу и других –
Заблудившихся,
усталых –
И
пробудит бодрость в них.
Мировую
славу Бунину принесла проза, а не поэзия, но формирование авторских идеалов
совершалось первоначально в поэзии Бунина. В эмоциональном строе стиха,
по-видимому, легче было выразить то рождавшееся мировосприятие, которое не было
ещё достаточно четким и полновесным, чтобы найти воплощение в прозе. Не
случайно и проза Бунина начала века тесно с поэзией, ей присущны повышенная
эмоциональность и лиризм.
Единство
философского и нравственного отношения к миру Бунин обретал, прежде всего,
путем глубинного постижения природы, законов ее развития. Таинственная жизнь
природы привлекала писателя с детских лет. Но лишь теперь, в частности в
сборнике стихов «Листопад» (1901), нашло отражение то философское, нравственное
и эстетическое восприятие природы, которое на всю жизнь стало основной
пантеистически радостного восприятия художника.
2. Заранее подготовленные ученики читают
стихотворение «Ночь».
3. Слово учителя.
Если
в сердце молодого писателя боролись разочарование и очарование жизнью, то на
рубеже столетий величие земли и неба, их неиссякаемые животворные силы навсегда
побеждают и скорбь, и неверие, и смятен6ность ума перед кратковременностью и
неустроенностью человеческого существования.
Радость
жизни во всем я ловлю –
В
звездном небе, в цветах, в ароматах, -
писал
Бунин в 1898г. И весь сборник «Листопад» с открывающей его поэмой проникнут
этим радостным апофеозом природы: ее многоликой красоты, разнообразия красок,
запахов и звуков, непрестанного обновления и движения, приобщающих человека к
гармонии и вечности. При этом изображении природы у Бунина носило вовсе не
описательный характер. Художник был далек как от простого созерцания, так и от
субъективистского импрессионизма, свойственной тогда лирике Бальмонта и других
поэтов.
Изображение
природы у Бунина неотделимо от философских раздумий о жизни. Не без
полемического задора писал он в 1901г.:
Нет,
не пейзаж влечет меня,
Не
краски жадный взор подметит,
А
то, что в этих красках светит:
Любовь
и радость бытия.
Природа
становится для писателя частью или, даже вернее, основой бытия. У природы, по
мнению художника, должен учиться человек мудрости, гармонии, умению переносить
невзгоды и печали, а главное – чувствовать себя частицей беспредельного и
вечного.
4. Учитель читает стихотворения.
5.
Проблемный вопрос: Чья точка
зрения на бунинскую поэзию вам ближе? Почему?
В
Шкловский утверждал: «…бунинские
пейзажи беспредметно – бесцельны».
М.
Горький писал: «Люблю я, человек мелочный, всегда что-то делающий, отдыхать
душою на том красивом, в котором вложено вечное, хотя и нет в нем приятного мне
возмущения жизнью, нет сегодняшнего дня, чем я, по преимуществу, живу…»
6.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Бунина «Пустошь».
7.
Слово учителя.
Действительно,
проблема прекрасного и вечного становилась центральной в Бунинской поэзии и
прозе.
Ищу
я в этом мире сочетанья
Прекрасного
и вечного, -
Признавался
сам Бунин в стихотворении «Ночь» (1901). Однако выдвижение этой темы на первый
план не означало бегства от действительности и современности, как казалось
критикам начало 20 века и некоторым истолкователям бунинского творчества в наши
дни.
В
1907г. Бунин пишет суровые строки о крепостном прошлом русских крестьян:
…Кто
знает
Их
имена простые? Жили – в страхе,
В
безвестности – почили. Иногда
В
селе ковали цепи, засекали,
На
поселенье гнали. Не стихал
Однообразный
бабий плач – и снова
Шли
дни труда, покорности и страха…
В
текущей жизни деревни Бунин наблюдал не менее трагичную картину. Об этом не
одно произведение.
8.
задание для класса (коллективно).
Назовите особенности поэзии Бунина.
1.
Мастерство совмещения несовместимых чувств («Ночь печальна», «Я опять одинок»).
2.
«Разорванность» фразы.
3.
Преобладание торжественной интонации, тяготение к высокой лексике.
4.
Символика вырастает из конкретных переживаний.
5.
Музыкальность поэзии (Рахманинов писал романы на стихи Бунина).
6.
Поэтический слух Бунина настроен на культурные традиции Пушкина, Лермонтова,
Фета…
|