Цели:
Проанализировать ситуацию,
сложившуюся в конце XV века.
Проследить: какие важнейшие
изменения произошли в Русском государстве в этот
период? Каковы их причины?
Определить: как связана
внутриполитическая деятельность Ивана III с
особенностями его характера и воспитания? Какой
отпечаток на проведение преобразований наложили
внешнеполитические проблемы?
Знакомства с различными
историческими трудами, дающими оценку данному
правителю.
Задачи:
1. Дидактические.
Обеспечить в ходе урока усвоение:
причин объединения русских земель вокруг Москвы;
роли личности в истории.
Закрепить понятия «централизованное
государство», знание реформ Ивана III.
Сформировать умения работы с текстом
на основе предложенного алгоритма.
Закрепить умения исследовательской
работы (анализ текста).
Закрепить общеучебные навыки –
составление конспекта, схем.
2. Воспитательные.
Содействовать в ходе урока
формированию мировоззренческих идей, воспитанию
гражданственности и любви к Родине, к истории
своей страны.
Содействовать формированию
общечеловеческих ценностей.
3. Задачи развития.
Развивать умения выделять главное в
изучаемом материале; сравнивать точки зрения
различных историков; обобщать полученные
сведения из исторических источников; логически
излагать свои мысли.
Учащиеся развивают свои
исследовательские умения, а также умения
актуализировать раннее изученное.
Учащиеся развивают творческие
способности воссоздания многомерного «образа
эпохи», яркого исторического портрета.
Развивать эмоции учащегося, создавая
на уроке ситуации удивления и радости, используя
яркие примеры, иллюстрации.
Оборудование.
Эпиграф.
Весь пятнадцатый век Москва огнём и
мечем, утверждает своё первенство в русском мире,
пока, наконец, Иван III не вывезет вечевой колол
обезъязыченного новгородского кремля. Церковь,
радея о государственной полые, освещает деянии
великих князей. Русь и Орда в последний раз
сходятся на Угре: после некоторого раздумья
ордынские рати поворачивают в свои пустыни,
предоставляя Россию её судьбе.
Игорь Леонидович Волгин, доктор
филологических наук, писатель, историк
Основные понятия
единое государство, самодержавная
власть, царь, Коярскан дума, судебник, юрьев день.
Ход урока
Учащиеся делятся на группы (можно по
парам) Каждой группе выдаётся кейс с подборкой
материалов по теме цветная карта, главы из работ
выдающихся историков прошлого, алгоритм
исследовательской деятельности, иллюстрации.
Всю информацию и ответы на поставленные учителем
вопросы ребята могут найти в предложенных для
анализа текстах. Если различные историки
дают противоречивые оценки деятельности Ивана
III, следует обратить внимание учащихся на
личность автора, эпоху, обстоятельства написания
работы.
I. Вводная часть.
XV век рассматривается многими
историками как переход от средневековья к Новому
времени. Это время паления Византии (1452 г.), время
начала великих географических открытий, время
открытий и изобретений, время образования
централизованных государств в европейских странах,
время, вошедшее в историю как Эпоха Возрождения.
Особенностью централизации России являлась
необходимость борьбы с внешней опасностью,
необходимость борьбы с Золотой Ордой, а
впоследствии с се остатками Крымским, Казанским,
Сибирским, Астраханским ханствами.
Образование централизованного
государства в России шло по пути усиления власти
монарха, на основе восточной деспотии, при
господстве феодального способа производства.
Завершение объединения русских земель
приходится на период правления Ивана III и Василия
III.
Какие задачи стояли перед новыми
правителями Руси? Какие действия необходимо было
предпринять Ивану, чтобы достичь поставленных
целей!
II. Работа с текстами. Составление схемы
вокруг портрета Ивана.
1. Иван III характеризовался
современниками как удачный, осторожный,
дальновидный политик. Был достаточно
решительным, несмотря на свою
медлительность.
Брак состоялся в 1472 году в соборе
святого Петра, от империи Великого князя
обручался с Софьей Палеолог Иван Фрязин. Брак
имел важные политические последствия –
возвышение монархической власти в Москве.
Какими чертами характера обладал Иван
III? Почему историки по разному характеризуют
данного правителя?
Почему брак с Софьей был важен для
Ивана? Имел ли он большое значение для русского
государства?
2. Иван III принимает новый титул: «Иоанн,
Божие милостью государь всея Руси и Великий
князь Владимирский, и Московский, и Новгородский,
и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и
Болгарский, и иных» Появляется титул – царь
(сокращённо от «цесарь»), а также « самодержавен»
(перевод титула византийского императора autocrat) –
означал самостоятельного государя, не
подчиненного внешней власти. Вводится
византийский герб двуглавый орёл.
О чем свидетельствуют новые титулы
Ивана III?
3. Дать оценку внутренним
преобразованиям в области государственною
управления.
Создание приказов.
Организация войска.
Ведение Судебника 1497 г.
III. Работа с картой. Проследить
процесс присоединения русских земель к
Московскому княжеству.
Ивану III удалось завершить объединение
Северо-восточной Руси.
1468 г. – Ярославское княжество.
1472 г. – начало присоединения Перми
Великой.
1474 г. – Приобретение оставшейся части
Ростовского княжества.
1478 г. – Новгородские земли отошли к
Москве.
1485 г. – Тверское княжество переходит к
Москве.
1489 г. – Вятские земли.
1503 г. – западные русские княжества
переходят к Ивану.
О чем свидетельствует тот факт, что
почти все земли (кроме Новгорода) легко
присоединяются к Москве?
IV. Работа с картой и текстами.
Свержение монголо-татарского ига. Стояние на
реке Угре.
В чем видят современники и историки
причины победы русских на Угре в 1480 году?
V. Обобщение и закрепление изученного
материала по схеме.
Каково отношение к Ивану III
современников и историков разных эпох?
Каково отношение учащихся к личности
и деяниям Ивана III?
Какую роль Иван III сыграл в истории
нашего государства?
Домашнее задание.
Подготовить исторический портрет
Ивана III – человека и политика. |