Для того чтобы внутришкольный контроль был эффективным и носил
конструктивный характер, заместитель директора по учебно-воспитательной
работе должен соблюдать технологию внутришкольного контроля,
включающую следующие этапы:
- Подготовительный этап.
- Прогностический этап.
- Изучение проблемы и сбор информации.
- Анализ информации.
- Коррекция.
Наиболее существенной причиной для постановки класса под контроль
служит качество знаний учащихся, так как на него влияют качество работы
с классом учителей, классного руководителя, родителей, а также
психологическая атмосфера в коллективе класса. В ходе анализа работы
школы за прошлый учебный год выявляются классы с самым низким качеством
знаний, которые обязательно ставятся под классно-обобщающий контроль.
Цель контроля: выяснение причин низкой успеваемости в классе и последующее их устранение.
Объекты контроля:
- Персональный контроль за работой учителей, имеющих наибольшее количество неуспевающих, наибольшее количество пропусков уроков.
- Работа классного руководителя.
- Учёба учащихся.
- Психологическая атмосфера в классе.
Вопросы контроля:
- Наличие системы контроля и учёта знаний учащихся. Уровень
требований к знаниям учащихся. Дифференцированный подход к знаниям
учащихся. Доступность объяснения. Наличие приёмов, направленных на
воспитание у учащихся интереса к предмету. Стиль взаимоотношений с
учащимися. Дисциплина учащихся на уроке. Методы активизации
деятельности учащихся на уроке.
- Учебно-воспитательный план. Дневники учащихся на предмет
своевременного освещения текущей учёбы. Работа с родителями
(индивидуальная, родительские собрания). Внеклассные мероприятия.
Индивидуальная работа с учащимися.
- Наблюдение за учащимися, имеющими наименьшие успехи в учёбе, наибольшее количество пропусков.
- Наличие конфликтных отношений: между учащимися; учащимися и учителями, родителями.
Методы контроля:
Наблюдение при посещении всех уроков по расписанию (2-3 дня);
административные контрольные работы; оперативный разбор; беседы с
учителями, родителями, учащимися; анкетирование учащихся; работа с
документацией (классный журнал, план воспитательной работы класса,
тетради и дневники учащихся.).
Грамотно организованный внутришкольный контроль невозможен без
высокой информированности, анализа деятельности и видения перспектив
дальнейшей работы. Но чтобы владеть полной информацией по разным
показателям, необходим инструментарий. Предлагаю некоторые
технологические решения данной проблемы.
Технологические решенияПрограмма наблюдений уроков учителей
№ п/п |
Вопросы для наблюдений |
Оценка результатов |
1 |
Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие? |
|
2 |
Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели? |
|
3 |
Осуществляется ли на уроке совместная выработка целей, характера и содержания деятельности? |
|
4 |
Формируются ли элементы САМО у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)? |
|
5 |
Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки? |
|
6 |
Как осуществляются взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности:- авторитарного стиля,
- демократического стиля,
- либерального стиля
|
|
7 |
Созданы ли условия для взаимодействия учащихся
друг с другом, развития взаимного уважения, ответственности, доверия и
успеха? |
|
8 |
Созданы ли условия для разноуровневого обучения учащихся? |
|
9 |
Соответствует ли содержание учебного занятия поставленным целям и реальным учебным возможностям учащихся? |
|
10 |
Каков преимущественный характер учебной деятельности?- репродуктивный
- конструктивный
- творческий
|
|
11 |
Достигнуты ли цели учебного занятия?- обучающие,
- развивающие,
- воспитывающие
|
|
Приложение к анализу урока (для учащихся)
- Сформулируй тему урока: __________________
- Какие правила, формулы, законы, изученные ранее, помогли тебе понять данный урок?
- Какие новые формулы, правила, законы ты узнал сегодня на уроке?
- Какие трудности ты испытал на уроке?
- Какие формы работы на уроке по данному предмету тебе нравятся больше всего (поставь баллы от 1 до 5):
- индивидуальная ___ б.
- работа в парах ___ б.
- по карточкам ___ б.
- ролевая игра ___ б.
- самостоятельная работа ___ б.
|
- тестирование ___ б.
- работа в группах ___ б.
- урок-зачёт ___ б.
- урок-семинар ___ б.
- другое (укажи) ___ б.
|
Итоги контрольных работ в _______классе
Предмет |
|
|
|
|
Ф.И.О. учителя |
|
|
|
|
Кол-во уч-ся в классе/группе |
|
|
|
|
Кол-во выполнявших работу |
|
|
|
|
Справились на «5»
(кол-во / %) |
|
|
|
|
Справились на «4»
(кол-во / %) |
|
|
|
|
Справились на «3»
(кол-во / %) |
|
|
|
|
Не справились
(кол-во / %) |
|
|
|
|
Стандарт % |
|
|
|
|
Качество % |
|
|
|
|
СОУ % |
|
|
|
|
|