Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 03.05.2024, 06:48:37
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

«Избушка на курьих ножках» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.
08.11.2010, 09:00:04
Учебная цель:
• познакомить учащихся с творчеством М.П. Мусоргского, прослушать «Избушку на курьих ножках»;
• познакомиться с музыкальным произведением в форме «сюита»;
• обобщить и закрепить понятие «трехчастная форма», термины «лад», «темп», «динамика», «звуковедение», «мелодия», «контраст».
       Воспитательная цель: учить детей чувствовать поэтичность музыкальных и живописных художественных образов.
       Развивающая цель: развить эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений.
       Оборудование: аудио- и видеооборудование, портрет М.П. Мусоргского, слайды с иллюстрациями к пьесам по мотивам картин В. Гартмана.
       Ход урока
        (На доске вывешен портрет М.П. Мусоргского)
Актуализация знаний.
У.: Наша сегодняшняя тема «Портрет в музыке». Что такое «портрет» в изобразительном искусстве?
Д.: изображение человека в полный рост;
      нескольких человек изобразить;
      если изобразить людей до плеч – это портрет.
У.: Что мы с вами можем увидеть на портрете?
Д.: костюм; прическу; характер; настроение; молодой или старый; богатый или бедный;
У.: А чем музыкальный портрет отличается от художественного?
Д.: его нельзя можем увидеть; длится во времени; передает движение, настроение; картину можно рассматривать неспешно, а музыкальное произведение продолжается некоторое время и кончается; на картине все видно сразу, а когда слушаешь музыку, надо себе что-то вообразить; и разные люди могут вообразить разное…
У.: Перед вами на доске записаны средства музыкальной выразительности. Выберите те из них, которые помогут вам понять музыкальный портрет. Объясните их назначение.
[Записано: форма, темп, ритм, лад, динамика, звуковедение, мелодия]
Д.: Темп – это скорость движения музыки, он позволяет определить, как двигался герой; позволяет узнать что-то о характере героя.
Лад – мажор или минор – создает настроение героя. Мажор – это обычно радостное настроение, минор – грустное, задумчивое.
Динамика – это громкость: чем ближе к нам герой, тем громче звучит музыка.
Мелодия – это образ героя, его мысли; это наши мысли о нем.
У.: А что за средство – звуковедение?
Д.: Это – как ведутся звуки в произведении.
У.: А как можно вести звуки?
(Дети задумываются, вспоминают. Учитель наигрывает несколько мелодий).
У.: Как соединяются эти звуки?
Д.: Связно – это легато, а отрывисто – это стаккато. Это тоже говорит нам что-то о характере героя и его настроении.
У.: А что обозначает контраст?
Д.: Черно-белый, непохожий.
У.: А в музыке?
Д.: Тихо-громко, быстро-медленно, легато-стаккато, мажор-минор.
У.: Молодцы! Все эти знания помогут нам понять, как же компози-тор создает музыкальные картины и что ему в этом помогает.
        Работа с материалом урока.
У.: Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством крупнейшего русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского (на экране слайд-портрет). Мусоргский создал много прекрасных произведений, особенно известны его оперы, которые ставят во многих театрах мира. Мусоргский родился в 1839 году в Псковской области. Уже в 7-9 лет он умел исполнять на фортепиано достаточно сложные пьесы. В детстве он любил слушать сказки, которые он позже использовал при создании своих музыкальных произведений. Родители хотели, чтобы Модест Петрович стал военным и в 10 лет его отдали учиться в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В это же время Модест Петрович усердно занимался музыкой. В военной школе у него созрело решение отказаться от военной карьеры – это случилось в 1858 году, когда Мусоргскому было 19 лет. Дальнейшую свою жизнь Мусоргский посвятил сочинению музыкальных произведений – он стал известным композитором. Среди наиболее известных произведений Мусоргского – его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». Сегодня мы с вами послушаем и поговорим о другом произведении Мусоргского – его фортепианной сюите «Картинки с выставки». Кто из вас может объяснить, что такое сюита? Может быть, кто-то знает об этом, слушал какую-либо сюиту?
(Дети молчат.)
У.: Я предложу вам прослушать один музыкальный фрагмент. (Звучит «Шутка» И.С. Баха – часть одой из его сюит).
Д.: Это музыка Баха; это часть одного из произведений Баха; это танец; это, наверное, часть сюиты.
У.: Правильно: сюита – это несколько идущих подряд музыкальных произведений, которые связаны какой-то единой мыслью, единым замыслом автора. А сейчас послушайте историю создания сюиты Мусоргского «Картинки с выставки».
В феврале 1874 года В Академии художеств Петербурга открылась выставка недавно умершего художника и архитектора В.А. Гартмана, близкого друга Мусоргского. Посетив выставку, Мусоргский решил в память о своем друге написать музыкальное произве-дение, состоящее из нескольких пьес, каждая из которых была бы связана с одной из картин Гартмана. Так получилась сюита «Картинки с выставки», которая стала одним из известных произведений Мусоргского.
Одной из работ Гартмана на выставке была картина «Часы с кукушкой» (Показывается слайд: часы изображены в форме сказочной избушки на курьих ножках). Опишите этот рисунок.
Д.: Эта избушка в русском стиле; она яркая, веселая; рисунок очень красочный; на рисунке много желтого, красного цвета; цвета сочные, настроение веселое жизнерадостное.
У.: Скажите, ребята, какие образы приходят к вам, когда вы смотрите на эту картину?
Д.: Таинственные образы; сказочные герои; что-то страшное; нет, наоборот, веселое; образ Бабы-Яги…
У.: А знаете, у Мусоргского тоже возник образ Бабы-Яги. Он представил себе, что вместо кукушки в домике сидит сама Баба-Яга.
(Дети смеются)
У.: Как вы думаете, какую музыку сочинил при этом Мусоргский?
Д.: Лад, наверное, мажор; темп быстрый; громкое звучание; звуковедение, скорее всего, стаккато; нет, музыка при Бабу-Ягу должна быть веселой, радостной.
У.: Давайте же послушаем фрагмент «Избушки на курьих ножах».
(Звучит музыка – фрагмент этого произведения)
Д.: (После прослушивания, не дожидаясь вопроса учителя) У Мусоргского немного другая Баба-Яга, она страшная, грозная; она волшебная; музыка «прыгучая», грозная, устрашающая…
У.: Давайте сейчас прочитаем три стихотворных фрагмента. А каждый из вас напишет на опросном листе, какое из стихотворений больше всего, по-вашему, подходит к музыке.
(Всем раздаются опросные листы)
(Дети читают следующие стихотворения, они записаны и на опросных листах)
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон и дверей.


Косы растрепаны, страшная, белая,
Бегает, бегает, резвая, смелая…
Пляшет колдунья под звон сосняка.
С черною дрожью плывут облака.
Машет колдунья руками костлявыми.
Звезды моргают из туч над дубравами.
Серьгами змеи под космы привешаны,
Кружится с вьюгою страшно и бешено.
 

Я Ягусенька-Яга, костяная ножка,
Ох, люблю же иногда повредничать немножко.
Ну, держись сейчас, дружок,
Путь мой труден и далек,
Вьюга, вьюга, прилетай,
Все дорожки заметай.
(Дети отмечают свое мнение на опросном листе)
У.: Давайте сейчас прослушаем все произведение целиком.
(Звучит «Избушка на курьих ножах».)
У.: Сейчас я хочу обратить ваше внимание на понятие «музыкальная форма». Как вы понимаете это слово?
(Дети думают, с ответом многие затрудняются)
У.: Давайте тогда подумаем, какой смысл мы складываем вообще в слово «форма».
Д.: форма - это одежда: военная форма, школьная форма; предметы имеют разную форму: арбуз круглый, а огурец вытянутый; у человека бывает разная форма: один высокий, другой низкий, один толстый, другой худой…
У.: А бывает ли форма в музыке?
Д.: Да, есть песня, есть танец; симфонии; рондо; этюды…
У.: А в какой форме написаны «Картинки с выставки» Мусоргского?
Д.: В форме сюиты!
У.: Докажите это.
Д.: В начале урока мы говорили, что «Картинки с выставки» состоят и нескольких пьес, эти пьесы разные, но они вместе образуют единое произведение; пьесы следуют одна за другой; а это как раз и есть сюита!
Д.: А я где-то читала, что слово «сюита» однокоренное со словом «свита» - только не пойму почему.
У.: А давайте над этим вы подумаете дома. Посмотрите значения обоих слов в словарях, в Интернете, а к следующему уроку сделаете сообщения на эту тему.
У.: Давайте вернемся к «Избушке на курьих ножках» Мусоргского. Я задам вам несколько вопросов, а вы ответьте на них, выскажите свое мнение. Первый вопрос: какими средствами музыкальной выразительности композитор создал фантастический образ Бабы-Яги?
Д.: Баба-Яга страшная, коварная, поэтому вначале музыка была громкая, устрашающая. Потом музыка затихла - Баба-Яга представилась нам таинственной, загадочной. А потом опять музыка стала громкой. Баба-Яга прыгает скачками и колдует, поэтому ритм упругий. Смена ритма и громкости создает впечатление таинственности…
У.: Вы говорили: вначале, потом, в конце. Мой второй вопрос: в какой форме написано это произведение?
Д.: В трехчастной форме. Вначале – одно настроение, потом оно резко меняется, а в третьей части все возвращается к настроению первой части. В трехчастной форме написаны многие музыкальные произведения – сонаты, симфонии. Три части спорят друг с другом, что-то объясняют друг другу.
У.: Наконец, мой третий вопрос: какое из трех стихотворений больше всего подходит к этому произведению Мусоргского?
(Дети спорят, большинство склоняются ко второму и к третьему стихотворению)
У.: Вот какая богатая фантазия была у Мусоргского. Я думаю, что все вы запомнили эту выразительную и яркую музыку. А теперь посмотрите, какие картины были написаны другими художниками на это же музыкальное произведение. (Показываются слайды)
        Итог урока.
У.: Тема нашего сегодняшнего урока называлась «Портрет в музыке». Чей портрет мы сегодня изучали?
Д.: Бабы-Яги!
У.: А теперь – домашнее задание: нарисуйте Бабу-Ягу так, как вы ее представили из произведения Мусоргского. Дополните своими рисунками те рисунки, которые вы просмотрели на слайдах.

Категория: МУЗЫКА | Добавил: tineydgers
Просмотров: 1771 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0