Вид деятельности: беседа об истории возникновения
игрушек из природного материала с использованием наглядных изделий
народных мастеров, детских игрушек-самоделок. Самостоятельная работа
учеников по изготовлению игрушек. Анализ работ.
Цель: расширять представления учащихся о языке
декоративно-прикладного искусства, разнообразии техник; знакомить детей с
историей возникновения игрушек из природного материала, их
разновидностью.
Задачи:
- формировать умение изготавливать игрушки из соломки;
- познакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства
(изделия из соломки, глины, дерева) и рассказать о его значении в жизни
человека; показать национальные особенности этого вида искусства;
- сформировывать устойчивый интерес к художественной деятельности;
- развивать воображение, эстетический вкус;
- воспитание аккуратности в выполнении работы, стремление довести работу до конца.
Оборудование для учителя: наглядные пособия:
методическая таблица «Этапы изготовления игрушки из природного
материала»; изделия декоративно-прикладного искусства: соломенные
фигурки птиц, животных; соломенные и льняные куклы.
Оборудование для учащихся: природный материал (соломка, льняные нитки), ножницы, кисти, линейки, цветная тушь или гуашь, клей, картон, тесьма, бумага.
Ход урока
I. Организационная часть урока. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности (2-3 минуты).
II. Изучение нового материала (18 минут).
А) Вводная беседа
— Ребята, как вы понимаете каждую из пословиц, написанных на доске:
«Поспешишь — людей насмешишь», «Есть хотенье — будет и уменье», «И швец,
и жнец, и на дуде игрец»? (Ответы детей)
Все записанные пословицы относятся к теме нашего урока. Чтобы чему-то
научиться, мы должны работать не спеша, с желанием. Поможет нам во всем
жнец.
— Кто такой жнец? (Человек, который работает в поле)
— Кто может назвать орудие труда жнеца? (Серп)
С помощью серпа жнец убирал урожай с огромных, бескрайних полей.
Убирали хлеб вручную, собирали в снопы. Красиво собранный сноп
подпоясывали свяслом.
Свясло — соломенный жгут. (Демонстрация иллюстраций)
Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой
традиционных крестьянских игрушек. В старину крестьянки часто брали с
собой в поле малых детей. Чтобы как-то развлечь дитя, крестьянка делала
для него куклу из первого, что попадалось в руки, — из соломенного жгута
(свясла). (Показ игрушек.)
— Ребята отгадайте загадку:
Весной — травкой шелковистой,
Летом — нивой золотистой,
Ну, а зимнею порою —
Аппликацией — игрою.
Сухая очень ломка.
Зовут ее… (Соломка)
А вот глиняные игрушки (демонстрация иллюстраций).
Ребята, окиньте взглядом нашу импровизированную выставку. Эти вещи
относятся к предметам декоративно-прикладного искусства. Как вы думаете,
почему? (Ответы детей)
Действительно, все эти предметы имеют практическое назначение в быту и
вместе с тем украшают его. Ведь латинское слово «декоро» означает
«украшаю». Получается, декоративно-прикладное искусство — это создание
художественных изделий для пользования в быту и украшение каких-либо
предметов.
— Ребята, какие материалы используют мастера декоративно-прикладного искусства при создании своих произведений? (Ответы детей)
Вы должны помнить, что живописец создает свои картины с помощью
красок, полотна. График работает с помощью карандаша и кисти. У
скульптора более широкий выбор материалов, это глина, дерево, лен,
камень, металл. Мастера декоративно-прикладного искусства используют
множество разных материалов, способных превратиться в прекрасные вещи,
предметы быта, которые украшают жизнь человека.
— Из какого природного материала народные мастера изготавливают игрушки? (Из соломки, керамики, дерева)
Правильно, из этого материала изготавливают сказочных птиц, красивую посуду, нарядных кукол, шкатулки, игрушки.
— Как вы думаете, где можно встретить все эти предметы декоративно-прикладного искусства? (В быту, музеях)
Учитель демонстрирует иллюстрации работ народных мастеров в технике плетения из соломки:
Композиции Т. Агафоненка «За грыбамі», «Ехаў дзед на кірмаш».
Многие изделия ДПИ находятся в музеях Республики Беларусь. В области
керамики работала Бавтрук (Равка) Зарина Владимировна. Основные ее
работы: «Змярканне», «Зімовы дзень»; декоративные вазы: «Пейзаж», «Лето»
— находятся в вестибюле Дворца бракосочетания в Троицком предместье в
г. Минске; во Дворце культуры в г. Борисове.
— Как вы думаете, откуда берутся образы-символы для игрушек? (Из фольклора, устного народного творчества)
Как вы правильно заметили, образы-символы берутся из фольклора,
народных праздников. Так, например, непременным атрибутом Масленицы,
Ивана Купала было соломенное чучело, изображающее человека. Пучки соломы
связывали, сплетали и придавали им очертания человеческой фигуры.
Б) Технология выполнения игрушек из природного материала.
Ребята давайте побудем мастерами декоративно-прикладного искусства.
Последовательность изготовления куклы из соломки по мотивам
белорусского народного творчества (учитель демонстрирует приемы работы):
- Сложенный пополам жгут отдаленно напоминает голову, а расходящиеся внизу веером соломины — платье и сарафан.
- Затем фигурка куклы начинает усложняться. Делаем ручки: вставляем
пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его к середине и по краям
так же, как перевязывают свяслом снопы. Для перевязывания «куклы» в
области талии и манжетов рукавов, возьмите цветную тесьму. В других
случаях используйте льняные нитки.
- Таким же способом можно сделать красивые косички нашей куколке, но
для этого лучше возьмем льняные нитки, т. к. они мягкие, как настоящие
волосы.
- После изготовления куклы намечаем мягким карандашом орнамент на
бумажном фартуке. Смачиваем кисть в воде и набираем из баночки гуашевую
краску, разводим небольшим количеством воды и приемами тычка,
примакивания, сдвига выполняем декоративную роспись куклы. Можно
выполнить орнамент и цветной тушью (красной, зеленой, синей, черной).
- Головной убор: намитку или венок можно изготовить из тесьмы или бумаги. Пофантазируйте.
III. Самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся. (20 минут).
Весь наглядный материал остается на классной доске.
Работа учителя:
- следить за последовательностью ведения работы;
- воспитывать аккуратность при выполнении работы;
- индивидуальная помощь учащимся в решении возникающих вопросов.
IV. Подведение итогов урока.
Рефлексия, анализ и оценка результатов художественно-творческой деятельности (5 минут).
Выставка и анализ творческих работ учащихся. Учащиеся выставляют
работы и вместе с учителем проводят их анализ. Учитель просит каждого
прокомментировать свою работу, рассказать о последовательности создания
куклы.
— С экспонатами, какого вида изобразительного искусства вы сегодня познакомились? (Декоративно-прикладного)
— Какие новые слова вы узнали? (Жнец, жгут, свясло)
— Назовите основное назначение предметов декоративно-прикладного искусства? |