I. Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
- образовательная: расширение знаний учащихся о
различных видах декоративно-прикладного
творчества, технологии выполнения декоративной
салфетки, способах художественного оформления
изделия;
- воспитательная: привлечь любовь к
художественному творчеству, воспитать чувство
красоты;
- развивающие: способствовать развитию
двигательной сферы учащихся (овладение
моторикой мелких мышц рук, развивать
двигательную сноровку, соразмерность движений),
способствовать формированию и развитию
познавательного интереса учащихся к предмету,
самостоятельности учащихся.
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
- кабинет технологии,
- инструменты, приспособления: деревянная рама с
набитыми гвоздями, нити синтетические, пряжа,
ножницы.
2. Дидактическое обеспечение:
- рабочая тетрадь,
- учебно-техническая документация (УТД):
- технологические карты (ТК),
- образцы салфеток,
- инструкции по безопасным приемам труда при
работе с ножницами.
Методы обучения:
- рассказ учителя,
- самостоятельная работа под контролем учителя;
- выставка работ.
Тип урока: комбинированный
Объект труда: изготовление салфетки из ниток
путем плетения
II. Ход урока
1. Организационный момент:
2. Актуализация знаний учащихся
Проверка полученных ранее знаний (по вопросам):
- Какие виды декоративно-прикладного искусства
вам известны?
- Какие из них относятся к традиционным на Руси?
- Какие изделия с использованием ниток можно
изготовить руками?
- Изложение учителем нового материала
Нитяная графика как вид искусства
впервые появился в Англии. Английские ткачи
придумали особый способ переплетения ниток. Они
вбивали в дощечки гвозди и в определённой
последовательности натягивали на них нити. В
результате получались ажурные кружевные
изделия, которые использовались для украшения
жилища. В настоящее время это искусство находит
широкое применение для украшения изделий и
предметов быта, для оформления интерьера, для
выполнения подарков и сувениров.
Декоративная салфетка выполняется на
пяльцах. Для плетения используют деревянную раму
любой формы (прямоугольную, квадратную,
многоугольную и т.п.). На нее набиты через равные
промежутки в 3-5 см гвозди, которые выступают над
поверхностью на 2-3 см. Следует иметь в виду, что
деревянная основа должна быть по размеру на одну
треть больше предполагаемых размеров изделия,
так как пряжа сжимается, уменьшая свой объем
после снятия с рамы.
Предполагаемая технология плетения
салфетки из синтетических ниток (пряжи)
рассчитана на прямоугольную раму (смотрите
Рисунок).
Технологическая карта
Изготовление плетеной декоративной
салфетки.
1. Нить завязать на первом гвозде и
провести к противоположному гвоздю.
2. Обогнуть его и соседний гвоздь,
возвратиться ко второму гвоздю на
первоначальной стороне.
3. Обогнуть второй и третий гвоздь на
первой стороне, закрепить на гвозде напротив и
т.д. - нити должны быть туго натянуты.
4. Выполняется по 6-8 рядов в обе стороны
попеременно: сначала – в одну, затем – в другую.
5. Связать тугим узлом каждое место
пересечения нитей (углы квадратов сетки) такими
же нитками, оставляя концы, равные половине
расстояния до следующего узла.
6. Сторону каждого квадрата завязанной
узлами сетки разрезают на 2/3 нитей, т.е. 4 из 6
разрезать, чтобы получились мохнатые шишечки.
Вокруг каждого узла образуются рассечки. Не
разрезают лишь ту его сторону, которая
заканчивается нитью, идущей от гвоздя.
Завершают работу, разрезав нити между
гвоздями. Снятые с них, они образуют бахрому
салфетки или скатерти. Остается их подровнять.
4.Практическая работа
- Вводный инструктаж
Демонстрация образца готового изделия и разбор
по технологической карте последовательности
изготовления.
Показ приемов выполнения плетения. Инструктаж
по безопасным приемам труда при работе с
ножницами.
2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.
3. Текущий инструктаж учителя.
4. Заключительный инструктаж учителя:
- анализ выполнения самостоятельной
работы учащимися.
5. Подведение итогов урока учителем:
|