Вид занятия: Восприятие искусства. Изображение на плоскости. Декоративно-прикладная деятельность и дизайн.
Цель: Приобщить школьников к устоявшимся
общечеловеческим и национальным ценностям прошлого и настоящего,
развивать человека способного осознанно воспринимать искусство и
включаться в процесс создания гуманистических социально одобряемых
ценностей.
Задачи:
- Расширение представлений учащихся об особенностях станкового и
монументального искусства. Живопись. Материалы и техники живописи
(масленая живопись, темпера, фреска, мозаика, витраж);
- Развитие творческого потенциала школьника, его проектных
способностей и способностей к генерации идей, художественных
представлений и образов;
- Развитие самосознания школьника и воспитание у учащихся чувства
патриотизма, гражданского долга, любви к Родине, гордости за белорусский
народ;
- Закрепление художественных умений и навыков на основе изготовления витража.
Метод: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический).
Оборудование для учителя: Электрифицированный макет
для демонстрации витражей. Таблица с алгоритмом работы, иллюстрации
белорусского и мирового искусства (витражей, и материалов посвященных
Дню Победы).
Оборудование для учащихся: файл А4, краски гуашевые или арильные, маркеры, цветная бумага, клей, кисти, скотч.
Ход урока
1) Организационная часть урока. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Сообщение целей урока.
2) Изучение нового материала.
А) Беседа с учащимися. Расширение представлений
учащихся об особенностях станкового и монументального искусства.
Живопись. Материалы и техники живописи (масленая живопись, фреска,
мозаика, витраж).
Живопись делится на станковую и монументальную.
Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном
на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и
название «станковая живопись».
А само слово «монументальная» говорит о чем-то большом и значительном. Монументальная живопись
— это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески,
витражи, мозаика). Произведения монументальной живописи нельзя отделить
от его основы (стены, опоры, потолка и т.п.). Темы для монументальных
картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические
подвиги, народные сказания, легенды, религиозные.
Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей.
Витражи — произведения декоративного искусства,
выполненные из цветного стекла или другого, пропускающего свет
материала. Витражи используются для украшения окон, стеклянных дверей,
прозрачных перегородок.
В толковом словаре Ожегова значится «Витраж — картина или узор из цветного стекла».
Цветные окна были украшением средневековых соборов. Большие ажурные
окна с их цветными стеклами — витражами делают интерьер огромных зданий
более легким, зрительно увеличивают внутреннее пространство собора.
Цветные витражи оформляют огромные окна и создают внутри храма
своеобразную цветовую среду, неповторимую атмосферу.
В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает общественные
здания (окна, двери, интерьерные перегородки), изменяя их облик. Витражи
все больше входят в моду. Декоративные возможности витражного стекла
огромны. Это не просто функциональная часть интерьера, это свет, цвет,
настроение.
Мозаика — один из видов монументального искусства. В
мозаике изображение и орнамент составляются из кусочков разноцветных
натуральных камней, стекла (смальты), керамики, дерева и других
материалов.
Фреска — картина, написанная водяными красками, по свежей штукатурке.
Ребята демонстрируются иллюстрации, репродукции с фрагментами мозаики, фресок, витража.
Ребятам предлагается перечислить: варианты использования витражей в
современном интерьере (кто больше, разнообразнее + фантазия).
Б) На магнитную доску крепится плакат-памятка и открытки посвященные Дню Победы:
Фреска — картина, написанная водяными красками по свежей штукатурке. |
Мозаика — изображение составленное из разноцветных кусочков стекла, керамики. |
Витраж — произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого, пропускающего свет материала. |
И технологический алгоритм изготовления витража:
- Выполнить эскиз + цвет.
- Выполнить контурный рисунок.
- Сделать бумажный каркас с вырезанными ячейками.
- Расписать в различной технике (возможна вклейка цветной пленки).
- Повернуть работу и покрасить перемычки черной краской.
- Витраж готов, теперь можно вставить его в каркас с подсветкой.
В) Эскиз витража выполняется в соответствии с предложенной темой: «ДЕНЬ ПОБЕДЫ».
Перед учащимися ставится проблемный вопрос: какие символы используют художники при создании поздравительных открыток?
Проектируемые ответы учащихся:
Салют Победы, Белый голубь – символ мира, памятник, обелиск, вечный
огонь, гвоздики и др. цветы, ордена, медали, орденские планки, ветераны
войны.
Вопрос учащимся: Как вы думаете, почему горит Вечный огонь? Что он символизирует?
Ответы детей обсуждаются педагогом.
Патриотический рассказ учителя:
Уже много лет прошло с того времени, как прогремел последний выстрел
Великой Отечественной войны, но в нашей памяти снова и снова
воскрешаются образы дорогих нам людей. Тех, кто отдал свою жизнь за
бедующее, в котором нам с вами тепло и уютно. В этот светлый праздник мы
отдаем глубокую дань уважения тем, кто прошел трудными дорогами войны, а
вернувшись с фронта, восстановил страну, израненную, разрушенную.
Память об этих людях должна жить не только в обелисках и негасимом огне
Великой Победы, но и в наших сердцах. Этот поистине всенародный праздник
отмечается во всей стране: цветы, теплые слова и награды ветеранам,
праздничный салют.
Г) Обязательно напомнить детям о правилах гигиены и безопасности труда:
- Рабочую поверхность накрой пленкой или газетой, под рукой имей тряпку, салфетку для рук.
- Не забывай, на столе находится емкость для мусора.
- Аккуратно работай с ножницами, не держи острием вверх!
- Не оставляй кисть для клея в банке с клеем.
- После работы, вымой кисти, убери рабочее место.
3) Практическая работа.
Во время выполнения работы, звучит музыка Баха, Вивальди.
Эскиз витража выполняется в соответствии с предложенной темой: «ДЕНЬ ПОБЕДЫ».
Сделать настоящий витраж, используя цветные стекла – дело непростое,
для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия, но
можно сделать подобие витража, который сохранит эффект цветного
свечения.
Работа учителя:
- следить за последовательностью ведения работы;
- воспитывать аккуратность при выполнении рисунка;
- индивидуальная помощь учащимся в решении возникающих вопросов.
4) Подведение итогов урока, анализ и оценка результатов художественно-творческой деятельности.
Витражи демонстрируются при помощи каркаса, выполненного из
деревянных реек. Внутри каркаса находится настольная лампа без абажура.
Ребята выбирают лучшие работы. Оценка деятельности учащихся их
друзьями, товарищами, по учебе для ребят под час более значимая, чем
оценка педагога.
|