Цели:
- Образовательные:
Познакомить с морфологическим признаком прилагательных – изменением
по родам; научить определять род имен прилагательных по существенным
признакам; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте;
вырабатывать умение употреблять прилагательные в устной и письменной
речи.
- Развивающие: развивать коммуникативные , мыслительные операции, обогащать словарный запас учащихся.
- Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, нравственные качества и эстетические чувства.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Оборудование: проектор, компьютер, рисунок ландыша.
План урока.
I. Организационный момент.
Мотивация на урок.
Прикрыли глаза и мысленно сказали: "Я внимателен, я думаю, я
сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”. Покажите
улыбкой, что мы желаем друг другу удачи в сегодняшнем путешествии по
стране знаний. Каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек
узнает много нового, интересного. Мы совершим путешествие на весеннюю
лесную полянку (слайд 2).
-А с каким настроением вы отправляетесь в путешествие? С этим настроением мы будем работать весь урок.
- На лесной полянке мы видим цветы-слоги. (Слайд 3)
II. Минутка каллиграфии.
-Прочитайте эти слоги.
-Какие слова можно составить?
На вес лан шла дыш при це солнце (весна, ландыш, пришла, солнце)
-Составьте слова, запишите (слайд 4).Какое слово лишнее? Почему? (имена существительные)
-Что вы знаете об имени существительном? (слайд 5) Постоянные признаки непостоянные признаки
Одушевленные изменяются по числам и падежам.
Неодушевленные
Бывают: ж.р.,м.р., ср.р.
III. Работа над новым материалом.
1) На полянке среди цветов нас встречает весенний цветок (слайд 6)
-Опишите, какой он?
-Послушайте, как описывает образ ландыша в своем произведении С.Я. Маршак.
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточке жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
- Слова какой части речи помогли его образно описать?
-Поиграем в вопросы и ответы. Актуализируем наши знания по теме «Имя прилагательное»
(задают по рядам)
-Что такое имя прилагательное?
-С какой частью речи связано имя прилагательное?
-Что обозначают имена прилагательные?
2) Сообщение темы и цели урока.
-Рассуждая об имени существительном, мы отметили, что имена существительные имеют ряд морфологических признаков (слайд 5 )
-А о каком морфологическом признаке имени прилагательного вы бы хотели узнать?
-Сегодня на уроке мы: - познакомимся с морфологическим признаком прилагательных - изменением по родам;
-научимся определять род имен прилагательных по существенным признакам;
- будем развивать коммуникативные умения в процессе общения друг с
другом, на основе которых вы обогатите свой словарный запас.
3. Введение в тему
-Солнышко послало на землю ласковые лучики с заданием.
(слова на слайде 7):
-Прочитайте слова на лучиках. Что вы заметили? Чем отличаются существительные?
-Прочитайте слова на полянке.
-Что вы можете о них сказать?
-Составьте словосочетания существительное + прилагательное, поставьте
вопрос от существительного к прилагательному и запишите в тетрадь
(коллективно)
-Ветерок (он, мой) м.р.
-ветерок (какой)
-ветерок (какой?) ласковый, весенний, озорной
-Какого рода прилагательные ласковый, весенний, озорной?
-Почему?
-Продолжите дальше вы сами.
Трава (какая? ) зеленая, ранняя.
Облачко (какое?) легкое, синее
--Какой вывод можно сделать? (слайд 8)
-Вы сейчас сделали открытие, которое сопоставите с утверждением ученых – лингвистов.
-Откройте учебник на странице 142. Прочтите.
-Понаблюдаем за окончанием имен прилагательных разных родов, выделив их в тетради.
(фронтально)
-Сделайте вывод (работа с учебником) Изменение имен прилагательных по родам - морфологический признак имен прилагательных
IV. Физпауза.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в сторону, вперед,
На опушке зайчик ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх.
Убегаем мы от всех.
Сели тихо-тихо в класс,
Там послушаем рассказ.
V. Закрепление изученного материала и способов деятельности учащихся.
1) Самостоятельная работа.
-Обратите внимание, какие были яркие весенние слова: весна,
подснежник, солнце. Но слова русского языка живые. В каждом слове свой
образ. Предлагаю создать эти образы с помощью прилагательных в
контексте составления предложения.
-Какое задание вы бы предложили к данным предложениям?
2).Фронтальная проверка .
- Как вы определяли род имен прилагательных?
-Какую роль играют имена прилагательные?
3) Выборочный диктант.
-А сейчас я хочу проверить, как вы самостоятельно умеете определять
род имен прилагательных. Можете поработать в паре (слайд 9)
-Выпишите номера:
1 ряд- м.р.
2 ряд - ж.р.
3 ряд.- ср.р.
1.Белая береза
2. солнечный зайчик,
3. яркое солнце,
4. хрупкий подснежник;
5.звонкая капель,
6. голубое небо, 7. весенние цветы.
8.душистый ландыш
9.глубокое озеро
10.мохнатая пчела.
(проверка на доске)
-Какое словосочетание вызвало у вас затруднение? Почему? В каком числе стоит имя существительное? А прилагательное Вывод: род имен прилагательных можно определить только в единственном числе
.
(слайд 10)
VI. Домашнее задание.
Используя слова, словосочетания и предложения, составьте дома
тексты по теме « Весна». Это могут быть сказка, рассказ, стихотворение,
загадка.
VII . Творческая работа.
1) Сильные учащиеся выполняют работу по карточкам. Пришла ранн .. весна. Ярк.. солнце шлет на землю свет и
тепло. Стучит звонк.. капель. Журчат весел.. ручейки . Деревья в лесу
надели зелен.. наряд. Как чудесно пахнут белые ландыши!
Задание:
-Вставить пропущенные окончания. Определить род имен прилагательных.
-Что вы представили? Что увидели?
_-Какие слова помогли увидеть эти образы?
(Эти слова являются средствами выразительности нашей речи и называются эпитетами)
(слайд 11) Эпитет – это определение, придающее образность или
эмоциональность слову или выражению и подчеркивающее один из
признаков предмета
-Выделите эпитеты в данном тексте.
2).Слабые учащиеся работают с учебником на стр.144, упражнение 335.
-Прочтите задание. Поднимите руку те, кто испытывает затруднения.
(Фронтальная проверка)
-Выделите эпитеты в данном тексте.
VIII.Тестовая проверочная работа (слайд 12, 13)
Имя прилагательное
- Имена прилагательные - это
- а ) слова, которые обозначают предметы;
- б) слова, которые обозначают признаки предметов;
- в) слова, которые обозначают действия предметов.
- Имена прилагательные
- а) бывают мужского, женского и среднего рода;
- б) изменяются по родам.
- Род имени прилагательного зависит
- а) от рода имен существительных;
- б) от глагола.
- Выпишите прилагательные м.рода
- а) голубой;
- б) добрая;
- в) красивый.
- Выпишите прилагательные ср.рода
- а) могучий;
- б) яркое;
- в) весеннее.
- Выпишите прилагательные ж.рода
- а) лесной;
- б) пушистая;
- в) ранняя
IX. Итог.
Знал…
Узнал….
Хочу узнать…
X. Рефлексия.
Ваши домашние тексты уютно разместятся на лесной весенней полянке с
ландышами настроения, полученного от проведенного урока. Укрась лесную
полянку ландышами. |