Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ПО СВОЕЙ СУТИ СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ
Отличительная особенность нового стандарта - его направленность на
переход всей системы образования к стратегии социального проектирования и
конструирования. Можно сказать, что сами Федеральные стандарты общего
образования являются по своей сути социальным проектом, цель которого, с
одной стороны, создание новой модели образования, отвечающей
социально-экономическим потребностям современного общества, с другой -
воспитание нового поколения граждан с определенными интеллектуальными и
личностными характеристиками, формирование которых возлагается прежде
всего на образовательное учреждение.
Отсюда вытекает объективная необходимость целенаправленной работы
всей системы образования по подготовке выпускника, не просто владеющего
определенными знаниями и умениями, но и обладающего конкретными
личностными свойствами, которые становятся результатом освоения
образовательной программы.
ВСЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ
СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СВЯЗАНО С РАЗРАБОТКОЙ И
ВНЕДРЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Основой деятельности педагога-психолога - специалиста
образовательного учреждения, как и педагогов, реализующих этот проект,
неизбежно оказывается социально-психологическое проектирование и моделирование.
Подчеркнем, что деятельность педагога-психолога в данном контексте сама
по себе не является социальным проектом. Правильнее отнести ее к
категории социальных (в данном случае психолого-педагогических)
технологий, т. е. воспринимать ее как упорядоченную последовательность
процессов, методов, приемов, направленных на достижение социального
заказа. Из этого вытекает, что все содержание деятельности по
психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса
связано с разработкой и внедрением социальных технологий.
Компетенции обучающихся как результат освоения основной
образовательной программы формируются в ходе реализации этой программы,
при этом урок служит основным средством, а учитель выступает главным
действующим лицом, обеспечивающим формирование всех видов компетенций,
включая метапредметные и личностные. Это предъявляет новые высокие
требования к профессиональным, информационным, коммуникативным и
личностным качествам преподавателя.
НЕ ВСЕ ПЕДАГОГИ ГОТОВЫ К ПРОИСХОДЯЩИМ ИЗМЕНЕНИЯМ
К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям.
Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к
новым стандартам, учитель сохраняет прежнее содержание образовательного
процесса, механически применяя технологии системно-деятельностного
подхода, что снижает результативность урока и вызывает еще большее
эмоциональное отторжение инноваций частью педагогов. Отдельно следует
рассматривать поставленную перед учителем задачу достижения
обучающимися метапредметных результатов освоения программы в ходе
урочной деятельности, что требует высокой психологической компетентности
преподавателя.
Некоторым педагогам оказалось непросто мотивировать себя к принятию и
включению в реализацию происходящих изменений. Специалисты
психологической службы столкнулись с тем, что глубина и масштаб перемен,
ожидаемых от педагогов, иногда весьма негативно влияют на психическое
здоровье и эмоциональное благополучие ряда учителей, оказавшихся
неготовыми их принять.
В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ФГОС ПСИХОЛОГ ДОЛЖЕН СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ
НА ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПЕДАГОГА, А ТАКЖЕ НА РАЗВИТИИ ЕГО
КРЕАТИВНОСТИ, ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Такая ситуация вызывает потребность в смещении приоритета в
профессиональной деятельности педагога-психолога с непосредственной
работы с обучающимися на психологическое просвещение, а также профессиональную и личностную поддержку учителей.
В рамках перехода на новые ФГОС психолог должен сосредоточиться на
формировании мотивационной сферы педагога, развитии его креативности,
готовности к инновационной деятельности. Введение этих стандартов
предъявляет новые требования к уровню психолого-педагогической
компетентности всех специалистов образовательного учреждения, и прежде
всего учителя.
Роль психолога в образовательном учреждении, таким образом, не просто
возрастает, а несколько меняется. Для продуктивного взаимодействия с
педагогическим коллективом психолог должен стать его полноценным членом,
в достаточной мере обладать знаниями в области организации и
реализации педагогического процесса, принимать активное участие во всех
аспектах школьной жизни. С сожалением отметим, что именно этот компонент
профессиональной подготовки данного специалиста оказывается слабым
звеном. Зачастую даже опытные педагоги-психологи, много лет работающие в
образовательном учреждении, имеют весьма расплывчатые представления о
содержании образовательной программы, методике преподавания,
особенностях организации учебного процесса.
Для успешного преодоления данной проблемы необходима организация специальной дополнительной профессиональной подготовки педагогов-психологов,
что может быть обеспечено как в рамках курсов повышения квалификации,
так и в ходе мероприятий, проводимых для методического обеспечения
психологов.
В связи с внедрением ФГОС содержательные изменения в структуре
психологического сопровождения образовательного процесса должны быть
внесены также в диагностическую, развивающую, коррекционную и
профилактическую деятельность психолога. Исследование, проектирование,
конструирование становятся ведущими типами его работы в обучении, что
повышает требования к профессиональным и личностным качествам психолога
в деятельностной парадигме.
Организационная структура психологического сопровождения образовательного процесса
Введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые
требования не только к содержанию, но и к организационной структуре
психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из
задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического
сопровождения образовательного процесса.
Модель деятельности школьного психолога
Предлагаемая нами модель деятельности школьного психолога (рисунок) -
при сохранении традиционных направлений работы, таких как диагностика,
коррекция, развитие, психологическая профилактика, консультирование,
психологическое просвещение - предполагает еще четыре основных блока:
- диагностико-прогностический;
- экспертно-аналитический;
- блок социально-психологического проектирования;
- коррекционный.
Блоки психологического сопровождения реализуются на основе
планирования психолого-педагогической работы последовательно для каждой
категории участников образовательного процесса в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, а также целями и
задачами, стоящими перед образовательным учреждением.
|