обобщить знания учащихся по теме: "Россия в эпоху Петра
I” и,охарактеризовать
нововведения Петра 1 в области культуры и быта рассмотреть
достижения в области архитектуры
приобщать учащихся к творческой деятельности, учить
применять конкретные знания в новой ситуации;
развивать умственную деятельность учащихся - умения
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
воспитывать любовь и уважение к истории родной страны;
Оборудование:
Слайды
с изображениями видов Санкт-Петербурга (приложение 1), костюмы боярина и
боярыни в 17 веке, дворян в XVIII веке, жетоны с условным логотипом турфирмы.
Ход
урока
Учитель:
-
Здравствуйте, уважаемые посетители! Добро пожаловать в туристическое агентство
"ШТО”, что означает школьное туристическое образование. Города России, Лондон,
Нью-Йорк, Париж — любой город мира может пасть к вашим ногам при помощи нашей
турфирмы. Сегодня начинается специальная акция — ваша задача собрать пять
логотипов нашей фирмы, после чего вас ждет розыгрыш туристических путевок.
Выиграв путевку, вы сможете сразу же отправиться в путешествие!
Но
приобрести эти логотипы будет непросто — нужно справиться с некоторыми заданиями.
Вот они:
1. Сенат был создан
А) 1700 г.
Б) 1711 г.
В) 1721 г.
2.
Из перечисленного выберите сражения Северной войны:
A)
взятие Азова;
Б) Полтавская битва;
B) освобождение Москвы от интервентов;
Г) Нарвское сражение.
3.
К характеристике
абсолютизма относится
А) наличие представительного органа
Б) неограниченная власть монарха
В) контроль народа над работой государственной власти
4.
Какое событие произошло раньше других?
A)
Учреждение Сената;
Б) Полтавская битва;
B) Астраханское восстание;
Г) Завоевание Нотебурга;
Д) Создание Главного магистрата.
5.
В 1724 году для
увеличения сбора налогов правительство провело
А) подушную подать
Б) подворную подать
В) Рекутский набор
Учитель:
Итак, если вы накопили достаточное число логотипов, вас ждет розыгрыш. Испытаем
судьбу (один из учащихся вытаскивает из коробки бумажку с названием города). И
вам достается путевка в прекраснейший уголок мира, замечательный город - Санкт
- Петербург. Поздравляю!
Путешествие
будет осуществляться по следующему плану:
1.
Сначала нас ждет обзорная экскурсия по городу с остановками у особо значимых
объектов.
2. Далее нам предстоит посетить Петербургский центр исследования народных
обычаев и традиций
3. И напоследок мы заедем в Петербургское модельное агентство.
Как
настоящие путешественники вы должны быть очень внимательны и наблюдательны. Все
свои заметки о путешествии вы должны на протяжении всей поездки вносить в
путевые листы, которые есть у каждого из вас. Когда мы вернемся из поездки, вы
их сдадите, и на следующем уроке мы сможем определить самых внимательных
туристов. Сейчас у вас есть минута для ознакомления с вопросами путевого листа,
можете уже начать его заполнять.
Путевой лист
Фамилия,
имя туриста ___________________________________________________________
Маршрут: село Верхняя
Грязнуха _______________________________
Тема путешествия:
_______________________________________________________________
Обзорная
экскурсия
1)
Дата основания Санкт-Петербурга_________________________
2) Первая постройка города _________________________________
3) Острова, посещенные в ходе экскурсии:
_________________________________________
4) Достопримечательности Васильевского острова:
___________________________________
_______________________________________________________________________________
5) Другие достопримечательности Санкт Петербурга:
6)
В честь кого установлен памятник "Медный всадник”?
_____________________________
7) Какая из достопримечательностей является загородной?
____________________________
Петербургский
центр исследования народных обычаев и традиций
Какие
новые развлечения были введены? ___________________________________________
_______________________________________________________________________________
Модельное
агентство
Какие
изменения в моде произошли при Петре I?_____________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Так
как наша турфирма является школьной и образовательной, поездка будет
тематической. Тема нашей поездки: "Изменения в культуре и быте при Петре I”.
Устраиваемся
поудобнее в нашем комфортабельном автобусе, мы отправляемся. Я буду вашим экскурсоводом - внимательно слушаем мой рассказ. Не забывайте о путевых
листах.
На
берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася...
...И
думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно...
экскурсовод:
Начальной
датой основания Санкт-Петербурга стал день 16 мая 1703 года, когда в устье реки
Невы на Заячьем острове Петр 1 заложил крепость, которая предназначалась для
защиты земель, отвоеванных в ходе Северной войны со Швецией. Назвали крепость
Петропавловской, так как на ее территории была возведена деревянная церковь во
имя апостолов Петра и Павла. В 1712 году швейцарский архитектор Трезини основал
на территории крепости каменный Петропавловский собор, где находится
усыпальница царей - от Петра 1 до Николая 2.
экскурсовод:
Наряду
с Заячьим островом важнейшей составной частью Санкт - Петербурга является
Васильевский остров. С 1713 года на его Стрелке начал функционировать
петербургский порт. На этом острове были возведены первые крупнейшие здания
Санкт-Петербурга - палаты Александра Даниловича Меньшикова - друга и помощника
Петра 1. (здесь проводились приемы иностранных послов); Кунсткамера (в переводе
- "кабинет редкостей”) - первый в России музей. Его экспонаты - всевозможные
диковины вроде двухголового теленка или овцы с двумя языками.
экскурсовод:
В
левобережной части Санкт-Петербурга было заложено здание Адмиралтейства,
которое первоначально было деревянной крепостью и строительной верфью. Позднее
здание было перестроено архитектором Захаровым и стало каменным. Вокруг
Адмиралтейства возникали слободы, где жили моряки, рабочие и служители верфей.
В 1711 году от Адмиралтейства была проложена пленными шведами "Невская
першпектива”, прямая улица, переходившая в дорогу к Москве (ныне Невский
проспект).
экскурсовод:
Недалеко
от Адмиралтейства находится Исаакиевский собор, который был назван в честь
святого покровителя Петра 1 - Исаакия. В 1710 году появилась первая деревянная
церковь, которая несколько раз перестраивалась и итоге получила имеющийся вид.
1-й
экскурсовод:
Рядом
с Исаакиевским собором расположилась площадь Декабристов (ранее - Сенатская,
так как через дорогу от нее располагался правительствующий Сенат). В центре
этой площади находится памятник Петру 1 ("Медный всадник”), ставший символом
Санкт-Петербурга.
Петр
1 в детстве привык к московским садам. Он испытывал сильное влияние голландского
стиля. Поэтому в центре Санкт-Петербурга царь размещает Летний сад. А на углу у
набережной Невы был построен двухэтажный Летний дворец Петра 1.
экскурсовод:
С
1714 года начинается время большой застройки Петербурга, подчиненной
определенному плану. В центре и на набережных разрешалось строить только
каменные дома.
В
1705 году по приказу Петра 1 на южном берегу Финского залива появился
дворцово-парковый ансамбль Петергофа - это загородная императорская резиденция
с поразительными фонтанами и каскадами.
Учитель:
Обзорная
экскурсия закончена. Дальше мы отправляемся в Петербургский центр исследования
народных обычаев и традиций. Хотя в центре и работают опытные специалисты, нас
могут ждать различные неожиданности. Чтобы быть к ним готовыми, нужно хорошо все
знать.
Сейчас
в течение нескольких минут ознакомьтесь с соответствующим текстом учебника и
подчеркните все произошедшие при Петре 1 изменения. Ну а теперь послушаем
рассказ специалистов Центра (после прочтения текста).
Учащиеся
должны найти ошибки в тексте.
1 текст
Петр
I ввел новое летосчисление - не от сотворения мира, как было раньше, а от дня
восшествия на престол династии Романовых. Поэтому вслед за 7207 годом наступил
1700 год. К тому же год теперь начинался не с 1 сентября, а с 1 марта. На Новый
год ввели традицию украшать дома сухой травой, ветками березы.
А
также был создан первый в России общедоступный театр, для него в Петербурге на
окраине города было построено специальное помещение.
2 текст
На
манер стран Западной Европы Петр 1 ввел новые формы развлечений: праздники с
фейерверками и маскарады. С 1718 года он специальным указом ввел ассамблеи,
которые стали устраивать в крестьянских домах. Особенностью этих собраний стало
то, что женщинам было туда появляться запрещено. Вечер проходил в беседах,
обсуждении новостей, танцах. Но кушать на таких мероприятиях было запрещено.
Учитель:
Ну
и последний наш пункт назначения - Модельное агентство. Посмотрим петербургскую
моду.
Наверное,
всем известно как нравились первому императору России различные преобразования.
Не обошел он своим вниманием и моду.
Рассмотрим
для примера костюм знатного боярина с боярыней времен 17 века: длинная
бесформенная верхняя одежда, скрывающая фигуру. У боярина - длинная борода и
весь вид не очень-то располагающий.
Но
как резко все меняется при Петре 1: на манер стран Западной Европы кардинально
меняется внешний облик российской знати. Женское платье стало более изящным и
изысканным, появились веера и другие аксессуары. В мужской одежде, прежде
всего, отказались от длинных кафтанов, а ввели ношение европейской одежды -
камзолов, чулок, галстуков и т.д.
Кроме
того, дворяне и бояре должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил либо
большой штраф, либо ссылка.
Все
эти преобразования отражены в нашей новой коллекции. (По ходу рассказа учащиеся
демонстрируют наряды боярина и боярыни в 17 веке, дворянина и дворянки в 18
веке.)
Учитель:
Вот
и закончилось наше путешествие, автобус приближается к нашему селу, мы уже
дома. Не забудьте сдать путевые листы со своими наблюдениями.