Цели: закреплять умение измерять длины отрезков; совершенствовать умение чертить геометрические фигуры; развивать умение анализировать и сравнивать. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счет. 1. Подумайте и решите цепочки примеров. 6 + 4 – 5 – 4 + 8 – 3 = o 2 + 7 – 4 + 3 – 4 – 2 = o 7 – 5 + 8 – 6 + 0 + 3 = o 2. Поможем ёжику добраться до норки. Перед ним две дорожки. Длина одной дорожки 9 см, а длина другой 11 см. сравните, какая из них короче? Какая длиннее? На сколько сантиметров длиннее? На сколько сантиметров короче? Как узнали?
III. Сообщение темы урока. – Рассмотрите иллюстрацию на доске. красный синий зеленый желтый
– Чему равна длина красного карандаша? – Выберите правильные о т в е т ы: – Длина красного карандаша: а) 4 зеленых карандаша; б) 3 синих карандаша; в) 8 желтых карандашей. – Чему равна длина синего карандаша? (Двум зеленым карандашам.) – Чему равна длина зеленого карандаша? (Двум желтым карандашам.) – Сегодня на уроке повторим правила измерения длины предметов. IV. Работа по учебнику (с. 70). З а д а н и е № 1. – Какую форму имеет картина? (Форму прямоугольника.) – Какую форму имеют рамки для картин? (Форму прямоугольника.) – Сравните рамки. Чем они отличаются? (У них разные размеры.) – С помощью линейки определите, к какой рамке точно подходит данная картина. Учащиеся измеряют в сантиметрах размеры картины. (2 см и 3 см.) – Запишите результат измерения рядом с соответствующей стороной картины. – Измерьте рамки. (Результаты измерений также записываются около соответствующих сторон рамок.) После этого учащиеся переходят к сравнению размеров картины и размеров рамок. Здесь можно действовать м е т о д о м исключения, отбрасывая те рамки, в размерах которых присутствуют другие, чем в размере картины, числа. Тогда оставшаяся рамка и будет искомой, но для окончательного ответа следует еще раз сравнить размеры картины и размеры выбранной рамки. З а д а н и е № 2. – Что изображено на чертеже? – Назовите основные свойства отрезка. (Отрезок – часть прямой. Имеет начало и конец.) – Измерьте длину данного отрезка. (9 см.) – Начертите отрезок, который на 3 см длиннее данного. Какое действие необходимо выполнить? 9 см + 3 см = 11 см – Сколько дециметров содержится в 11 см? – Сколько еще сантиметров? 11 см = 1 дм 1 см – Измерьте второй данный отрезок. (14 см.) – Начертите отрезок, который на 2 см короче данного. – Что означает выражение «на 2 см короче»? Какое действие необходимо выполнить? 14 см – 2 см = 12 см – Сколько дециметров и еще сантиметров содержится в 12 см? 12 см = 1 дм 2 см З а д а н и е № 3. – Измерьте длину полосок. (11 см и 12 см.) – Запишите длину каждой полоски сначала в сантиметрах, а потом – в дециметрах и сантиметрах. 11 см = 1 дм 1 см 12 см = 1 дм 2 см – Раскрасьте ту полоску, которая длиннее. (12 см.) – Вычислите, на сколько сантиметров раскрашенная полоска длиннее, чем нераскрашенная. Какое действие надо выполнить? 12 см – 11 см = 1 см Ф и з к у л ь т м и н у т к а Учащиеся выполняют упражнение. Двое шустрых поросят Так замерзли, аж дрожат. Посчитайте и скажите: Сколько валенок купить им? (4.) V. Работа в печатной тетради № 2 (с. 123–124). Учащиеся выполняют задания № 1–3 по выбору учителя. Ф и з к у л ь т м и н у т к а VI. Самостоятельная работа. – Измерьте длину отрезков.