Цель урока: Развивать эстетический вкус и чувство
прекрасного, прививать любовь к классической музыке и изобразительному
искусству, воспитывать уважение к друг другу.
Оборудование: Портрет П. И. Чайковского, аккордеон,
магнитофон, цветные нотки, шкатулка, искусственный цветок, корзина,
рисунки цветов, цветик-семицветик, карточки с темпами, мелодиями,
портреты художников, картины художников, переносная доска, магниты.
Звенит звонок на урок. Дети построены около класса, парты
расставлены по группам (3 группы).
Вход под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов», дети по
окончании музыки рассаживаются на места по группам.
У. М.
Нынче нам на урок поутру невесть откуда,
Глянь прислали сундучок, чудо, цвета изумруда
В малахитовых разводах и окован серебром
Вот узнать бы, что таится в сундучке старинном том.
Может в нем таится клад, и сокровища лежат.
Ребята, этот сундучок не простой, если за ответы на уроке вы
получите 3 или больше ноток, то в сундучке есть глубина, кто доберется
до дна, тот и получит в награду, все драгоценные клады.
(Учитель открывает шкатулку начинает звучать фонограмма леса.)
У. М. Ребята, сегодня у нас необычный урок, на
котором мы познакомимся с новым композитором и его музыкой, отправимся в
путешествие, где вспомним весенние краски, а может быть еще попадем в
какие либо приключения. И так в путь, а что бы нам было не скучно идти,
давайте споем песню.
(Дети поют песню «Вместе весело шагать» и маршируют по классу,
затем около парт. По окончании музыки дети садятся и звучит пение птиц,
журчание ручья, стрекот сверчков.)
У. М. Вот мы и в лесу, журчит ручей, поют песни
птицы, вот такую сказочную природу любил композитор, с которым мы
сегодня и познакомимся – это П. И. Чайковский , который родился в 1840
г. в 19 веке.
Это самый первый композитор, который получил профессиональное
образование в консерватории, был одним из немногих, кто создал очень
много произведений в самых разных жанрах. Это оперы, балеты, симфонии,
концерты, альбомы.
(Дети записывают фамилию в тетрадь. Показ портрета.)
У. М. Ребята, кто может ответить что такое опера,
балет, симфония.
У. М. П. И. Чайковский очень любил русскую природу,
и часто отправлялся к реке, на луг, в лес, чтобы полюбоваться
природой, а затем возвращался домой, и у него рождались прекрасные
произведения. Однажды у него появился цикл пьес, который он собрал в
альбом и назвал его «Времена года». Сейчас мы послушаем одну из этих
пьес и определим, какое время года хотел изобразить композитор.
(Слушание «Апрель» после прослушивания учитель задает вопросы, а
дети отвечают на них с помощью карточек - подсказок).
У. М.
- Какое время года изображает композитор?
- Какой темп?
- Какая мелодия?
(Дети поют песню о весне.)
У. Р. Ребята, вы правильно сказали, что после зимы
все просыпается и наступает весна. А кто может сказать какого цвета
весенние листочки, что с ними становится потом. Ребята, смотрите, у нас
в сундучке лежат конверты с заданиями.
(Каждая крупа берет задание и читает его.)
Изобразите крещендо зеленого цвета. Ребята, а что такое крещендо?
Давайте его изобразим на счет 4.
Давайте изобразим на скорость цветовую гамму зеленого цвета,
листочки постепенно меняют свой цвет от светлого к темному.
У. Р. Молодцы, ребята, вы хорошо справились с
заданием, ой, смотрите, какая – то корзина. Посмотрим, что в ней лежит.
(Учитель достает цветы, показывая детям, дети называют цветы,
учитель крепит их на доску на две группы.)
Вопрос детям: Почему я так разделила эти
цветы? (культурные и полевые)
Много художников писали картины, изображающие цветы. Это…
(Учитель называет картины и художников.)
А как называется жанр, который изображает цветы?
У. М. П. И. Чайковский тоже написал произведение,
которое назвал «Вальс цветов», и, хотя, этот вальс из балета
«Щелкунчик», - это произведение можно слушать и как самостоятельное.
Давайте заглянем в шкатулку, к нам в гости пришли весенние цветы.
(Дети, повторяя за учителем, танцуют вальс цветов, одев на
головы шапочки- с изображением цветов.)
У. Р. Ребята, у каждого есть свой любимый цветок,
давайте сейчас нарисуем этюд – а этюд – это отдельные фрагменты будущей
картины, и в конце урока соберем красивый букет, но не забудьте, что
весенние цветы очень нежные, и используются нежные тона красок.
(Дети рисуют в группах 1 - самостоятельно, 2 - по шаблону, 3 -
разукрашивают, параллельно дети рассказывают короткие стихи о весенних
цветах, поют «Песенку братьев», затем еще раз звучит пьеса «Апрель», на
доске тона, которые можно использовать при рисовании цветов.)
У. Р. Ребята, время подошло к концу, давайте
сделаем выставку рисунков и соберем их в один букет.
(Учитель крепит цветы на доске в букет и раздает нотки, звучит
песня «Городские цветы»).
У. Р. Ребята, я на урок принесла большой и красивый
нарцисс, где есть задания, которые надо выполнить, но он куда-то делся,
помогите мне его найти.
У. М. Не волнуйтесь, ребята, с помощью игры «Мяч »,
мы его быстро найдем.
(Игра «Мяч»)
У. Р. Вот он наш цветок. Отрывайте по очереди
лепестки у нарцисса и отвечайте на вопросы.
- С каким композитором познакомились?
- Какие произведения слушали?
- Какие художники любили писать картины, изображающие цветы?
- Что такое этюд, натюрморт?
- Какие весенние цветы знаем?
- Какие цвета используют при рисовании весенних тонов?
У. М.А теперь пора домой, сейчас я достану из
сундучка тот клад, о котором говорилось в начале урока, в обмен на
заработанные нотки на память об уроке вы возьмете себе одну большую
нотку, соответствующего цвета, это и будет ваша оценка за урок. Красная
– 5, зеленая – 4, желтая – 3, синяя – 2.
(Дети получают оценку).
У. М. Вы заметили, что в нашем путешествии не было
ни одного живого цветка, это не случайно, пусть цветы растут и радуют
глаз многим и многим людям, полюбуйтесь ими, не срывая.
(Под музыку «городские цветы» дети выходят из класса.) |