Два урока посвящаются поэтапному изучению
текста. Школьников нужно подвести к пониманию
того, почему этот памятник входит в сокровищницу
мировой литературы.
Третий урок посвящён образу главного героя —
Гильгамеша.
Историческая справка учителя об аккадском
варианте эпоса и открытии памятника. Сообщение о
целях изучения эпоса о Гильгамеше — начало
первого урока. Далее ученики делятся на пять
групп и самостоятельно знакомятся с таблицами
текста, выполняя задания; затем дети
представляют выполненные задания, учитель по
необходимости дополняет их. При этом делаются
краткие записи в тетрадь, обобщаются полученные
сведения.
|
|
Изображение
шумерского бога Солнца
|
Гильгамеш
борется со львом
|
Работа по группам
1. Знатоки мифов выписывают из
текста имена основных богов (учитель должен
проверить), ищут сведения о них в словарях и
энциклопедиях (учитель приносит на урок «Мифы
народов мира», Мифологический словарь и др.) и
составляют о них краткие сведения, на втором
уроке их представляют (в рисунках с
комментариями, в загадках, рисуя схемы...).
2. Юные географы выписывают
названия мест действия (где жил герой, по каким
местам путешествовал и т.д.) и рисуют карту
царства Гильгамеша и его путешествий.
В 5-м классе на уроках истории дети обучаются
работе с картой, учителя оценивают точность
обозначений контуров мест, ландшафтов и т.д.,
следя за правильностью выбранных знаков. Таким
образом осуществляется межпредметная связь.
Учитель приносит из кабинета истории карту с
изображением Двуречья или контурные карты, чтобы
детям легче было рисовать границы.
Кроме того, когда группа будет представлять свою
работу, то перескажет и сюжет — умение,
необходимое на уроках литературы и в жизни.
3. Юные историки выписывают те
сведения, которые дают представление о жизни,
быте, нравах, культуре шумеро-аккадских народов.
Учитель приносит на урок книги или иллюстрации с
изображением предметов быта, культуры шумеров,
аккадцев, которые дети могут использовать при
ответах. Они могут нарисовать и свои рисунки.
Задание может быть представлено творчески,
например в виде путешествия во времени, где
происходят встречи с гончарами, пахарями,
жрецами и др.
4 и 5 группы — юные литературоведы. Они
собирают сведения о героях — одна группа о
Гильгамеше, другая об Энкиду: портреты героев,
характеры, поступки, возможно, дают свою оценку.
Героев можно нарисовать, включить в рассказ
сценки-диалоги и другие творческие работы. Примечание:
в хрестоматиях
приводятся только отрывки из таблиц, поэтому
учителю на первый урок необходимо принести
полные тексты — либо И. Дьяконова, либо другие
переложения.
На третьем уроке рассматривается основной
вопрос — почему Гильгамеш не хотел умирать?
Вопрос философский, и поэтому требуется вновь
обратиться к тексту: перечитать и глубоко
осмыслить некоторые эпизоды, детали. На этом
уроке лучше работать вместе, а результаты работы
оформить в виде схемы, которая поможет не только
усвоить новые для пятиклассника элементы
конспектирования, но и провести аналитическую
работу.
Вопросы ученикам
1. Обладает ли Гильгамеш чертами героя?
2. Соответствует ли поведение Гильгамеша
положению царя?
3. Почему Гильгамеш хочет сразиться с Хумбабой?
4. Какие ошибки совершают друзья после победы над
Хумбабой?
5. Почему Гильгамеш отказался от предложения
Иштар стать её супругом?
6. Что является ошибкой в его поведении с Иштар?
7. Почему Энкиду умирает, а Гильгамеш, по мнению
богов, достоин прощения?
8. Какие чувства испытывает Гильгамеш после
смерти друга?
9. Какую тайну узнал Гильгамеш от Утнапишти?
10. Исполнилась ли мечта Гильгамеша?
Работа над проблемным вопросом
Что такое бессмертие в представлении шумеров и
каков путь к нему?
Составление схемы-тезиса:
Гильгамеш. Противопоставление черт
характера
Не имел равных по красоте и могуществу.
Обладал чувством справедливости: желал победить
всё зло в лице Хумбабы.
Гордый: отказывается от даров Иштар.
Жаждет бессмертия и готов ради этого на все.
|
Голова Хумбабы
|
Честолюбив: битва с Хумбабой создаст
ему «вечное имя», сделает бессмертным.
Неразумно растрачивал свои силы на буйство.
Дерзкий: не смиряется, бросает вызов богам.
Проявляет мужество, признав собственное
поражение.
Гильгамеш, постигший мудрость, «устал и
смирился». Учащиеся подводятся к выводу:
герой
меняется, пройдя множество испытаний как
физических, так и нравственных. Он постиг
мудрость, к которой стремится каждый человек.
Цель жизни человека — обретение радости в том,
что ты создал для людей полезного, что смог
передать другим. Примечание.
Запись представляет
собой противопоставление черт характера при
совершении тех или иных действий героя. Именно
при такой работе с текстом ученикам становится
ясно, что путь Гильгамеша к бессмертию лежит в
противоборстве внутренних желаний и реальных
поступков. |