"Наука всегда усваивается полнее,
когда она рассматривается в
состоянии
рождения».
К. Максвелл.
Цель:
выработать умение устанавливать связь между процессами,
происходящими в природе, обществе и развитием математики как науки.
Задачи: образовательная:
формирование
знаний истории развития понятия о числе;
развивающая:
формирование
умения выполнять элементарные мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнение
и т. п.);
воспитательная:
воспитание
чувства патриотизма, культуры диалога.
Тип занятия (по форме проведения): урок – исторический
обзор.
Оборудование: таблицы «Числовые знаки разных народов»,
портреты
ученых, рисунки, плакаты, листы с заданиями.
Структура занятия.
Этапы
занятия
|
Содержание изучаемого материала
|
Методические рекомендации
|
I этап
Организационный
момент.
|
Цель:
выработать умение
устанавливать связь между процессами,
происходящими в природе и обществе и развитием математики как науки.
|
Ознакомление
с темой занятия, постановка цели.
|
II этап
Психологическая
минутка.
|
Вступление: «Однажды
великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче
всего в
жизни. Он ответил, что легче всего поучать других, а труднее – познать
самого
себя. Мы познаем окружающую нас природу, но сегодня давайте заглянем в
себя.
Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?»
Психологический тест.
Переплетите
пальцы рук. Большой палец правой или левой руки оказался у Вас сверху?
Запишите результат буквами «Л» или «П».
Скрестите
руки на груди (поза «Наполеона»). Кисть, какой руки оказалась сверху?
Запишите результат.
Изобразите
бурные аплодисменты. Ладонь, какой
руки у Вас сверху? Запишите.
Эти
различия связаны с функциональной асимметрией мозга человека: у
«художников»
более развитое правое полушарие и преобладает образное мышление, у
«мыслителей» - соответственно – левое полушарие и логическое мышление.
Вот
и познакомились: вы – с собой; я – с вами. Можно переходить к познанию
темы
занятия.
|
Провести
психологический тест.
Цель:
выявить у каждого учащегося,
какой тип мышления у него преобладает.
Подвести
итоги теста;
Результат
«ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ППП» - типу
мыслителя.
Какой же тип преобладает у Вас?
Несколько
художников, несколько мыслителей, большинство – гармонично развитые
личности,
которым свойственно и логическое и образное мышление.
|
III этап
Актуализация
ранее полученных знаний.
Решение
«исторических» задач.
|
Вспомнить
исторические сведения о развитии понятия о числе, полученные при
обучении в 5
– 8 классах (приложение 1).
Возникновение
понятия о натуральном числе, как о результате счета отдельных
предметов,
является вопросом истории общечеловеческой культуры …
Начальная
стадия развития счета. Пальцевой счет и т. п.
Числа
– совокупности. Абстрактные числа.
Системы
счисления (непозиционные, позиционные).
Ведущая
роль русской математики в развитии теории чисел.
|
Материал
излагается в форме беседы.
Учащимся задаются
вопросы. Если они
затрудняются дать ответ, то учитель сам подробно отвечает.
Вопросы:
Какой
из древнейших письменных математических памятников дошел до нас?
(Папирус
Ринда).
Почему
появилось выражение «заруби себе на носу»? и т.д. (приложение 1)
|
IV этап
Устное
решение задач
«Математическая
мозаика».
|
Занимательные задания.
Какой
знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получилось число большее двух,
но
меньше трех?
[Запятую]
Найдите
лишнее число:
15; 36; 48; 90;
102.
[15 -нечетное]
Что
общего между парой слов:
дождь
– град;
нос
– глаз;
история
– математика?
Какое
слово лишнее:
круг,
квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник?
[Круг]
Выберите
два слова из пяти, которые наиболее точно определяют математическое
понятие:
Треугольник
(вершина, катет, сторона, центр, перпендикуляр).
[Вершина, сторона ]
Дробь
(делимое, числитель, делитель, знаменатель, произведение).
[Числитель,
знаменатель]
Степень
(корень, показатель, решение, основание, переменная).
[Показатель, основание]
|
Практикум.
Чтобы
справиться с решением той или иной задачи (не только математической,
но и в
широком смысле), ученик должен уметь выполнять мыслительные операции. Важными мыслительными операциями являются анализ,
синтез,
аналогия,
классификация,
сравнение.
Развитию
мыслительных операций способствует решение задач, в которых от
учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать
объекты с
разных сторон, указывать их различные свойства, а также постановка
различных
вопросов относительно данного объекта. Задачи рубрики «Математическая
мозаика» призваны, также поддерживать
интерес к математике.
|
V этап
Введение
нового материала.
Сообщение
дополнительных сведений.
|
Сделать
небольшие сообщения о числах, которые не входят в школьную программу
(приложение 2).
Комплексные
числа (изучают в физико-математическом классе).
Фигурные
числа (могут изучаться на факультативах, кружках).
Астрономические
числа.
Расстояние
до туманности Андромеды:
95 000 000 000 000 000 000
= 9,5 · 1018
масса
Солнца в граммах: 1,983 ·1033
Немного
о числовой мистике.
|
Материал можно изложить в
виде небольшой лекции.
Надо
провести частично-поисковую работу: попытаться выяснить,
сколько точек можно взять, чтобы из
них можно было составить «треугольную конфигурацию».
Диалог
о числах,
используемых в народных поверьях, пословицах, поговорках.
|
VI этап
Подведение
итога.
|
Вопросы:
Назовите
причины возникновения чисел.
[В
результате практической деятельности человека и т. п.]
Как
можно число «5» связать с жизнью?
[Школьная отметка «5», 5
пальцев на руке, 5
книг на полке, 5 парт в каждом ряду в кабинете и т. п.]
Какие
позиционные системы счисления мы используем (письменно и устно)?
Приведите
примеры. [Письменно–десятичную, устно–десятичную,
шестидесятеричную]
Назовите
ученых, о которых говорилось на занятии.
|
Подвести
итог занятию можно, проанализировав ответы учащихся на ключевые
вопросы по
основной теме. Работу можно организовать с помощью приема «вопрос –
ответ –
дополнения».
|
VII этап
Домашнее
задание.
|
Заключение: «На этом занятии мы проследили
историческую
связь между развитием человеческого общества и развитием арифметики, в
частности понятия о числе.
На
следующем занятии мы рассмотрим историю развития еще одной части
математики –
геометрии.
«История
науки не может ограничиваться развитием идей – в равной мере она
должна
касаться живых людей…» (Сергей Иванович Вавилов).
Задание:
подготовить
реферат или выступление о жизни и деятельности Леонардо да
Винчи;
решить
задачу о «фазанах и кроликах» несколькими способами.
|
Задание
учащиеся могут выполнять по желанию. Учителю необходимо указать
литературу:
Васютинский
Н. А. Золотая пропорция. – М.: Молодая гвардия, 1990.
Голованов
Я. К. Этюды об ученых. – М.: Молодая гвардия, 1976.
Дитякин
В. Т. Леонардо да Винчи. – М.: Детгиз, 1959.
Математический энциклопедический
словарь. – М.: Советская
энциклопедия, 1988.
И др. |
|