Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 04.05.2024, 06:45:09
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Изучение тайн природы и чисел – историческая взаимосвязь математики и повседневной жизни, путь становления науки
07.05.2011, 15:06:58
"Наука всегда усваивается полнее,

 когда  она   рассматривается  в

 состоянии рождения».

                                     К. Максвелл.

Цель: выработать умение устанавливать связь между процессами, происходящими в природе, обществе и развитием математики как науки.

Задачи:           образовательная:

формирование знаний  истории развития понятия о числе;

                         развивающая:

формирование умения выполнять элементарные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и т. п.);

                    воспитательная:

воспитание чувства патриотизма, культуры диалога.

Тип занятия (по форме проведения): урок – исторический обзор.

Оборудование: таблицы «Числовые знаки разных народов», портреты ученых, рисунки, плакаты, листы с заданиями.

 

Структура занятия.

 

Этапы

занятия

Содержание изучаемого материала

Методические рекомендации

I этап

Организационный момент.

Цель: выработать умение устанавливать  связь между процессами, происходящими в природе и обществе и развитием математики как науки.

Ознакомление с темой занятия, постановка цели.

II этап

Психологическая минутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление: «Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего поучать других, а труднее – познать самого себя. Мы познаем окружающую нас природу, но сегодня давайте заглянем в себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?»

Психологический тест.

Переплетите пальцы рук. Большой палец правой или левой руки оказался у Вас сверху? Запишите результат буквами «Л» или «П».

Скрестите руки на груди (поза «Наполеона»). Кисть, какой руки оказалась сверху? Запишите результат.

Изобразите бурные аплодисменты.  Ладонь, какой руки у Вас сверху? Запишите.

 

 

Эти различия связаны с функциональной асимметрией мозга человека: у «художников» более развитое правое полушарие и преобладает образное мышление, у «мыслителей» - соответственно – левое полушарие и логическое мышление.

 

 

 

Вот и познакомились: вы – с собой; я – с вами. Можно переходить к познанию темы занятия.

Провести   психологический тест.

Цель: выявить у каждого учащегося, какой тип мышления у него преобладает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвести итоги теста;

Результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ППП» - типу мыслителя. Какой же тип преобладает у Вас?

 

 

 

Несколько художников, несколько мыслителей, большинство – гармонично развитые личности, которым свойственно и логическое и образное мышление.

 

 

III этап

Актуализация ранее полученных знаний.

Решение «исторических» задач.

 

 

 

Вспомнить исторические сведения о развитии понятия о числе, полученные при обучении в 5 – 8 классах (приложение 1).

Возникновение понятия о натуральном числе, как о результате счета отдельных предметов, является вопросом истории общечеловеческой культуры …

Начальная стадия развития счета. Пальцевой счет и т. п.

Числа – совокупности. Абстрактные числа.

Системы счисления (непозиционные, позиционные).

Ведущая роль русской математики в развитии теории чисел.

 

 

Материал излагается в форме беседы.

 Учащимся задаются вопросы. Если они затрудняются дать ответ, то учитель сам подробно отвечает.

Вопросы:

Какой из древнейших письменных математических памятников дошел до нас? (Папирус Ринда).

Почему появилось выражение «заруби себе на носу»? и т.д. (приложение 1)

IV этап

Устное решение задач

«Математическая мозаика».

Занимательные задания.

Какой знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получилось число большее двух, но меньше трех?

                                                            [Запятую]

Найдите лишнее число:

      15; 36; 48; 90; 102.

                                                     [15 -нечетное]

Что общего между парой слов:

дождь – град;

нос – глаз;

история – математика?

Какое слово лишнее:

круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник?

                                                                  [Круг]

Выберите два слова из пяти, которые наиболее точно определяют математическое понятие:

Треугольник (вершина, катет, сторона, центр, перпендикуляр).

                                    [Вершина, сторона ]

Дробь (делимое, числитель, делитель, знаменатель, произведение).

                                 [Числитель, знаменатель]

Степень (корень, показатель, решение, основание, переменная).

                                   [Показатель, основание]

Практикум.

Чтобы справиться с решением той или иной задачи (не только математической, но и в широком смысле), ученик должен уметь выполнять мыслительные операции.  Важными мыслительными операциями являются анализ,

 синтез,

 аналогия,

 классификация,

 сравнение.

 Развитию  мыслительных операций способствует решение задач, в которых от учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные свойства, а также постановка различных вопросов относительно данного объекта. Задачи рубрики  «Математическая мозаика» призваны,  также  поддерживать интерес к математике.

V этап

Введение нового материала.

Сообщение дополнительных сведений.

Сделать небольшие сообщения о числах, которые не входят в школьную программу (приложение 2).

Комплексные числа (изучают в физико-математическом классе).

 

Фигурные числа (могут изучаться на факультативах, кружках).

 

Астрономические числа.

Расстояние до туманности Андромеды:

95 000 000 000 000 000 000 = 9,5 · 1018

масса Солнца в граммах: 1,983 ·1033

Немного о числовой мистике.

 

 

 

 Материал можно изложить в виде небольшой лекции.

 

Надо провести частично-поисковую работу: попытаться выяснить, сколько  точек можно взять, чтобы из них можно было составить «треугольную конфигурацию».

Диалог о числах, используемых в народных поверьях, пословицах, поговорках.

VI этап

Подведение итога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

Назовите причины возникновения чисел.

[В результате практической деятельности человека и т. п.]

Как можно число «5» связать с жизнью?

 [Школьная отметка «5», 5 пальцев на руке, 5 книг на полке, 5 парт в каждом ряду в кабинете и т. п.]

Какие позиционные системы счисления мы используем (письменно и устно)? Приведите примеры. [Письменно–десятичную,  устно–десятичную, шестидесятеричную]

Назовите ученых, о которых говорилось на занятии.

 

Подвести итог занятию можно, проанализировав ответы учащихся на ключевые вопросы по основной теме. Работу можно организовать с помощью приема «вопрос – ответ – дополнения».

 

 

 

 

 

 

 

VII этап

Домашнее задание.

 

 Заключение:  «На этом занятии мы проследили историческую связь между развитием человеческого общества и развитием арифметики, в частности понятия о числе.

На следующем занятии мы рассмотрим историю развития еще одной части математики – геометрии.

«История науки не может ограничиваться развитием идей – в равной мере она должна касаться живых людей…» (Сергей Иванович Вавилов).

Задание:

подготовить реферат или выступление о жизни и деятельности Леонардо да Винчи;

решить задачу о «фазанах и кроликах» несколькими способами.

Задание учащиеся могут выполнять по желанию. Учителю необходимо указать литературу:

Васютинский Н. А. Золотая пропорция. – М.: Молодая гвардия, 1990.

Голованов Я. К. Этюды об ученых. – М.: Молодая гвардия, 1976.

Дитякин В. Т. Леонардо да Винчи. – М.: Детгиз, 1959.

Математический  энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1988.

 И др.

Категория: МАТЕМАТИКА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, в помощь учителю, примеры, учителю матеиатики, геометрия, методическая копилка, уравнение, урок математики, алгебра
Просмотров: 1054 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0