Цели:
– закрепить знания о частях тела;
– дать детям понятия о внутренних органах и их
роли в жизни человека, вырабатывать
представление об организме как о едином целом;
– прививать навыки личной гигиены.
Оборудование:
сконструированный из проволоки скелет; схема
«Человек»; аудиозаписи музыкальных фрагментов,
звуков природы; цветные карандаши.
ХОД УРОКА
1. Opгмомент
Учитель. Прозвенел и смолк звонок,
начинается урок. Но, прежде чем сесть, вы должны
выполнить небольшое задание.
(Дети под руководством педагога
делают разминку, сопровождаемую стихами.)
Покачайте головой,
Руки влево, вправо,
Топ ногой и топ другой.
А теперь сложней задание,
Ниже, ниже приседание.
А сейчас тихонько встали,
Отдохнули, подышали…
Учитель. Молодцы, садитесь.
Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего
урока, надо отгадать загадку.
Я могу скакать и прыгать,
А могу построить дом,
Мебель в доме том подвигать,
Навести порядок в нем.
После утром рано встану.
На работу я пойду,
Потому что я приучен
С детства к всякому труду.
Учитель. Кто это?
Ребята. Человек.
Учитель. Правильно, тема нашего
занятия так и называется – «Человек».
Посмотрите, в этом предложении
потерялось слово. Помогите его найти и собрать. (На
доске написано: « Я ... себя» – и отдельные слоги
вразброс: по, зна, ю.)
Ребята. Познаю. Я познаю себя.
Учитель. Правильно, именно этим мы
с вами сегодня и займемся.
2. Удивительное путешествие
(Входит Пуговка.)
Пуговка. Тук-тук. Мне сказали, что я
попала в первый класс к маленьким людям. Что
такое человек?
Учитель. Человек – уникальное
создание природы. Как он устроен, мы узнаем,
совершив фантастическое путешествие.
Ребята. Ура! Путешествие! Но у нас
нет корабля.
Пуговка. Давайте его построим.
(Дети делают из стульев корабль, на
котором под звуки морского шума отправляются в
плавание.)
Учитель. Ребята, мы приплыли на
остров, где живут наши далекие предки.
(Появляются аборигены. Встреча
путешественника и жителей острова.)
Учитель. Ребята, обратите внимание,
какие жители острова загорелые, с развитой
мускулатурой. Как вы думаете: почему?
Ребята. Потому что они много
бегают, занимаются охотой и рыбной ловлей.
3. Части тела
Учитель. На предыдущем занятии мы
изучали строение тела человека. Давайте
вспомним: из каких частей оно состоит? Что
соединяет голову и туловище? Что связывает кисть
и предплечье? (Запястье.) Что умеют делать
руки? А ноги? (Ответы детей.)
4. Скелет человека
Учитель. До сих пор мы говорили
только о внешнем строении тела. Конечно, нам
очень интересно заглянуть и внутрь человека.
Наверно, ни для кого из вас не секрет, что внутри
нас находится скелет. И мы знаем, что в этом нет
ничего страшного.
Чем является скелет для человеческого тела?
Ребята. Опорой, каркасом. Он
защищает внутренние органы от ударов.
Учитель. Наш проволочный скелет
уже готов к работе.
(Представляет проволочный скелет.)
Мы сделали скелет из одной проволоки,
поэтому он не такой гибкий. На самом деле скелет
человека, так же как и животных, состоит из
множества костей, соединенных суставами.
(Показывает суставы.)
5. Внутренние органы
Учитель. На скелете крепятся мышцы,
которые то напрягаются, то расслабляются.
(Под руководством учителя ребята
делают упражнение на сгибание и разгибание мышц.)
Все тело человека покрыто кожей, под
которой, как в хорошем пальто, есть подкладка. Это
жировая прослойка, защищающая наше тело от
холода, а также от проникновения грязи, микробов.
За кожей надо очень хорошо ухаживать. (Рассказывает
о правилах личной гигиены.)
Так вот, наш организм очень похож на маленький
оркестр, который играет разные мелодии. Давайте
познакомимся с ним поближе.
(Подготовленные заранее дети
рассказывают о внутренних органах. В руках у них
рисунки с соответствующими изображениями.)
Сердце. Главную
партию
исполняет сердце. Оно играет: так-так-так.
Когда не выучил урок, сердце исполняет
тревожную музыку.
Если вы идете на старт – маршевую музыку.
А перед сном сердце тихо напевает колыбельную
песенку.
Я – сердце, ритм всего оркестра, я толкаю кровь по
сосудам.
Мозг. Я – мозг,
первая скрипка,
под меня подстраиваются остальные инструменты, я
за всех думаю.
Легкие (двое ребят).
Мы легкие –
духовые инструменты организма. В нас входит
воздух и вместе с ним кислород, а выходит
углекислый газ.
(Проведение дыхательной гимнастики с
использованием метода биологически активной
связи.)
Кишечник. Я кишечник,
перевариваю пищу и всасываю самые полезные
вещества. И слежу за тем, чтобы в организм не
попадали вредные вещества.
Почки (двое
ребят). Мы почки,
выводим вредную жидкость из организма.
Кровь. Я кровь –
ноты, по
которым играет весь оркестр. Я теку по сосудам и
приношу всем органам кислород.
Желудок. Я желудок,
перевариваю
пищу.
Все органы. А вместе
мы –
большой дружный оркестр, в котором нельзя
сломаться ни одному инструменту, так как мы
зависим друг от друга.
(Изображения внутренних органов
(каждый на свое место) прикрепляются к человечку,
нарисованному на доске.)
6. Итог
Учитель. Теперь мы с вами можем
сделать вывод.
Человек – очень сложная биосистема.
Если в одном органе неполадки, то лечить
приходится весь организм.