Цели:
- формирование у учащихся ценностное отношение к
семье, школе, друзьям, окружающим людям;
- облагораживание души и сердца подростка;
обогащение его духовного мира и мотивационного
обеспечения жизни через поселение в нем светлых
образов и мыслей.
Оформление: в кабинете расположены по
кругу три стола. За первым "Учащиеся” сидят
учащиеся, за вторым "Родители” - родители, за
третьим "Общественность” - администрация. На
доске записана тема классного часа, эпиграф.
Эпиграф:
"Все хорошее в природе - от солнца;
а все лучшее в жизни - от человека".
М.Пришвин.
Форма проведения классного часа: шоу -
тренинг.
Подготовка к шоу - тренингу: учащиеся
получают задание: подобрать материал,
соответствующий профилю группы и теме классного
часа, подготовить газету, рисунки и т.д.
I часть.
(Звучит классическая музыка)
Представьте на минутку, что могло бы произойти,
если бы люди вдруг стали делать только то, что им
интересно? Например, хирург отказался бы делать
операцию, т.к. в это время показывали бы его
любимый фильм, диспетчер в аэропорту захотел бы
во время своего дежурства почитать книжку или
сходить погулять, а летчик, вместо указанного
маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно
мечтал побывать там.
Существуют слова "хочу” и "надо”. "Хочу” -
это наше представление о желании. А вот что же
представляет слово "надо”. Это наше
представление о долге. (Прил.1.)
1. Дайте определение понятию "долг”.
Долг – это обязанность перед кем-то или чем –
то.
2. Найдите синонимы слову "долг”.
Долг и обязанность - слова – синонимы. Какие
обязанности есть у вас? (Ответы учащихся)
3. Послушайте арабскую сказку.
Долг
Один плотник, сколько бы ни зарабатывал,
довольствовался малым и делал мало расходов.
Сосед однажды спросил его:
- Ты зарабатываешь много, но куда же ты деваешь
свое богатство? У тебя ничего особенного не
видно.
- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с
долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты,
- ответил мастер.
- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не
слышал, чтобы ты кому-нибудь давал в долг, -
возразил сосед.
- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я
расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что я
расходую на обучение и содержание своих детей,
считаю, что отдаю в долг под проценты, - сказал в
ответ мастер.
Вопросы:
- Согласны ли вы с тем, что дети в долгу
перед родителями? Каким образом они будут
отдавать этот долг?
- Если человек не заботиться о своих престарелых
родителях, оказывает ли это какое – нибудь
влияние на его собственных детей?
- Как вы понимаете свой долг по отношению к другим
людям?
- Перед государством?
- Перед самим собой?
4. Как развить чувство долга? Из чего
оно складывается?
Лентяйка.
Проводила бы братишку
Я сегодня в детский сад.
Да не стоит: он под вечер
Все равно придет назад.
Я сходила бы за хлебом,
Чтоб не жаловался дед.
Да по – моему, без хлеба
В десять раз вкусней обед!
Я могла бы вымыть ложки
И тарелки в шкаф убрать,
Но тогда ведь нашей кошке
Будет нечего лизать.
Я учиться не на тройки,
На пятерки бы могла,
Но нельзя мешают очень
Мне домашние дела.
(Ответы учащихся)
5. Есть люди, о которых говорят: "Это
человек слова”- значит, можно на него положиться.
Вспомните и запишите пословицы и поговорки о
верности своему слову.
- Как сказано, так и сделано.
- Заговорил, так надо и договаривать.
- Не бросай слов на ветер.
- Слову – вера, хлебу – мера, а деньгам – счет.
- Завтраками сыт не будешь.
- Много сулит, да мало делает.
- Обещанного три года ждут.
Давайте ответим на вопрос: Можно ли на вас
положиться? Выполняете ли вы свое обещание?
6. Есть такие тонкие и нежные, сильные и
мужественные, несгибаемые понятия – честь и
достоинство человеческой личности. В жизни
человек часто встречает красоту и подлость,
радость и горе, любовь и предательство. Можно по-
разному определить цель своего существования, но
одно правило жизни должно быть у каждого
человека – надо прожить свою жизнь с честью и
достоинством.
7. Как бы вы объяснили своему младшему
брату или сестре, что такое честь, из чего оно
складывается?
Ответы:
- Честь – это внешняя совесть, а совесть –
это внутренняя честь.
- Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас
других людей.
8. Какое место в иерархии ценностей, по
- вашему, занимает честь? Почему вы так считаете? (Ответы
учащихся)
Шекспир писал: Моя честь – это моя жизнь: обе
растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и
моей жизни придет конец.
9. А как вы можете охарактеризовать
понятие "достоинство”
- Достоинство – совокупность высших
моральных качеств, уважение этих качеств в самом
себе.
- Чувство человеческого достоинства – это
уважение самого себя, умение дорожить своим
именем.
10. Нарисуйте древо Уважения. У этого
дерева должно быть столько веток, скольких людей
вы по настоящему уважаете, на каждой ветке,
напишите, за что вы их уважаете.
II часть.
Мы рассмотрели некоторые качества личности.
Как вы думаете, почему я выбрала именно эти
качества?
- Этими качествами должен обладать человек,
живущий среди людей, работающий в каком – то
заведении, обучающийся в какой – то школе.
А на ваш взгляд, каким должен быть член вашего
классного коллектива?
Ответы: честным, трудолюбивым,….
Каждый лепесток ромашки соответствует
качеству личности (рисунок на доске) (Прил.2.)
Я очень надеюсь, что все те качества, которые вы
назвали, есть и у нас, ведь только честные,
трудолюбивые, уважающие себя и других могут
создать сплоченный классный коллектив.
Вопрос. Как вы представляете работу
классного самоуправления: учащиеся с точки
зрения - учащихся, учителя – с точки зрения
администрации, родители - с точки зрения
родителей.
Работы вывешиваются на доске, и каждая группа
защищает свою работу.(Прил.3.)
Затем каждая группа после небольшого
обсуждения подчеркивает положительные и
отрицательные стороны работы других групп.
Как мы с вами видим, работа классного
самоуправления строится в нашем коллективе по
четко намеченному плану, где каждому уделяется
свое место, будь то ученик, классный
руководитель, родитель или администрация. (Отчет
классного самоуправления) (Прил.4.)
III часть.
Возникают ли какие – то проблемы в вашем
коллективе или у вас все гладко, все
предусмотрено.
Хотите, я вам создам такую проблему.
Проблема. В класс пришел новичок.
Решите эту проблему. Учащимся.
Что вы должны сделать для
того, чтобы новичок влился в ваш коллектив? Родителям.
Как вы должны помочь вашему
сыну или дочери – новичку, чтобы его приняли в
коллективе? Администрации.
Ваши действия в
разрешении этой проблемы?
Первыми выступает группа учащихся. В решении
этой проблемы они отводят место и родителям в
виде лейки с теплой водой для поливки цветка –
новичка, а администрации – роль солнышка, каждый
лучик которого – это помощь администрации в
решении данной проблемы. (Прил. 5.)
Ответное слово предоставляется Федоровой
Татьяне:
- Дорогие наши учителя! Дорогие
родители! Уважаемая Любовь
Ивановна! Спасибо вам за то, что вы помогаете
нам всегда. Что бы ни случилось, вы укажете
правильный путь. Так давайте же жить в мире, и
пусть мир будет в нас!
Все вместе поют песню "Как здорово, что все
мы здесь сегодня собрались” (Прил.6.) |