Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 11.05.2024, 05:59:38
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

«Я всю жизнь хотел рисовать солнце» Монографический урок по творчеству В. В. Верещагина (1842-1904)
07.03.2010, 20:51:00
Наглядность: портрет В.В. Верещагина, высказывания о его творчестве.
«Пока есть силы - моя жизнь на ногах, на колесах, в путешествиях, иначе я не Верещагин…». В.В. Верещагин.
«Пусть думают и говорят, что он без толку суется туда, где его не спрашивают, чуть не с жиру бесится, - он служит своему Отечеству не менее, если не более других!» Верховцев, повесть «Литератор».
«Искусство Верещагина можно сравнивать с боевой трубой, сигнальные звуки которой громко раздаются во мраке ночи». Генри Стивенс.
«Быть может, еще выше силы и мастерства в картинах этого художника-то содержание, которое туда вложено и которое придает им гораздо более долговечности, чем самые талантливые и блестящие мазки- мазки кисти…». В.Стасов.

Эпиграф урока: «Я всю жизнь хотел писать солнце» (В.В. Верещагин)
ТСО - фрагменты видеофильма о В. Верещагине «Я всю жизнь хотел писать солнце», музыка старорусских песнопений, компьютерная презентация. Желательно накануне урока предложить учащимся самим познакомиться с жизнью и творчеством В. Верещагина, или, разбив класс на творческие группы, дать задания по периодам творчества художника.
Презентация к уроку: http://poznayko.at.ua/load/43-1-0-882
 
Цели урока:
Образовательная - познакомить учащихся с творчеством В.Верещагина.
Воспитательная - воспитание чувства патриотизма, гуманизма и нравственного отношения к действительности.

                                                                          Ход урока 
У: Сегодня мы познакомимся с творчеством выдающегося русского художника, классика реалистической живописи- Верещагина. Его имя принадлежит к числу имен крупнейших деятелей культуры XIXвека.
Однажды в беседе с друзьями, Верещагин обмолвился, что всю жизнь он хотел писать солнце. Эти слова и станут эпиграфом нашего урока.
Жизнь его полна была упорного труда, напряженной борьбы и подвигов, а творчество проникнутое высокими гуманистическими идеями, ознаменовало новую страницу в мировом изобразительном искусстве. Родился художник в г. Череповце в помещичьей семье. В 8 лет он был определен родителями в Александровский Царскосельский кадетский корпус, а затем в Петербургский морской корпус и должен был стать флотским офицером. В годы учебы много читал, в том числе Герцена и Белинского. Горячие слова Герцена пробуждали в нем ненависть к порядкам, при которых крестьян можно было пороть и продавать. В Петербурге он познакомился с художниками, увлекся их работами и творчеством и решил, что он никогда не будет помещиком и офицером. «Хочу стать художником!», - говорил Верещагин. Чины его не прельщали, карьера военного не манила. В первое свое путешествие – плавание на учебном судне «Камчатка»- он увидел Германию, Данию, Англию, Францию. Во Франции побывал в Люксембургском музее, Лувре, Клюни. Самое сильное впечатление на него произвели картины Рафаэля, Тициана, Веласкеса, Веронезе. Современное же искусство не произвело впечатления – «академизм, оторванность от жизни». «Как знать, быть может и мне придется спотыкаться и падать, но я пойду учиться живописи. Будь что будет!» - решил Верещагин. Сдав на отлично выпускные экзамены, он оставляет службу. 1860-1863 г.г. учится в Петербургской Академии художеств (далее- АХ) у А.Т. Маркова, Ф.А. Миллера, А.Е. Бейдемана. Но неожиданно оставляет академию и уезжает на Кавказ, где много путешествует, рисует, наблюдает жизнь.
У: Известен ли вам еще случай в истории АХ, когда художники добровольно покидали ее?
Д: Передвижники.
У: Почему?
Д: Отказывались писать дипломные работы на мифологические сюжеты.
У: 1864-1865 г.г. живет в Париже - учится в мастерской Ж.Л. Жерома и Бида. Снова путешествует. Плывет по Северной Двине до Архангельска, где делает много эскизов, этюдов. Работает в Париже, Лондоне, Вене, а также в Сирии, Индии, Палестине, Японии, США, Филиппинах, на Кубе. 4 СЛАЙД (слова В. Верещагина) Дважды он побывал в Индии (1882-1883г.г.; 1874-1876г.г.), где внимательно изучал жизнь страны, природу, быт и культуру. Не раз, во время этих путешествий, находился в смертельной опасности, замерзал, тонул, подвергался нападениям диких зверей.
Художественная энциклопедия жизни и быта народов Индии. Творческая группа учащихся рассказывает об этой серии.
«Всадник - воин в Джайпуре»
«Религиозная процессия в Шуше» 
«Мавзолей «Тадж-Махал в Агре» 
«Процессия слонов в Джайпуре» 
«Подавление индийского восстания англичанами»
У: Художник тонко чувствует натуру, гармонию архитектурных форм. Много работает в области этнографически-бытовой и пейзажной живописи. Документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, яркой красочностью, живописных решений. Во время первого путешествия его известили, что Петербургская АХ избрала его профессором, но он публично отказался. Всем своим творчеством он утверждал идеи свободы, обличал угнетателей, ему не по пути было с императорской академией. Главным содержанием его произведений становится страстное обличение захватнических воин, в которых бессмысленно гибли народные массы. В 1867 г. случай предоставил ему возможность отправиться в Туркестан, где шли военные действия, связанные с присоединением этого края к России. В связи с этим им было создано две серии картин: 1-ая - в Ташкенте, 2-ая - в Мюнхене.
Творческая группа учащихся рассказывает об этой серии. Жизнь и быт народов Средней Азии.
«Двери Тимура» 
«Политики в опиумной лавочке» 
«Продажа ребенка» 
«Узбекская женщина» 
«Богатый киргизский охотник с соколом» 
«Мусульманин-слуга» 
«Киргизские кибитки на реке Чу» 
Серия батальных картин
У: Как вы понимаете батальный жанр?
Д: Картины, изображающие битвы, сражения 
У: Художник назвал эту серию «Героической поэмой». В 1868 г. он уже участвовал в составе русского гарнизона Самаркандской крепости в боевых операциях, проявив исключительную храбрость и мужество. За героизм художник был награжден Георгиевским крестом. С этого момента он стал беспощадным обличителем захватнических войн, в которых гибли тысячи молодых людей. Солдаты звали его «Выручагин».
Творческая группа учащихся рассказывает об этой серии.
«Нападают врасплох»
У: Художник сам подбирал эпиграфы к своим картинам. К этой картине он подобрал слова Святослава: «Умрем, не посрамим земли русской! Мертвым не стыдно!».
«У крепостной стены «Пусть войдут!» 
«У крепостной стены «Вошли» 
«Смертельно раненный» 
«Забытый»
У: Эпиграф из народной песни «Уж как пал туман».
Ты скажи моей молодой вдове,
Что женился я на другой жене:
Нас сосватала сабля, острая,
Положила спать мать сыра земля… Мусоргский написал на сюжет этой картины балладу «Посвящение» (слова Вс. Гаршина). Верещагин думал о том, сколько горя, слез, нужды и печали приносит война людям, потерявшим где-то за тысячи верст на чужбине своих родных и любимых сынов, братьев, мужей.
«Торжествуют» 
«Представляют трофеи» 
«Апофеоз войны»
У: Эпиграф: «Посвящается всем завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Художественное полотно имеет обличительную силу и до нашего времени. В течение 30-ти лет царское правительство не приобрело ни одной картины у художника. Участник этих военных действий, генерал Кауфман после посещения выставки: «Выставка туркменских картин Верещагина - это колоссальное явление, событие, превышающее все завоевания!». В 1874 г. выставку в Петербурге посетил Александр II с императрицей: «Как странно видеть эти обезображенные смертью головы и тут же столько яркого солнечного света. Лиц посторонних на выставку не пускать!». 
У: Когда вспыхнула русско-турецкая война (1877-1878г.г.) Верещагин снова поспешил на театр военных действий. Подвергаясь большой опасности, участвуя во множестве стычек и сражений, он поражал всех своей энергией, неутомимостью и мужеством. Под сильным неприятельским огнем писал этюды, делал зарисовки. В одном из сражений был ранен и едва не скончался от гангрены, а в другом бою погиб его любимый брат Сергей. 10 лет шла освободительная война против многовекового османского ига. Турки тысячами казнили болгар. Царское правительство медлило с оказанием помощи болгарам. Русские люди устраивали денежные сборы, отправлялись добровольцами, врачами, медсестрами, солдатами. Добровольцами ушли литераторы - В. Гаршин и В. Гиляровский, хирург Н. Пирогов, врач Н. Склифосовский, участниками войны стали художники – В. Поленов, Е. Макаров. Под давлением русской общественности Россия объявила войну Османской империи. Художник Верещагин показал эту войну, как народную драму.
Творческая группа рассказывает об этой серии.
«Шипка-Шейново» (Триумф русского и болгарского народа. Вопреки традиции художник показал не только победы, но и сцены гибели тысяч русских и турецких солдат). 
«Победители» 
«Перед атакой. Под Плевной» 
«После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» 
«Дорога военнопленных» 
«Побежденные. Панихида по убитым»

У: Верещагин был страстным патриотом. Его патриотизм был связан с идеей общественного прогресса, с борьбой демократических сил за лучшее общественное устройство, со стремлением к миру и свободе. (Выделить картины: «Забытый», «Побежденные. Панихида по убитым», «Апофеоз войны» и под музыку старинного русского канта читать слова В. Немировича-Данченко: «Правда, великая правда. Вот эти жертвы ошибок и честолюбия. Вот и судьба этого народа, который, в конце концов, выручил всех и все»).
У: Последняя серия картин посвящена Отечественной войне 1812 г. (писал 15 лет, готовил большую выставку к столетней годовщине события).
Творческая группа рассказывает об этой серии.
«Наполеон на Бородинских высотах» 
«В Кремле. Пожар» (1-й фрагмент из видеофильма - Наполеон в горящей Москве)
«На этапе. Дурные вести из Франции» 
«Не замай! Дай подойти!» 
«Ночной привал великой армии» 
«Отступление Наполеона по смоленской дороге»
У: Глядя на эти картины, кайзер Германии Вильгельм II произнес: «И, несмотря на это, все еще есть люди, желающие повелевать миром, но все они кончат подобно этому…».
У: В каких произведениях музыки, кино, живописи, литературы вы встречались еще с темой Отечественной войны 1812 года?
Д: Л. Толстой - роман «Война и мир», х/ф С. Бондарчука - «Война и мир», П. Гесс - картина «Сражение при Бородино», С. Прокофьев - опера «Война и мир» (сравнительный анализ). (Читать отрывок из 39-ой главы романа Л. Толстого - «Война и мир»)
У: Верещагин развенчал Наполеона, и раскрыл освободительный характер народной войны.
ОТЗЫВЫ СВЫСТАВКИ:
? «Приветствуем не только великого живописца, но и друга человечества, провозвестника мира и братской любви».
? «Чествуем вас, как гениального русско-славянского художника, великого сподвижника на поприще развития человечества».
? «Ваши картины - лучшая гарантия против войны».
У: А какие еще в XX веке вы знаете исторические войны, повлекшие за собой большие человеческие жертвы?
Д: Великая Отечественная война - около 30 млн. убитых, Американская интервенция во Вьетнаме, Афганистан-1979-1986 г.г. - около 14.000 убитых, Чеченская антитеррористическая операция.
У: Сколько уничтожено молодых жизней… и сколько будет еще уничтожено, и до каких пор это будет продолжаться?!
У: Почему же Василий Верещагин так и не написал солнце? Или он не любил жизнь или не замечал земной красоты вокруг?
Д: Нет, он был очарован красотой природы, ярким солнцем, морем, родными лесами, красотой человека труда, народными обрядами и традициями. Но все это отступало перед художником, когда он видел народные страдания, горе, смерть, вызванные войной.
У: «Передо мною как перед художником война, и её я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли действительные мои удары - это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады!» - В. Верещагин.
У: Смерть художника была в полном смысле слова на боевом посту. Вспыхнула русско-японская война, Верещагин отправился вместе с адмиралом Макаровым на Дальний восток. Он хотел изобразить еще одну войну… (2-ой фрагмент видеофильма - гибель Верещагина)
У: После катастрофы адмиральского корабля «Петропавловск» в Петербургской АХ состоялось траурное заседание, на котором перед молодыми художниками выступили В. Стасов и И. Репин. (Читать фрагменты их выступлений)
Репин: «Что бы не говорили о нем, в живописи он величина небывалая. Он самобытен, он никогда никому не подражал. У Верещагина вам, молодежь, вам - наше будущее, надлежит много поучиться. Быть похожим на Василия Васильевича, следовать его дерзновенным талантом - это просто наша святая обязанность. Надо идти по его следам. Так любить русский народ, по-верещагински, так пламенно бороться за мир, ненавидеть все фальшивое в жизни и творчестве - долг каждого, посвятившего себя искусству».
Стасов: «Каждая выставка его картин являлась событием. Самое примечательное в его многочисленных картинах – оригинальность, новизна, глубокие чувства. Я не представляю себе русскую живопись без Верещагина, она была бы не полна, в ней не доставало бы самого значительного…Верещагин – светлая, правдивая личность». Толстой:
«Слава русскому народу, рождающему таких художников!»
Категория: ИЗО | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, мольберт, конспект урока, кисти, педсовет, урок изобразительного искусства, рисование, живопись, поурочное планирование, краски
Просмотров: 1311 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0