Цель урока: приобщить детей к японской
культуре, через знакомство с чайной церемонией.
Задачи урока:
- Научить детей разбираться в терминологии,
символике японской культуры.
- Вызвать интерес к творчеству японских
художников, поэтов, музыкантов.
- Воспитывать в детях чувство стиля, вкуса.
Тип урока: Урок-спектакль, церемония.
Оборудование: музыкальный центр,
костюмы (кимоно), принадлежности к чайной
церемонии.
Оформление кабинета – подготовительный этап к
провидению урока.
Кабинет оформлен в японском стиле: центр
кабинета – японский сад, где каждый комнатный
цветок
на полу символизирует дерево сада. Маленькие
столики, стоящие вокруг нашего сада, оформлены
по-разному: морская стихия, осенние листья,
бабочки. Обязательно в оформлении, ребята
стремятся к миниатюрности и индивидуальности. На
классной доске изображена цветущая вишня
(гуашью), но на начало урока доска закрыта. Сбоку
написаны иероглифы: "Благодарность чаю".
Сценарий урока.
Учитель:
Тяга к прекрасному
Может сказываться во всем,
Чем бы ни увлекался человек, –
Стихами, каллиграфией,
Живописью, музыкой, составлением экибаны,
Чайной церемонией.
Кикудзи: Я с волнением вступил на
первый камень родзи – дорожки ведущей к чайному
павильону (тясицу). Прикосновение к шершавой
поверхности с прозеленью мха по краям, как всегда
доставляет большое удовольствие.
(Ученик, играющий роль Кикудзи, движется медленно
по саду) Ученица:
Дорожка сада как-то сразу
настраивала Кикудзи на предстоящее действо,
просветляющее ум и душу, в котором воплотились
истинные жизненные ценности – красота простого
естественность и чистота, сердечность и
гармония.
(Свои слова ученики произносят сидя за столиками,
как бы комментируя происходящее в центре) Кикудзи:
Чайный сад – сколько его помню,
он остаётся неизменным, в своём вечнозелёном
облачении, только осень и зима вносили некоторые
изменения. Ученица:
Дядя Кикудзи посадил в саду
клён – это было данью памяти великого чайного
мастера Сэнно Рикю. Однажды, готовясь к чайной
церемонии, Рикю просил своего сына: Рикю:
Сынок, уберись в саду. Сын:
Я тщательно подмёл, вымыл камни,
сбрызнул мох водой. Рикю:
Этого недостаточно… Сын:
Но я не знаю, что еще убрать...
(Эта сцена представлена в одном из уголков нашего
сада) Ученик:
Рикю укоризненно вздохнул,
подошёл к клену и тряхнул его. Рассыпались
листья, и сын понял, что чистота не должна быть
показной, а листья это – не сор, а украшения.
(Кикудзи продолжает путь) Кикудзи:
Как проста и величава жизнь
природы…
Поистине живое дыхание вечности… Ученик:
С каждым шагом Кикудзи
чувствовал, как легче ему дышится. Ученик:
Пройдя, несколько шагов по
тропинке сада, он увидел перед собой
«запрещающий камень». Кикудзи:
Впереди пути нет! Нужно
свернуть на боковую дорожку, она тоже приведёт к
тясице. Ученица:
Но почему Кикудзи должен был
идти по другой дорожке, что за таинственность?
Это напомнило слова дзэнского монаха: «Не люблю
луну, если она не окутана облаками».
Недоговорённость, незавершённость, неясность
связаны с сокровенным пониманием истины. Кикудзи:
Но, что это белеет и бросается в
глаза, ярко выделяющееся на фоне почти
однотонной зелени?
(Звучит фонограмма народной японской песни
«Вишня», на японском языке. Девочка в кимоно
открывает доску, где изображена вишня) Ученица исполняет песню «Вишня»
(на
русском языке) Другая ученица танцует, под эту песню танец с
веером.
Кикудзи:
Вот почему сегодня такой путь
– сакура в цвету! Ученик:
Это не просто дерево, это
воплощение молодости, женственности, красоты и
обаяния. Ученица:
Кикудзи подошел к воротам. Ни
какой ограды не было, ворота стояли сами по себе и
отделяли внешнюю часть родзи от внутренней. Ученик:
Прохождение через ворота
означало, что человек полностью оставляет позади
себя все тревоги, заботы, волнения, всю жизненную
суету и входит в мир покоя, уважения,
доброжелательности и гармонии. Ученик:
А вот и куцубай – невысокий
камень с выдолбленной ёмкостью в виде полусферы.
Этот сосуд наполнялся водой перед приходом
гостей. Ученик:
Символическое омовение от
мирской пыли, было ещё одним важным шагом, перед
вступлением в тясицу. Кикудзи:
Тясица! Ученица:
Это небольшой домик, с проёмом
в стене, обычным путём в него не войти. Нужно было
присесть на корточки и «влезать» на
четвереньках, оставляя обувь. Ученик:
Вползая на четвереньках, со
склонённой головой, гость проникался смирением,
сознанием
равноправия всех участников церемонии.
(Кикудзи, сняв обувь, символически вползает в
тясицу, усаживается на циновку напротив девочки,
сидящей за столиком, и осматривается вокруг). Кикудзи:
Какой прекрасный свиток: «Благодарность
чаю»!
(Он кланяется хозяйке тясицы, она наливает ему
чай) И все девочки разливают чай мальчикам и
гостям в классе
(Подают чай и принимают чай с поклоном)
(Лучше, если чай будет разным: зелёный с жасмином,
магнолией, каркадэ и т.д.) Ученица:
Кикудзи, не спеша, сделал
несколько глотков. Взор его привлекла ваза,
инкрустированная перламутровым цветом сакуры.
Кикудзи охватил восторг. Кикудзи:
Как тонко выражена основная
тема тяною. Ученица:
Дядя не стал ставить цветочную
композицию, ведь все уже видели живые цветы. Он
только дал возможность вспомнить и аромат
цветов. Кикудзи: Благодарность чаю!
Хозяйка тясицы: Благодарность чаю!
(Все говорят друг другу: «Благодарность чаю»!) Ученица:
Бесконечно много таят в себе
эти два слова. За ними сокровенная душевная
чистота, которую открывает человек в чайной
церемонии. Учитель:
Чайная церемония может
послужить источником наслаждения, только при
условии, если и хозяин, и гости умеют ценить это
искусство! |