Цель урока: посредством углубления восприятия поэтической формы хокку подвести
учащихся к созданию собственных поэтических трехстиший.
Задачи урока:
развивать навыки анализа поэтического текста;
обогащать словарный запас учащихся;
развивать собственное речевое творчество учащихся.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение. 3 класс», ч. 2 (авт. Н.А. Чуракова), диск с
аудиозаписями спокойной фоновой музыки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным
настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем
тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня
такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем
уроке чтения.
II. Подготовка к восприятию новой информации, мотивация
детей на деятельность
Учитель: Посмотрите на страницу 152. Что вы видите?
Дети: Это хокку.
– Мы уже такие читали. Это японские стихотворения.
Учитель: Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Дети: Мы будем читать японские стихи.
– Будем говорить, спорить, думать о прочитанном.
Учитель: Все правильно, но еще вы попробуете себя в роли поэтов.
Согласны?
Учитель: Обратите внимание на авторов данных стихотворений. Что
вы о них можете сказать?
Дети: Автор первого хокку – Исса, а второго – Мария Осечкина.
Здесь написано, что она учится в четвертом классе. Наверное, она из
России. Ей тоже захотелось сочинить стихи.
III. Чтение и анализ текстов
1) Чтение текстов учителем
Исса
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
Мария Осечкина, 4 класс
Кузнечик"скрипач.
Не ешь его, лягушка, подожди.
Пусть доиграет.
2) Анализ прочитанного
Учитель: Можно сказать, что эти стихи написаны на одну и ту же
тему?
Мнения детей разделились.
Дети: Первое стихотворение про людей, а второе про животных.
– Оба стихотворения про дружбу, они на одну и ту же тему.
– Это стихи о том, чтобы все дружили, не ссорились, не убивали друг
друга.
Учитель: Вот видите, как по-разному восприняли вы эти
стихотворения. Давайте поговорим о них подробнее. О чем первое хокку?
Что нам хотел сказать автор?
Дети: Чтобы все люди были дружными, как брат и сестра.
– Исса увидел, как люди ссорятся, ругаются. Ему не понравилось. Вот он и
написал это стихотворение.
– Про злых людей и про добрых.
– ... что все должны жить дружно.
– Он хочет, чтобы вся Земля была как большая дружная семья.
Учитель: Я предполагала, что сегодня будет необычный урок, но не
представляла, что с самого начала он будет интересен вашими неожиданными
ответами! А о чем хокку Марии Осечкиной?
Дети: Это стихотворение и про людей, и про животных.
– Здесь животные как люди. Они тоже не должны делать зло.
– В мире никто не должен убивать других живых.
– Если тебе чтото не нравится, не мешай другим слушать. Может быть, это
очень-очень красиво.
– Музыка очень красивая, а лягушка убьет кузнечика – и убьет музыку.
Может быть, песня кузнечика про жизнь, про мир и покой. Девочка написала
стих, потому что хочет, чтобы во всем мире был мир.
Учитель: Вы говорите, что это стихотворение про людей. А разве
люди едят людей?
Дети: Люди не едят людей, но причиняют зло друг другу.
– Это так образно говорят.
Учитель: И все-таки: эти стихи об одном и том же?
После бурного обсуждения учащиеся пришли к выводу, что стихи сходны по
смыслу, но различаются героями.
Учитель: Мы с вами прочитали немало хокку. Что вы заметили?
Дети: Все хокку состоят из трех строчек.
– В них нет рифмы.
– В них всегда глубокий смысл и он не сразу понятен.
Учитель: А еще, создавая хокку на японском языке, авторы строго
соблюдают такое правило: в первой и третьей строчках – по 5 слогов, во
второй строке – 7 слогов. Наш язык иначе устроен, чем японский, поэтому
при переводе трудно соблюдать условие о точном количестве слогов в
каждой строке. Давайте проверим, удалось ли этого добиться переводчику
стихотворения Иссы и поэту Марии Осечкиной.
Дети подсчитывают количество слогов в текстах.
Дети: В стихотворении Иссы в первой и третьей строках по 6
слогов, во второй – 7 слогов:
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
– У Марии Осечкиной так:
Кузнечик"скрипач.
Не ешь его, лягушка, подожди.
Пусть доиграет.
IV. «Проба пера». Собственное речевое творчество учащихся
Учитель: Сегодня вы попробуете себя в роли авторов хокку.
Подумайте, в какими трудностями вы можете столкнуться?
Дети: Я думаю, что трудно придумать, о чем написать.
– Я думаю, что трудно будет уложить свои мысли в три строчки.
– Я считаю, что нам трудно будет соблюдать количество слогов в строчках –
5–7–5, ведь даже у переводчиков это не всегда получается.
Учитель: Главное – постарайтесь, чтобы то, что вы пишете,
передавало ваши чувства, мысли. Будьте искренними. Попытайтесь
приблизиться к форме хокку, чтобы у вас получилось все-таки трехстишие.
Удачи!
Ученики работают самостоятельно (8–10 минут). Во время работы в классе
негромко звучит аудиозапись – тихая музыка.
Затем происходит представление детьми собственных сочинений и обсуждение
результатов работы.
Учитель: Ну, давайте теперь посмотрим, как вы справились.
Большинство ребят с сожалением отметили, что у них не получились
настоящие хокку, так как они не смогли соблюсти нужное количество
слогов. Некоторым эта работа оказалась совсем не по силам.
Учитель: Не расстраивайтесь. Главное вы старались. Кто
представит нам результаты своих трудов? Если хотите, можете сами
объяснить смысл своих стихотворений.
Алена: Я написала о том, что если человек сделает плохой
поступок, то все равно о нем узнают.
В реку кинули камень,
Камень упал на самое дно.
А на воде круги.
Полина: Я думаю, все и так поймут, о чем мое стихотворение.
Взгляни вокруг!
Ты поймешь, что природа –
Это все, что есть у тебя.
Анастасия: Я написала свои размышления о людях.
Мы все такие разные.
А может, одинаковые?
А все-таки мы люди!
Екатерина: Я написала о таком поверье. Если считать, когда
кукует кукушка, то узнаешь, сколько тебе осталось жить. Поэтому ее не
надо пугать, чтобы она много лет накуковала людям.
Кукушка кукует.
Люди, не спугните ее!
Пусть докукует она.
Ольга: У меня никак не получаются короткие строчки. Я очень много
хочу сказать.
Река течет вдаль.
А конца не найдешь.
Будешь искать – дороги домой
не найдешь.
Марина: А у меня получается еще длиннее, чем у Оли. Хотите, я
прочитаю?
О, жизнь!
Сто дорог предлагаешь ты мне,
А надо один выбрать
правильный путь…
Споткнуться можно всегда,
если сделать неправильный шаг.
Что сделать мне, чтоб
не споткнуться?
V. Подведение итогов урока
Учитель: Какие замечательные стихи получились у вас! Не беда,
если форма вашего произведения не совпала с формой хокку. Главное, что
вы попробовали выразить свои мысли, чувства по-новому. Как вам
понравился сегодняшний урок? Какой итог урока мы можем подвести?
Одни дети отметили, что с удовольствием сочиняли стихи, у других не все
удачно получилось. Некоторые захотели продолжить эту работу дома.
Дети: Можно попробовать еще что-нибудь сочинить?
– А можно и другие стихи, не хокку? А можно написать книжку?
Учитель: Хорошо, к следующему уроку вы постараетесь
самостоятельно сочинить стихотворение.
Некоторые дети высказали сомнение: а если не получится?
Учитель: Я предлагаю вам еще одно задание, на выбор: подготовить
выразительное чтение любимого стихотворения любого поэта. Согласны?
Дети: Согласны!
Учитель: Спасибо вам за интересный урок! |