Цели
урока:
1)
убедить пятиклассников в необходимости внимательного чтения;
2)
начать знакомство со сказкой К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»;
3)
учить выделять детали, необходимые для характеристики героя.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Определение цели урока.
1) Актуализация знаний.
Сегодня мы начинаем знакомство со сказкой
К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». А какие произведения этого автора вам уже
знакомы? О чем они? («Степан и Фунтик», «Барсучий хвост», «Первый снег»,
«Кот-ворюга).
Константин Георгиевич Паустовский (1892 –
1968) – человек, который любил природу, знал ее; писатель, который очень
серьезно относился к творчеству. Познакомимся со словами Паустовского о чтении
(учебник с.88): «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он
окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги».
2) Размышления над цитатой Паустовского.
-
Что значит уметь читать? (Понимать прочитанное, вникать в замысел.)
-
Кого можно назвать умным, добрым и верным другом? (Того, кто поможет,
подскажет, не оставит в беде.)
-
Для каждого ли книга может стать другом? (Только для того, кто внимательно
читает, задумывается над прочитанным).
3) Обобщение учителя.
Сказка была написана в 1954 году и впервые
напечатана в детском журнале «Мурзилка». О чем вам говорит дата 1954 год?
(Прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) Читая сказку, мы
должны будем ответить на вопрос: « Что хотел сказать Паустовский детям в
трудное послевоенное время?»
2. Комментированное чтение сказки.
1)Чтение вслух первого абзаца.
-
Когда происходят события? (В годы Гражданской войны).
-
Где происходят события? (В обычной русской деревне).
Чтение
вслух до слов «да ну тебя надоела»
2) Первое знакомство с героями.
-
Назовите героев сказки. (Конь, Панкрат, Филька).
-
Что автор говорит о каждом герое?
Конь был ранен во время войны, труженик,
терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители
деревни считали своим долгом заботиться о нем.
Панкрат
– мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни
или в стороне от нее), умный и проницательный («быстрые глаза»), из-за этого, наверно,
его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека
насквозь.
Филька
– молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему
дали прозвище «Ну Тебя».
-
Как это прозвище характеризует героя? (Фильке наплевать на сверстников, на
старших, он думает прежде всего о себе).
3) Чтение вслух до слов « или ничего такого
не было».
-
Дальше мы с вами узнаем, какие удивительные дела случились в Бережках. А сейчас
поразмышляем над тем событием, из-за которого все произошло.
Вспомните,
как называется событие, которое начинает действие. (Завязка).
-
Какое событие будет завязкой этой сказки? (Филька обижает коня).
-
Как называется та часть сказки, которая была до завязки? (Экспозиция).
-
О чем была экспозиция сказки «Теплый хлеб»? (Узнали когда и где происходят
события, познакомились с героями).
3. Анализ
завязки.
-
Как Филька обидел Коня?
Во-первых, наотмашь ударил Коня по
губам, то есть сильно размахнувшись. Во-вторых, обозвал дьяволом и
христарадником. (На Руси христарадниками называли людей, которые просили
милостыню: «Подайте Христа ради». Оскорбительным это слово не считалось,
подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту)
-
Почему Филька так поступил? (Просто потому, что Конь помешал ему есть хлеб, а
Филька не привык думать ни о ком кроме себя).
4. Подведение итогов урока.
Чтобы книга стала хорошим другом, необходим
труд и писателя, и читателя. Мы с вами как читатели должны быть чуткими и
внимательными к слову писателя, только тогда книга сможет подсказать и дать
добрый совет. Знакомясь со сказкой К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», будем читать
внимательно, задумываясь над каждым словом, чтобы понять советы автора.
5. Домашнее задание:
1) Дочитать сказку.
2) Задания по выбору учащихся или по
вариантам:
а)
Используя различные толковые словари, объяснить значения слов: треух, ходули,
картуз, удила, хомут, полынья. Для объяснения слов: треух, ходули, картуз –
нарисовать иллюстрации и подобрать подписи из текста;
б)
Проиллюстрировать одну (или несколько) пейзажную зарисовку;
в)
Подготовить пересказ, близкий к тексту «Рассказ старой бабки о древней
истории».
|