Цели урока:
1)
научить пятиклассников выделять детали, с помощью которых строится портретная
характеристика;
2)
воспитать любовь к ближним.
Эпиграф:
«Быть
человеком – это чувствовать свою ответственность» (А. де Сент-Экзюпери)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Определение цели урока.
Ребята, мы с вами познакомились на прошлом
уроке со сказкой К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Вспомним кратко ее сюжет.
-
Кто желает рассказать?
:
Действие в этой сказке происходит во время Гражданской войны, в обычной русской
деревне. Мальчик Филька по прозвищу «Ну, тебя» обидел раненого коня. Поэтому в
деревне начинаются всякие беды. В конце произведения Филька понимает свою
ошибку.
-
Хорошо. Давайте мы на этом уроке попробуем разобраться в поступке Фильки, попробуем
оценить его с точки зрения нравственности, этичности и сделаем выводы. Это
будет основной задачей нашего занятия.
2. Знакомство с характеристиками героев
сказки.
-
Для начала познакомимся с героями сказки. Назовите их.
-
Что мы о них знаем? Дома вы должны были выписать характеристик героев. Давайте
их назовем.
Конь: вороной, ранен во время войны, выполнял
тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.
Филька: молчаливый,
недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, «Ну, тебя».
Панкрат: мельник, мучная пыль
навек вьелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.
-
Итак, Фильку звали «Ну, тебя». Как характеризует его это прозвище? Почему его
так звали?
: Прозвище его характеризует как
эгоистичного человека, которому важно только его чувства и желания, а на
остальных ему «наплевать».
-
Дальше в сказке мы с вами узнаем, какие удивительные события произошли в
Бережках…
3. Выразительное чтение отрывка (от
«Зима в этот год стояла…»).
4. Анализ эпизода. Составление схемы.
Наотмашь ударил коня (т.е. сильно размахнувшись)
!
!
!
Закинул хлеб далеко
!
!
!
Закричал: «На вас не напасешься, христрадников, иди,
копай его мордой».
!
!
!
Наотмашь ударил коня (т.е. сильно размахнувшись)
-
Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил?
: Конь помешал ему есть хлеб.
-
Проследим за последовательностью действий Фильки.
-
Как поступил Филька?
-
Но, ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то
возвращается бумерангом. Как отразился поступок Фильки, на ком?
Последствия
Филькиного поступка
Слеза
скатилась у коня из глаз.
В природе: засвистел ветер.
Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело,
как лед, звезды примерзли к небу.
На людях: замерзли колодцы,
мельница не могла работать.
-
Какой вывод, ребята, мы можем сделать по этой схеме? Обратите внимание на
эпиграф.
: Каждый человек ответственен за свои
поступки и слова. Все взаимосвязано.
-
И ваши слова и поступки могут повлиять на окружающих людей.
Инсценирование эпизода.
Но оказывается, это был не единственный
случай в Бережках. Сто лет тому назад случился там такой же лютый мороз.
Давайте посмотрим, почему?
Анализ инсценированного эпизода.
-
Итак, отчего умер старик?
: От охлаждения сердца.
-
А у какого еще сказочного литературного героя было ледяное сердце?
: У Кая.
-
Но Кая спасла Герда. У Фильки бы тоже «замерзло сердце», но он…
: понял ошибку, осознал свою вину.
-
Как это произошло?
: Он сначала испугался, потом обратился за
помощью к деду Панкрату, созвал односельчан на помощь. Затем испек хлеб и отнес
его раненому коню.
-
Простил его конь?
-
Ребята, тяжело просить прощение, прощать? Но каким себя потом ощутил Филька?
Зачитайте.
Подведение итогов урока.
- Итак, ребята, какие нравственные уроки мы
вынесли из этой сказки?
: Нужно быть добрыми, отзывчивыми.
: Не причинять другим вреда, обиды.
: Отвечать за свои поступки, слова.
: Не бояться просить прощения, прощать.
-
Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких поступков. У нас
много пословиц, которые мы могли бы отнести к теме сегодняшнего урока. Одну из
них я написала на доске. А я вам предлагаю продолжить:
Как аукнется, так и откликнется.
Каков привет, таков и ответ.
Люби ближнего своего (из заповедей Божьих).
Поступай по отношению к другим так, как ты
желал бы, чтобы поступили с тобой.
(Это золотое правило нравственности).
Умение прощать – свойство сильных. Слабые
никогда не прощают.
Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
Домашнее задание.
1)
Докончите схему:
*Пошел
к деду Панкрату
*Собрал
народ
*Поднес
хлеб коню, попросил прощения
2)
Нарисуйте обложку к этой сказке.
|