Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 17.05.2024, 16:12:20
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Как формулировать темы сочинений по литературе?
06.12.2010, 13:03:30
Недавно у меня состоялся разговор с одной из коллег, которая обратилась за советом: "Какие темы дать для итогового сочинения по одному из разделов программы в 8-м классе?”

После обсуждения предложенных ею вариантов я в очередной раз серьёзно задумалась над тем, какая задача стоит перед школьным учителем литературы. Их, безусловно, много, но одна из важных — научить писать сочинение. Я говорю сейчас не о "натаскивании” учеников на определённые экзаменационные — школьные и традиционно даваемые в вузах — темы. Говорю о той огромной, необыкновенно важной работе, которую выполняет на протяжении всех лет пребывания ребёнка в школе учитель словесности: мы учим создавать Текст — о себе, о произведении искусства, о мире, о своих связях и взаимоотношениях с этим миром.

Что же мы часто предлагаем детям "сочинить” в качестве итоговой работы? То, чему сами научить не можем и отдаём им для самостоятельного освоения? Или то, что не успели доделать на уроках в связи с невозможностью уложить необходимый материал в ограниченное количество времени? Или то, что уже давно разжёвано и навязло в зубах, потому что ориентируемся на набор тем, в течение нескольких лет не меняющихся в комплектах, предложенных для экзамена?

Да, сочинение — это итог работы класса и учителя, это результат, но само слово это означает ещё и процесс — сочинительства, творчества, высказывания на тему. Вы, коллеги, хотите высказываться на тему, которая вас не интересует? Заставьте себя сесть на несколько часов и написать связный текст о предмете, который от вас далёк, вас не волнует et cetera — далее по списку. Как поступать в этой ситуации, чтобы результат радовал всех: и учителей, и учеников?

Первое и необходимое — начинать писать с пятого класса. Это положение не столь очевидно, как кажется. Поскольку процесс обучения созданию текста очень сложен, многие из нас откладывают его "на потом”, когда ученики наши повзрослеют и поумнеют, начиная требовать от ученика в 9-м классе умения, которое никто не формировал. Конечно, на начальном этапе мы предлагаем ученику высказаться в виде ответа на вопрос, который непосредственно обратит внимание к сердцевине проблемы, перед ним поставленной. Первые сочинения могут писаться с "подсказками”, можно использовать для помощи слабым ученикам различные клише, составленные совместно планы. Накопив такой опыт "сочинительства”, дети лишатся очень распространённой фобии — боязни белого листа бумаги.

Темы должны формулироваться с учётом психологических особенностей школьников, которые на разных этапах своего возрастного развития обладают разными способностями. Вряд ли нужно предлагать после изучения рассказа А.П. Чехова (даже если это «Ионыч») тему «Человек в художественном мире А.П. Чехова» или «Обличение пошлости и мещанства в рассказах А.П. Чехова» семи-, восьмиклассникам, которые в этом возрасте, во-первых, ещё не владеют высоким уровнем обобщения, а во-вторых, и количество изученных произведений вряд ли позволяет делать это.

Как быть с формулировками тем в старших классах? Во-первых, они должны быть разными, поскольку те, кто сидит в классе, тоже не похожи друг на друга — и уровнем подготовки, и интересами: кому-то интересно размышлять над идейным содержанием произведения, а кого-то интересуют темы, связанные с поэтикой. Не стесняйтесь отследить, кто из ребят какую тему выбрал, и посоветовать, чем целесообразнее заняться конкретному ученику, поскольку они не всегда адекватно оценивают свои возможности.

Я очень часто в конце изучения какой-либо большой темы задаю ребятам вопрос: о чём им интересно было бы рассуждать в связи с изученным произведением? В их раздумьях часто открываются неожиданные повороты в разработке той или иной темы, а использование в работе их "советов” позволяет решать задачи не только образовательные, увеличивает мотивацию учеников в процессе обучения.

В качестве тем итоговой работы не стоит предлагать ученикам такие, которые совершенно не затрагивались на уроках, их лучше предложить для самостоятельной исследовательской работы. Но не стоит предлагать и тем, которые очень подробно разбирались, — выполнение такого рода репродуктивных заданий не способствует развитию учащихся.

Очень удачны темы цитатные, потому что любая цитата из хорошо знакомого текста сразу рождает ассоциации, актуализирует его для ученика. Согласитесь, что есть разница между такими формулировками: «Образ Савельича в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка”» и «…И денег, и белья, и дел моих рачитель…». Первая — без комментариев. Вторая сразу даёт направление мысли: в ряду однородных членов — бельё, деньги и… дела, но ведь Савельич — крепостной; Савельич назван рачителем — а каково значение этого слова? Процесс, как говорили ранее, пошёл.

Очень интересными бывают для ребят темы сопоставительные, когда требуется самому определить, что будет выступать в роли второго объекта сравнительного анализа (например: «Захар и… образы слуг в русской литературе первой половины XIX века»), или темы, при выборе которых ученик должен обратиться к творчеству другого писателя или к другому произведению того же писателя, например: «Чичиков и Молчалин», «Пульхерия Ивановна (героиня "Старосветских помещиков”) и помещица Коробочка», «Идиллия подлинная и мнимая: "Старосветские помещики” и "Мёртвые души”», «Марья Ивановна Миронова среди пушкинских героинь (царевна, Людмила, Маша Троекурова, Дуня Вырина…)».

Для ребят творческих, мотивированных необходимо специально придумывать темы, чтобы поддерживать их интерес, возможно предлагать им написание работы не в привычном жанре школьного сочинения, например: «Запечатлейте беглыми словами всё, что не в силах память удержать...» (В.Шекспир). Можно дать стилизацию — фрагмент дневниковых записей или письмо от имени какого-либо литературного героя. Или сказать так: "Напишите предисловие к сборнику «Исторические произведения русской и английской литературы первой половины XIX века», самыми крупными произведениями которого являются роман В.Скотта «Айвенго» и роман/повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»”. Хороши неожиданные темы, как, например, «Гринёв и Гринёв». Полная свобода в выборе пути: Гринёв-отец и Гринёв-сын, Петруша Гринёв в начале «Капитанской дочки» и Пётр Гринёв в конце своего трудного пути, Петруша Гринёв, с честью прошедший по трудному пути испытаний, и тот Гринёв, который мог бы предстать перед нами, если бы испытаний не выдержал…

Я очень люблю предлагать ученикам (разумеется, сильным и, в первую очередь, мотивированным) не темы, но поводы к размышлению. Особенно это результативно в среднем звене, когда еще формируется интерес к нашему предмету. Например, после изучения «Капитанской дочки» я предлагаю такую работу.

Перед тобой стихотворение Булата Окуджавы «Я пишу исторический роман».

В склянке тёмного стекла
из-под импортного пива
роза красная цвела
гордо и неторопливо.
Исторический роман
сочинял я понемногу,
пробиваясь, как в туман,
от пролога к эпилогу.
Каждый пишет, как он слышит,
каждый слышит, как он дышит,
не стараясь угодить.
Так природа захотела,
почему — не наше дело,
для чего — не нам судить.
Были дали голубы.
Было вымысла в избытке.
И из собственной судьбы
я выдёргивал по нитке.
В путь героя снаряжал,
наводил о прошлом справки
и поручиком в отставке
сам себя воображал.
Вымысел не есть обман,
замысел — ещё не точка.
Дайте дописать роман
до последнего листочка.
И пока ещё жива
роза красная в бутылке,
дайте выкрикнуть слова,
что давно лежат в копилке.

Совершенно очевидно, что возникают ассоциации с романом А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: историей создания, отношением автора к изображению исторической эпохи, отношением к изображению исторических персонажей, авторским отношением к вымышленным героям… Найди эти переклички, сформулируй тему своей работы (это трудно, но ты должен справиться) и напиши об этом сочинение.

Конечно, я сказала сейчас далеко не обо всём, что следует учитывать, выбирая темы для письменных работ, но мне кажется, даже это немногое поможет сделать день сочинения днём настоящего творчества для наших учеников, а для нас сделает радостным процесс проверки этих работ. Как пишут в рекламных объявлениях: пора перестать беспокоиться и начать жить!

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, Орфография, письмо
Просмотров: 1144 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0