Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 24.11.2024, 21:04:43
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Как помочь в раскрытии смысла текста
29.11.2010, 22:27:23

Американские психологи провели такой эксперимент. Они предлагали детям самостоятельно выполнить хорошо известное задание - прочитав текст, выделить в нем основную мысль. При этом учитель оставил детей в одиночестве, а взрослый (психолог) занимался в стороне своим делом. То, что он увидел, незаметно наблюдая за детьми, получило образное название "аллергическая реакция на задание". Многие дети отвлекались, суетились, выходили из комнаты, перекладывали вещи и т.п., а к выполнению задания не приступали. Причину такого поведения психологи объясняют трудностью задания. Что же вызывает затруднения?

Главная особенность выполнения подобного задания - необходимость с конкретного языка фактов и образов перейти на обобщенный язык мысли и выразить понятую мысль в словах. С такого рода заданиями не всегда справляется и взрослый. Как, например, коротко объяснить смысл пословиц "Первая брань лучше последней" или "Сердце не лукошко, не прошибешь окошко"? У многих людей, размышляющих над пословицами, возникает ощущение некоего барьера, который затрудняет выполнение задачи. Понятность каждого слова и связи между ними, то есть фактуальной информации, не приводит сразу к осознаванию и объяснению смысла. Конечно, большинство взрослых с поставленной задачей в конечном счете справляются. Дети же, оставшись с ней один на один, как правило, не пытаются "раскручивать" свои мысли, так как мышление на обобщенном уровне, уровне смыслов для них еще слишком сложно.

Становится ясно, что способам усвоения и выражения мыслей, заложенных в тексте, тоже нужно специально обучать. Традиционно на уроке продвижение к смыслу текста идет в коллективном обсуждении. В подобной работе участвует, как правило, небольшое число школьников. Остальные получают концепт текста (систему мыслей и чувств, заложенных в текст автором) в готовом, "расшифрованном" виде. Очевидно, что при самостоятельной работе с текстом задание на выделение основных мыслей у большинства детей, скорее всего, вызовет упомянутую "аллергическую реакцию".

Настало время рассмотреть, как можно построить обучение школьников выделению концептуальной информации текста. Но вначале несколько слов о концептуальной информации.

Автором художественного произведения, как правило, движет определенная идея, подчиняясь которой, он подбирает героев текста, выстраивает сюжет. Автор рассчитывает на то, что читатель воспримет эту идею, пусть не разумом, но сердцем. Не случайно рукопись называют "рукопожатием на расстоянии". Мысли автор скрывает за фабулой, "внешним произведением", чтобы они не казались нравоучением, которое рождает лишь равнодушие и скуку. Мысль, высказанная в образной форме, открыта чувствам читателя, его воображению.

Какие тексты лучше использовать в обучении пониманию смысла? Скорее всего, те, основная цель чтения которых - понять скрытый "намек", извлечь "урок": пословицы, басни, сказки, притчи.

Особое внимание следует уделить мини-тексту - пословице. Этот жанр со времен К.Д. Ушинского занял прочное место в школьном учебнике. Однако методические приемы работы с пословицами в современных учебниках до недавнего времени не отличались разнообразием: подобрать наиболее подходящую к тексту пословицу; найти в тексте пословицу, объяснить смысл пословицы; вставить в пословице пропущенные орфограммы и т.п. Даже в базовом учебнике несколько лет назад можно было встретить, например, пословицу "Что посеешь, то и пожнешь" в разделе "О сельскохозяйственном труде".

Если рассматривать пословицу как жанр, отличающийся необычайной точностью, выразительностью, красотой языка, позволяющий вести обучение вычерпыванию смыслов из текста с учетом психологических особенностей понимания, то подход к ней должен быть иным.

Однако вначале необходимо разобраться, на каком уровне находится понимание школьниками пословиц. Знакомство детей с пословицей начинается с первых дней школьного обучения. Однако, как показывают наблюдения, из-за отсутствия системы работы над пониманием текстов данного жанра интерес детей к пословице, да и возможности ее понимания, как правило, не развивается. Стихийно это формируется лишь у небольшой части детей с развитием абстрактного мышления. Ситуация с пониманием школьниками пословиц близка к народной мудрости: "Иной глазами по книжке водит, а разум у него стороной бродит".

Для выяснения особенностей понимания детьми пословиц было проведено исследование. В нем участвовали школьники вторых-третьих классов, так как к этому периоду обучения данный жанр детям хорошо знаком. Задание состояло в восстановлении деформированных предложений (двух пословиц) и их сравнении. Были использованы пословицы "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь" и "Двумя руками трудно схватить двух угрей". Анализ ответов около двухсот школьников показал, что большинство детей испытывали затруднения при сравнении пословиц и не смогли сформулировать общую для них мысль.

Непонимание пословицы проявилось на нескольких уровнях. Во-первых, дети не понимают некоторых слов в пословице и, что обращает на себя внимание, не выясняют их значение у учителя. Так, слово "угрей" в детских ответах превратилось в слова "ужей", "углей", "огреть", однако никто из участвовавших в работе школьников не поинтересовался, что означает это слово.

Во-вторых, многие ученики остаются на уровне понимания только фактуальной информации. Сравнивая предложенные пословицы, эти дети замечают лишь то, что "тут все время ловят двоих", "все время два зверя", "хотят кого-то поймать" и т.п. Общая для обеих пословиц мысль остается за бортом понимания.

В-третьих, имеет место формальный переход от фактуальной к концептуальной информации. Это проявляется в том, что ребенок вычитывает не ту мысль, которая содержится в пословице. В нашем примере вместо концепта: "Нельзя качественно сделать два дела сразу", - дети писали: "Без труда ничего не сделаешь", "Нельзя торопиться", "В пословицах говорится о труде" и проч.

Анализ понимания школьниками пословиц подсказал направления работы над этим жанром. Их три. Дети должны научиться:

1) различать в пословице прямой и иносказательный смысл;
2) выражать скрытую мысль словами;
3) осознавать и переносить усвоенный концепт на другой текст или жизненную ситуацию.

При знакомстве с пословицей нужно показать детям, что она может иметь только прямой смысл ("Хороша веревка длинная, а речь короткая"), прямой и переносный смысл ("Пустая бочка пуще гремит"), только переносный смысл ("Свинья скажет борову, а боров - всему городу").

В.В. Воробьева, учитель гимназии N 44 г. Курска, построила объяснение на уроке следующим образом.

Учитель. Сегодня у нас в гостях интересные герои - Щелкунчики. Это деревянные человечки с добрыми, улыбающимися лицами. Их главное и любимое занятие - щелкать орешки. Но орешки не простые. Щелкунчики щелкают орешки-тексты. Особенно им нравятся маленькие тексты - пословицы.
Пословица похожа на орешек. В ней, как и в орешке, есть скорлупка и ядрышко. Скорлупка - это событие, описанное в тексте. Например, пословица: "В бездонную бочку воды не натаскаешь". Событие (скорлупка) здесь простое - бочку, в которой нет дна, нельзя заполнить водой.
Ядрышко пословицы - это мысль. Она как бы прячется за скорлупкой-событием. Поэтому мысль можно сравнить с ядрышком ореха. В нашей пословице "В бездонную бочку воды не натаскаешь" спрятана такая мысль: не надо тратить силы на невыполнимые, бессмысленные дела.
Щелкать орешки-тексты, то есть находить в пословице спрятанную мысль, непросто. Но Щелкунчики будут помогать нам.
Потренируемся.
Щелкунчики раскололи несколько орешков-пословиц. Найдем к каждой скорлупке подходящее ядрышко.

Скорлупки:

1. У короткого ума длинный язык.
2. Глаза - зеркало души.
3. В своем болоте и лягушка поет.

Ядрышки:

1. По выражению глаз можно узнать о характере человека.
2. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю.
3. Болтливый человек обычно не бывает умным.

Если у вас получилось так: 1-3, 2-1, 3-2, - то задание выполнено правильно. Щелкунчики очень довольны вашей работой.

Далее для решения обучающих задач можно использовать следующий набор заданий: соотнести пословицы и содержащиеся в них мысли; собрать пословицы из перепутавшихся частей; исправить "неправильные" пословицы; составить модель пословицы и придумать свою пословицу; перевести пословицу на язык мысли (вначале с небольшими подсказками); найти среди группы пословиц одинаковые по смыслу или убрать лишние; озаглавить текст пословицей; закончить текст пословицей; нарисовать иллюстрацию к пословице (к прямому и переносному смыслу); составить рассказ по пословице.

Вот как выглядит одно из заданий, которые дети выполняют с большим интересом.

Задание Части пословиц перепутались: начало - от одной пословицы, а конец - от другой. Собери пословицы правильно.

  • Не кивай на соседа, торопись слушать.
  • По морю плавал, да бережок крут.
  • На то и голова, чтобы карась не дремал.
  • Не торопись отвечать, а гляди на себя.
  • Где слова привета, там не без щепок.
  • Рыбка хороша, а воды не видел.
  • На то и щука в море, чтобы в ней ум был.
  • Где дрова рубят, там улыбка для ответа.

В дальнейшем "перепутанные" пословицы дети с удовольствием составляют самостоятельно. Еще один тип заданий с пословицей, который увлекает ребят, - составление своих пословиц по определенной "модели". Этому заданию предшествует беседа об инвариантности мысли, или, говоря доступным для детей языком, о возможности одну и ту же мысль высказывать в разных словах (прятать одно и то же "ядрышко" в разных "скорлупках"). Пословица позволяет ярко проиллюстрировать данное явление. Причем пословицы разных народов мира высказывают одну и ту же мысль в словах, характеризующих определенные особенности природных и иных условий своей жизни. Например:

  • На безрыбье и рак - рыба (русская).
  • Нет рыбы - почитают и краба (вьетнамская).
  • Нет коня - и осел сгодится (армянская).
  • Если нет мяса, и грибы идут в суп (ашанти).
  • В поле и жук - мясо (русская).
  • Где нет фруктов, там и свекла за апельсин сойдет (персидская).

Общая мысль, которая объединяет эти пословицы, высказана в еще одной мудрости русского народа: "И этот хорош, коль нет никакого". Усвоив данную особенность перечисленных пословиц, дети по модели "Если нет лучшего, сгодится и то, что есть под рукой" сочиняют свои пословицы.

Важно, что использование заданий с пословицей на уроке позволяет сделать работу над пониманием основного текста более интересной, глубокой, творческой. Так, составляя пословицы по упомянутой выше модели "И этот хорош, коль нет никакого", ученики 2-го класса придумали такие варианты: "Хлеба нет - и сухарь сгодится", "Лампы нет - и свеча осветит", "Колоса нет - и травка сгодится", "Обоев нет - и газета сгодится" и т.д. Далее, анализируя сказку "Серая Шейка" (эпизод со стариком), дети продолжили выполнение творческого задания: "Нет шубы - и воротник сгодится", "Лучше хоть уточка, чем воротник", "Нет ни воротника, ни шубы, а есть живая душа".

При работе с пословицей на уроке главное - дать толчок к разговору-размышлению. Добираясь до "ядрышка" пословицы, в ходе дискуссии отбрасываются неверные идеи и уточняется формулировка концепта. Эта формулировка, по верному замечанию философа А.А. Брудного, не всегда полностью отражает, исчерпывает концепт, и что-то порой остается недосказанным. Однако само "докапывание" до смысла рождает интерес к пословице, вызывает положительные интеллектуальные эмоции, способствует развитию многих качеств ума.

В прояснении смысла пословицы могут помочь тексты, в которых она "разворачивается", то есть пословица стоит в названии текста и сам текст ее поясняет. Такие тексты можно найти, например, в учебных книгах Л.Н. Толстого. Причем маленький рассказ поясняет как прямой смысл пословицы ("Погнался за топорищем - упустил топор", "Не за то волка бьют, что сер..."), так и переносный ("Знай, сверчок, свой шесток", "Булат железо и кисель не режет"). Благодаря тексту, раскрывающему более подробно, чем в пословице, фактуальную информацию, легче сделать переход к выделению концепта.

В качестве примера приведем цепочку рассуждений детей, работавших над смыслом текста, в котором описывалась история, приведшая к появлению пословицы "На воре шапка горит". Этот урок проходил во 2-м классе прогимназии N 1755 г. Москвы, учитель - О.В. Гвинджилия.

Дети. Вор подумал, что по-настоящему шапка загорелась.
- Он понял, что ему нужно бежать, что заметили его.
- Вся толпа говорила об этом худом деле.
- Вору стало стыдно и страшно.
- Остальные не беспокоились, а вор-то знал, кто украл.
- Кто чувствует вину, тот себя обязательно выдаст.
- Это его совесть жжет, мучает.
- Тайное становится явным.

Учитель вместе в детьми делает вывод.

Учитель. Страх быть разоблаченным выдает человека, совершившего плохой поступок.

В продолжение описанной выше работы школьникам предлагается составить свой рассказ по пословице. Вот как объясняют сами дети смысл данного задания: "понятнее будет пословица", "чтобы понять, в каких случаях нужно ее говорить", "чтобы понять, как с этой пословицей можно жить".

Иллюстрирование пословиц (в рассказах и рисунках) сопровождается объяснением задачи: развернуть фактуальную информацию пословицы или придумать ситуацию, когда так говорят (то есть увидеть тот же смысл в другом тексте). Данное задание нельзя назвать простым, однако многие дети решаются попробовать свои силы в сочинении рассказов по пословице. Приведем некоторые из этих рассказов.

НЕТ КОНЯ - И ОСЕЛ СГОДИТСЯ

Жил-был мужик. Пошел он на рынок, чтобы купить себе коня. Нашел он коня, но конь был дорогой, и мужику не хватало денег. Мужик ходил по рынку, чтобы найти дешевого коня, но нашел только осла. Купил он осла и не пожалел об этом. Осел радовал не только своим присутствием в доме, так как его полюбили дети, но и старанием в работе. Он был славным помощником.

(Никита ЦУКАНОВ, 2-й класс, школа N 6, г. Курск)

КАЖДОМУ ЗВЕРЮ - СВОЕ ВРЕМЯ

Однажды медведь, сделав запасы малины, лег спать в свою берлогу. Сосет свою малиновую лапу и спит. Вдруг во сне он почувствовал, что хочет есть, и проснулся. Ну, думает, пойду соберу себе меда. Вылез из берлоги и увидел, что вокруг лежит снег и очень холодно, деревья стоят без листьев и ни одной пчелы нет. Он пожал плечами и пошел в берлогу. Лег и думает: "Каждому зверю свое время".

НА ВОРЕ ШАПКА ГОРИТ

Однажды в одной деревне женщина напекла пирогов и пошла звать детей с улицы к столу. Когда они вернулись, то увидели, что кто-то украл все пироги. Женщина горевать не стала, а сразу пошла на ярмарку, где торговали пирогами, баранками и другим товаром. Она громко крикнула: "А мои пироги отравлены!" И тут один мужчина бросил всю корзину с пирогами на землю, и сразу всем стало понятно, что это вор. Ведь не зря говорят в народе: на воре шапка горит.

(Мария ШВЕДОВА, 3-й класс, школа N 1113, г. Москва)

По словам одного из учителей начальных классов, пословица "нравится детям, потому что не пугает их объемом: маленькая, значит, и мысль рядом". Обучение пониманию пословиц не формализует работу с ними, как может показаться на первый взгляд. Напротив, это дает возможность увлечь детей искусством мыслить и удивляться точности и красоте пословицы. Специально организованное обучение пониманию пословицы в действительности позволяет сделать ее "ступенькой к мудрости".

Вот как включается работа с пословицей в урок литературного чтения учителем гимназии N 44 г. Курска Е.Р. Бикмаевой.

"Большие мысли в небольших текстах" (В.Бианки. "Великое переселение птиц на родину")

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, урок русской литературы в школе, грамотнос, русская литература, для учителя
Просмотров: 1383 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0