Уроки литературы играют особую роль в нравственном воспитании учащихся. Художественная литература, как и другие виды искусства, воздействует не только на умы, но и на сердца читателей, приучает их восхищаться прекрасным и вызывает отвращение ко всему безобразному, уродливому, противоестественному. Пробуждая стремление к красоте и справедливости, искусство способствует воспитанию высокой нравственности убежденности советских людей. Поэтому в эстетическое воспитание трудящихся рассматривается как одна из важнейших составных частей воспитания. Хотелось бы указывать на необходимость «позаботиться о том, чтобы эстетическое воспитание молодежи велось на высоком идейном и художественном уровне, чтобы оно развивало здоровые вкусы, было радостным и жизнеутверждающим, чтобы оно одухотворяло труд и жизнь молодежи». На уроках литературы школьники учатся понимать и ценить подлинное искусство и испытывать от него эстетическое наслаждение. Большие возможности для этого дает поэзия Александра Блока. Блок прошел сложный путь от мистики и символизма к признанию и воспеванию величия революции. Его поэма «Двенадцать» стала не только популярнейшим произведением революционных лет. Она оказала большое влияние на последующее развитие молодой советской литературы. Почему поэт-символист, певец Прекрасной Дамы и заоблачных высей стал автором первой поэмы об Октябре? Потому что справедливость революции стала очевидной и неопровержимой, а свершение ее — неизбежным и закономерным явлением. Этого не мог не признать такой предельно честный, правдивый художник, каким был Александр Блок. Нужно, чтобы в этом убедились наши десятиклассники в процессе знакомства с творчеством поэта. Задача учителя состоит не только в том, чтобы сообщить готовые выводы. Следует организовать работу в классе таким образом, чтобы учащиеся сами делали нужные выводы в результате хорошо продуманного отбора и анализа блоковских произведений. Нужно, чтобы школьники учились ценить художественные достоинства поэзии, понимать ее красоту и таким образом вырабатывали в себе хорошие эстетические вкусы. Справедливо замечает известный методист 3. Я. Рез: «Кроме социально-нравственной значительности, поэзия Блока открывается ученику в ее эстетическом качестве. Зачаровывающую музыку стиха, красоту выраженного чувства десятиклассники, как и все читатели Блока, ощущают непроизвольно. Помочь им сознательно воспринять художественное совершенство и неповторимость блоковской лирики — тоже одна из задач учителя при изучении ее в выпускном классе» . Как же помочь учащимся «воспринять художественное совершенство» поэзии Блока? Авторы некоторых дискуссионных статей предлагали вообще отказаться от всякого анализа художественных произведений (особенно лирических) и ограничиться одним лишь чтением. Анализ называли «анатомированием», «препарированием», «умерщвлением живого организма» и т. п. Учительская общественность активно выступила «в защиту анализа» (так была озаглавлена одна из статей журнала «Литература в школе»), за серьезное, глубокое изучение литературы. В печати последних лет уже нет призывов упразднять анализ. Однако отголоски этого мнения еще проявляются в боязни того, что анализ будет «засушивать», «разрушать» эстетическое чувство, возбуждаемое чтением. Сам по себе анализ, стремление логически осмыслить прочитанное вовсе не противоречат эмоциональному восприятию художественного произведения. Мысли о необходимости дополнять эмоциональное восприятие логическим высказывались еще в начале прошлого столетия. Н. И. Новиков писал: «Не нужно бы нам было предаваться одному слепому чувствованию, но умели бы мы объявлять причину большей части наших чувствований и могли бы ясно показывать, для чего мы что-нибудь прекрасным или дурным почитаем». В. Г. Белинский страстно утверждал: «…Нам мало наслаждаться мы хотим знать; без знания для нас нет наслаждения. Тот обманулся бы, кто сказал бы, что такое-то произведение наполнило его восторгом, если он не отдал себе отчета в этом наслаждении, не исследовал его причин». Выдающиеся русские методисты В. Я. Стоюнин и В. И. Водовозов для анализа поэтических произведений предлагали учащимся много вопросов. И даже В. П. Острогорский — наиболее последовательный сторонник художественно-эстетического изучения литературы — не отрицал пользы разбора стихотворений по вопросам. И тем не менее уроки этих педагогов (как вспоминали их бывшие ученики) вызывали живой интерес учащихся. Анализ в одних случаях может убить интерес к произведению, а в других, напротив, пробудить и усилить этот интерес. Не следует поэтому опасаться того, что вопросы, поставленные учащимся, будут обязательно заглушать эмоциональное воздействие стихов. Успех урока зависит не только от вопросов, но и от умения учителя вести беседу. Программа предусматривает текстуальное изучение блоковских стихотворений «Фабрика», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Россия», «На железной дороге», а также поэм «Соловьиный сад» и «Двенадцать». Учитель выберет по своему усмотрению несколько стихотворений и будет подробно анализировать их в классе. Остальные прочтет с небольшими комментариями или же предложит ученикам познакомиться самостоятельно с этими стихотворениями и рассказать о них на следующем уроке. В.П.Острогорский перевел и творчески переработал книгу Л.Эккардта «Руководство к чтению поэтических сочинений» (1875 г.), где было много вопросов для разбора произведений, в том числе и лирических. Четырех уроков, конечно, мало для глубокого изучения поэзии Блока. Не следует поэтому утекать возможности поговорить о Блоке во внеурочное время. Если школьники проявляют интерес к тому или иному вопросу, затронутому на угроке, учитель предложит рассмотреть этот вопрос на занятии литературного кружка. (При этом, разумеется, нельзя навязывать каких бы то ни было обязательных «дополнительных» занятий). Предложенные отдельным ученикам частично-поисковые и исследовательские задания могут быть оформлены как выступления на уроке или же как доклады на занятии литературного кружка. Опыт, изучения в десятом классе темы «А. А. Блок» — пока еще небольшой — постоянно обогащается, совершенствуется. Живая практика учителей будет подсказывать новые формы и виды работы по этой интересной и сложной теме школьного курса литературы. Активизации познавательной деятельности учащихся, развитию у них навыков самостоягельного анализа поэтических произведений способствует эвристическая беседа, умело направляемая учителем. Каждое из выбранных для текстуального анализа стихотворений Блока можно изучать эвристическим методом. Поэтому в настоящем пособии при рассмотрении программных стихотворений отмечается то главное, на что, по нашему мнению, нужно направить внимание десятиклассников, приводятся примерные формулировки вопросов, дается примерный ход беседы. Это не значит, что мы считаем обязательным лишь эвристический метод. Учитель может с успехом анализировать стихотворения лекционным методом, а в отдельным случаях помочь нескольким ученикам подготовить самостоятельные доклады. После того, как десятиклассники подробно разберут вместе с учителем одно-два стихотворения Блока и увидят «некоторые характерные особенности его поэтического стиля,— замечает 3. Я. Рез,— им уже под силу выполнение самостоятельного задания частнопоискового характера». Согласно программе Министерства просвещения творчество А. Блока изучается на протяжении четырех уроков. Распределить материал по урокам можно следующим образом:
1-й урок. Детские и юношеские годы поэта. «Стихи о Прекрасной Даме», стихотворение «Фабрика». Блок и революция 1905 года.
2-й урок. Лирические стихотворения. «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе…».
3-й урок. Стихи о Родине. «Россия», «На железной дороге», поэма «Соловьиный сад».
4-й урок. Блок и Октябрьская революция. Поэма «Двенадцать». Есть, конечно, и другие варианты планирования уроков.
С. Н. Громцева и Л. В. Тодоров рекомендуют отвести на изучение поэмы «Двенадцать» 2 часа, тогда анализ лирики и поэмы «Соловьиный сад» займет не 3, а 2 урока. |