Ход занятия:
1. Орг.момент
- Здравствуйте, дети!
Садитесь. Сегодня я проведу с вами занятие, которое называется: "Как три
волшебника спасли детей матушки-Земли".
2. Закрепление пройденного материала
- Ребята, давайте вспомним, о
чем мы разговаривали на прошлом уроке. Что мы с вами узнали о Земле? А что мы
узнали о самом волшебном волшебнике Солнце?
Ответы детей: "Мы узнали,
кто живет на Земле. Узнали, что мы называем Землю матушкой". (на доске
вывешиваются картинки с Землёй и Солнцем)
3. Ознакомление с новым материалом - начало сказки, рассказ про
Метеорину:
- Вся жизнь детей Земли
зависит от трех волшебников, с одним из них - солнцем вы уже познакомились.
Скоро познакомимся и с двумя другими. (на доске картинки с животными и
растениями).
- Но вдруг нависла угроза
гибели растений и животных от Злой волшебницы - Метеорины. Матушка-Земля была
сильно озабочена, день и ночь она думала, как спасти ей своих детей. Решила она
собрать совет, пригласила туда животных, растений и трех волшебников, т.к.
очень хорошо понимала, что вместе
что-нибудь придумают. С одним из волшебников вы уже знакомы. Он дает тепло и
свет всему живому на Земле. Его появления ждут травы, деревья, кусты и каждое
животное. Про второго люди привыкли говорить так:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
- Ребята, что это за
волшебник? (Ответ детей: "Воздух".)
4. Рассказ о воздухе
- Он всегда прозрачен, и его
никто никогда не видел. Но он постоянно нужен всем, кто живет. К этому волшебнику
Матушка-Земля относилась с особым уважением, т.к. знала: если без пищи человек
может прожить несколько недель, без воды - ребята, как вы думаете, сколько
человек может прожить без воды? Ответ: "Несколько дней".
- Правильно. Без воздуха не
проживет и более двух минут. Он состоит из смеси невидимых газов, где главным является кислород и углекислый газ. Увидеть
воздух никто не может, а вот ощутить его прикосновение и услышать, как он
шумит, каждый может.
5. Рассказ о воде:
- Третьего волшебника, а
точнее волшебницу, вы, ребята, очень хорошо знаете. А Матушка-Земля не переставала
удивляться чудесам, которые она постоянно творила. То она ее видит жидкой в
реках, озерах, прудах, морях, океанах, то в виде пара в облаках в небе, то в
виде снега и льда на земле. Но главное волшебство, которое она выполняла с
большим удовольствием, заключалось в том, что всех поила чистой прозрачной
жидкостью. Но каждый по-своему ее пил. Птицы - клювами, собаки - языком, слон -
хоботом, люди - ртом. Как ребята, называется эта жидкость? Ответ детей:
"Вода". Но это еще не все. Воду можно встретить всюду. Она находиться
в растениях, животных, человеке, земле и, даже, в любом камушке.
- Ребята, а что вы знаете о
воде? (ответы детей - беседа)
6. Продолжение сказки
- И вот собрались они все
вместе совет держать, что же дальше делать. Сели они около пенька, а кругом
лесные травы по пояс. Синеют изящные колокольчики. Пахнет мятой и черемухой.
Под кустиком рядом с пеньком улегся зайка. Все живое улыбается солнцу. Хрустально
чист летний воздух. И всему этому может прийти конец.
- Не дает нам покоя злая волшебница
Метеорина. Хочет погубить моих детей. Но горе да беда не ходят по одиночке.
Они медленно, но верно приближаются ко мне. И виновато в этом солнце. Зачем же
ты мудрейшее, посылаешь в одно место столько много ребят-лучиков, а в другое
место совсем мало? От этого мои дети либо замерзнут, либо от жары погибнут.
Солнце отвечает, что оно не виновато, ведь матушка-Земля наклонилась и
сделалась круглой. И подставляет ему то один бок, то другой.
7. Игра с детьми
- Пригорюнились, задумались
они все, как спасти детей от злой волшебницы Метеорины и от неминуемой жары и
холода. И задумались они так надолго.
- Ребята, пока они думают,
давайте поиграем. (На доске вывешивается рисунок с разными грибами)
- Ребята, найдите среди этих
грибов несъедобные.
Вызываются к доске несколько
учеников, находят грибы, показывают, называют.
8. Продолжение сказки: Спасение детей Земли.
- И, наконец, вода придумала:
"Я знаю, как спасти растения и животных. Вы ведь все знаете, что я
встречаюсь повсюду. Но, видимо, вам не ведомо, что я состою из крошечных частиц, которые называются молекулами. И вот
эти маленькие капельки никогда не сидят на месте, они постоянно двигаются.
Солнышко! Пожалуйста, посвети сильнее. Воздух, ты, дружочек, пробегись быстрее".
Воздух: "Я понял! Все
понял! Так значит, чем сильнее солнышко греет, чем быстрее я передвигаюсь, тем
больше капелек переселяются ко мне. А я не могу удержаться, чтобы их не
отправить вверх. Ведь они такие озорные, от них просто спасу нет. Высоко над
землей они долго резвятся, а потом уставшие, капелька к капельке,
присоединяются и в тучки собираются. А я их перемещаю, облако с облаком
соединяю".
Солнце: "Так вот почему
жалуются мои ребята-лучики, что они ни как не могут через облако проникнуть к
матушке-Земле".
Заяц: "Долго я тебя
слушал. Вода, про твои земные чудеса. Объясни ты мне, зайчишке и Березке
белой, если солнце и ветер - сын Воздуха, так быстро забирают воду у нас и
кверху ее отправляют, в тучи собирая, так скоро на Земле не останется воды, а
это значит, что мы скоро все погибнем".
Вода: "Что ты. Заяц, я и
здесь придумала одну хитрость! Матушка-Земля мне в этом помогла. Посылает она в
воздух бесчисленное количество пылинок. А мои капельки тут как тут, садятся на
них, резвятся, а наскучит - объединяются в одну большую каплю и прыг на Землю,
тут и хлынул дождь".
Березка: "Вода -
волшебница, а что делать нам растениям, ведь зимой мы можем замерзнуть?"
Вода: "Не беспокойся,
Белая Берёзка, я и от лютого холода вас всех защищу. Наступит зима, мои
капельки превратятся в сверкающие снежинки и медленно упадут на землю, укроют
ее, как теплым одеялом. То- то вам будет всем тепло, а многие животные найдут
себе "зимние квартиры".
9. Игра с детьми:
- Ребята, волшебница Вода
приготовила вам задание (на доске вывешиваются изображения снежинки, капли,
града и молнии).
- У нас на доске рисунки
снежинки, капельки дождя, град и молния. Вам надо будет определить, где
снежинки, капельки дождя, град и молния.
Вызываются два ученика,
которые должны назвать и показать рисунки по очереди.
10. Окончание сказки:
- Матушка-Земля говорит:
"Молодец Вода! Хорошо придумала. Летом твои тучки спасут моих детей от
жары, а зимой они вместе со снежным покрывалом не дадут замерзнуть им. А вот
что делать со злой волшебницей Метеориной? "
Воздух: "Я знаю, только
одну мне не справится. Мне нужно сильно вырасти и окутать всю матушку-Землю.
Как только полетят метеоритики к ней и попадут они в мое царство, сразу сгорят.
Вот так я расправлюсь со злой волшебницей Метеориной. Но где взять столько много
воздуха".
Заяц: "Мы поможем тебе в
этом".
Береза: "Солнышко
посветит, Вода напоит. Заинька подышит. Растения тебе дадут много-много
кислорода, а животные углекислого газа".
- Вот так все вместе, дружно
справились с бедой.
11. Завершение занятия:
- Итак, ребята, давайте
вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили? … |