Дорогу осилит идущий
Размышляя над проблемой учебных успехов и неудач наших детей, все чаще
приходишь к выводу, что, перефразируя знаменитое "счастье - это когда
тебя понимают", ученическое счастье - это когда ты понимаешь. Можно
долго спорить о том, чему и как учить, но без решения проблемы
понимания, о которой так много говорят в последнее время, сложно
продвигаться в решении других проблем обучения.
С давних пор изучавшие эту проблему философы, а затем и психологи
утверждают, что непонимание рождает агрессию. Любое непонимание - другой
культуры, эпохи, народа, религии, человека, текста - опасно. Поэтому,
наверное, так обеспокоено современное общество необходимостью развития
толерантности, то есть умения понимать, принимать, терпимо относиться к
другому.
В учебной работе актуальность проблемы понимания особенно велика. О ней
говорят в школе учителя старших классов, сетуя на то, что многие
школьники не владеют приемами работы с книгой и поэтому не справляются с
заданиями по анализу текста. О ней свидетельствуют факты снижения
качества образования российских школьников. По данным международных
социологических исследований, наши дети отстают от своих зарубежных
сверстников по уровню сформированности общеучебных умений (умения
приобретать и эффективно использовать знания), которые напрямую связаны с
владением приемами понимания текста.
Несмотря на всю важность, проблема понимания до недавнего времени в
школе специально не рассматривалась и даже не ставилась. В настоящее
время изменения в содержании и методах преподавания, особенно в подходах
к преподаванию чтения в начальной школе, выдвигают эту проблему на
первый план. Речь идет уже о создании "службы понимания, которая научит
сначала учителя, а затем и ребенка понимать текст".
Можно предположить, что некоторые учителя, читая эти строки, придут в
недоумение, уверяя, что каждый учебный день с помощью различных методов и
приемов организуют работу с текстом. Однако факты - упрямая вещь -
говорят о том, что в средней школе самостоятельно используют при чтении
элементарные приемы понимания лишь 3 из 1000 школьников, а полноценно
понимают самостоятельно прочитанный текст лишь 6 из 100.
Однако недостаточно проблему поставить. Нужно показать конкретные,
понятные и доступные учителю пути ее решения.
Как же учить детей пониманию текста, чтобы они использовали эти приемы
при самостоятельной работе с книгой? И как помочь в этом учителю
начальных классов, который и так чрезвычайно загружен, являясь
преподавателем целого ряда учебных предметов, как говорится, "и швец, и
жнец, и на дуде игрец"?
Попробуем ответить на эти вопросы.
Кто знает дорогу, тот не спотыкается
К обучению пониманию текста можно идти разными путями, так как этой
проблемой занимаются многие специалисты. Одна из дорог проложена
педагогической психологией - наукой, которая ведет от изучения
психологических особенностей процесса обучения к использованию научных
рекомендаций на практике. С психологической точки зрения важно, с какого
возраста начинать обучение. Наиболее благоприятным периодом для
обучения и психологи, и физиологи считают младший школьный возраст.
Именно в этот период закладывается так называемое "умение учиться",
одной из основ которого является работа с книгой.
Среди психологических работ по обучению пониманию текста есть такие,
которые адресованы непосредственно школьному преподавателю. Это книги
коллектива авторов под руководством Г.Г. Граник. Педагогам-словесникам
хорошо известны работы данного коллектива, посвященные "открыванию
секретов" грамотного письма. А секреты грамотного письма и секреты
понимания текста, по мнению психологов, соединяет прямая дорога. Ведь
грамотный человек - это, как правило, хороший читатель.
Чтобы дать учителю рекомендации, как растить грамотного читателя,
психологам пришлось проделать долгий путь. Они изучили, как протекает
процесс понимания текста; выявили приемы, способствующие формированию
читателя; описали для учителя методическую систему работы с этими
приемами; создали специальные учебные книги для школьников.
Для целенаправленного и осознанного обучения пониманию текста учитель
тоже должен иметь представление о процессе понимания и тех общих
приемах, которые ведут к пониманию текста. Кроме того, ему необходимы
образцы тренировочного учебного материала, с помощью которого можно
отрабатывать приемы понимания текста у школьников. И, наконец, учитель
должен решить для себя, на каких учебных занятиях лучше проводить
обучение пониманию.
Во-первых, что такое "понимание текста". При работе с текстом понимание
начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и
продолжается в размышлениях о прочитанном. С точки зрения лингвистики
(теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста - это вычитывание
разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой,
концептуальной.
Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и
времени действия и т.д. Подтекстовая информация напрямую не выражена в
словах. Она содержится в текстовых "скважинах" (пропусках, которые
читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в
словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и т.д. Под
концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств
автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпывание
читателем. Конечно, текст - это единое целое, и виды текстовой
информации разграничиваются условно: в науке - в исследовательских, а на
практике - в учебных целях.
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста,
сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля,
интересы и установки читателя и т.д. Поэтому одна из основных
психологических задач обучения пониманию - активизация психических
процессов ученика при работе с книгой.
Процесс, направленный на понимание текста, протекает быстро. Поэтому при
обучении пониманию работа с текстом специально замедляется, чтобы
помочь читателю в осознавании своих умственных действий. С самого начала
обучения чтению ребенок должен знать, что у него в этом трудном деле
есть надежные помощники - приемы понимания текста.
Как организовать обучение пониманию? Во-первых, о каждом приеме работы с
книгой нужно доступно и интересно рассказать, показать на конкретном
примере и потренироваться на текстах, которые для своего понимания
требуют использования данного приема.
Во-вторых, ученику в ходе обучения важно предоставить возможность
сделать проверку своей работы над пониманием, чтобы увереннее двигаться
дальше. В связи с этим необходимо создавать условия для взаимо- и
самоконтроля.
Наконец, не менее важно задействовать еще один психологический механизм
обучения - механизм переноса. При чтении любого текста - будь то
параграф учебника истории или математическая задача - нужно обращать
внимание на необходимость использования приемов работы с книгой.
Система обучения пониманию текста предполагает работу на уроках
словесности (русского языка, литературы, развития речи, риторики и т.д.)
на всех ступенях обучения. Обучение младших школьников пониманию текста
можно проводить, используя специально созданные учебные книги5. Учитель
может также, опираясь на знание основных положений методики обучения
пониманию текста, работать самостоятельно, используя текстовый материал
из учебников.
В данной статье будет рассказано о следующих направлениях в обучении
пониманию текста:
-
Как научить вниманию к слову.
-
Как вести диалог с текстом.
-
Как помочь в раскрытии смысла текста.
-
Как развивать читательское воображение.
В каждом направлении обучения дана характеристика приемов понимания,
подобраны материалы для знакомства детей с этими приемами, приводятся
примеры их использования на уроке, выделены некоторые способы
диагностики понимания. Кроме того, каждый раздел содержит творческие
работы учащихся и педагогические находки учителей, работающих по
методике обучения пониманию текста.
Путешествие любит спутников
(О внимании к слову)
Главным спутником путешественника по дорогам книг является внимание к
слову, с которого и начинается понимание. Не секрет, что многие
трудности в обучении начинаются с невнимания к словам. Это может быть
незнакомое слово, непонимание которого тормозит работу с текстом. Это
может быть важное, ключевое слово, от которого часто зависит понимание
предложения и даже целого текста. Это может быть слово-образ, за которым
скрываются важная для понимания информация и секреты красоты текста.
Рассмотрим подробнее, как учить детей вниманию к важным для понимания
текста словам.
1. Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть
непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте,
оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением,
задавая детям вопрос после чтения текста: "Какие слова были непонятны?".
Как правило, дети таких слов не называют. Выяснение значений ряда слов
из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом
понимания.
Существующая в школе практика разбора слов, которые, с точки зрения
взрослого, могут быть непонятны детям, недостаточно эффективна, так как
ребенку бывают непонятны очень простые на первый взгляд слова. Поэтому,
не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать
установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и
выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается
акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него
словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.
Вот как о необходимости внимания к непонятному слову, как одному из
приемов понимания текста, можно рассказать первоклассникам. Фрагмент
урока с незначительными изменениями взят из книги Граник Г.Г., Соболевой
О.В. "Путешествие в Страну Книги": Задачник по литературному чтению.
Учитель. Отправляясь в путь по дорогам книг, необходимо кое-чем
запастись в дорогу. Первое, что нужно взять с собой, - это внимание к
слову.
В книгах часто встречаются слова, которые не совсем понятны. Если не
обратить внимание на такое слово, то может стать непонятным даже целый
рассказ.
Что же делать, когда непонятное слово встретится на пути? Иногда сама
книга будет помогать читателю, давая подсказку. А если такой подсказки
нет, нужно спрашивать о таких словах у взрослых или самостоятельно
отыскивать их в умной книге, которая называется "словарь".
Потренируемся. Прочитаем стихотворение и найдем не совсем понятные
слова.
Ах, если бы слоны
Носили бы
Штаны -
Какие бы материи
Были им нужны?
Никак не маркизет
И не батист, нет-нет!
Чертова кожа,
Рогожа
И вельвет!
(Б. Заходер)
Возможно, вы не знаете, что маркизет и батист - это очень тонкие,
воздушные ткани, а чертова кожа, рогожа и вельвет - плотные, грубые.
Теперь вам будет понятно, что слонам подойдут штаны, сшитые из прочной,
плотной ткани. Если, конечно, слоны будут их носить!
2. Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее
важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего
текста, и без "зацепки" за это слово нельзя понять текст правильно.
Приведем пример такого текста и варианты его понимания детьми:
"Лев заболел и не мог выходить из своего дома. Тогда он стал приглашать
зверей к себе в гости. Пригласил лису, а она в дом не вошла,
остановилась на пороге. Лев спросил: "Почему ты не входишь?" А она ему
отвечает: "Я вижу много следов, которые ведут только к твоему дому". И
ушла".
Учитель. Правильно ли поступила лиса?
Почему ты так думаешь?
Какой лев и какая лиса?
Варианты ответов второклассников одной из школ г. Курска:
Дети. Лиса поступила неправильно, потому что лев заболел и надо
его навестить. Лев назойлив, а лиса несправедлива.
- Лиса поступила неправильно, потому что ушла. Лиса неуважительная, а
лев добрый.
- Лиса поступила правильно, потому что лев болел и лиса могла
заразиться. Лев был доверчивый, а лиса хитрая.
Это наиболее характерные ответы тех детей, которые не поняли текст. И
одна из основных причин их непонимания - невнимание к слову только,
за которым скрыт целый пласт подтекстовой информации, влияющей на смысл
текста.
Таким образом, особенность работы над ключевыми словами состоит в
вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как
правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при
чтении любого текста. А познакомить их со "словами-ключиками" можно так.
Учитель. Помните ли вы, чем закончилась сказка о приключениях
Буратино? Правильно, с помощью золотого ключика была открыта секретная
дверь. Сегодня вы узнаете об удивительных ключиках, которые открывают
секреты текста. Это "слова-ключики".
Почему они так называются?
Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать и сказал
читателю, но не прямо, а как бы по секрету.
Потренируемся. В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию.
Отыскать ее помогут "слова-ключики".
ФУТБОЛ
Сказала тетя:
- Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол!
Сестра сказала:
- Ну, футбол...
А я ответил:
- Во, футбол!
(Г.Сапгир)
"Слова-ключики" здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор
показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает
презрение - фи, пренебрежение - фу, разочарование - ну, а у мальчика -
восторг - во.
Надеюсь, что теперь, читая текст, вы будете внимательно вглядываться в
каждое слово и искать волшебные "слова-ключики", помогающие пониманию.
3. Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без
чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам,
найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в
которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о
сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя,
более ярким, полным, объемным. Слово-образ - словно кошелечек с двумя
монетками (это сравнение из сказки про Алису в Зазеркалье), когда два
образа сливаются в одном предмете или явлении, помогая читателю точнее
представлять описываемое в тексте, проникать в его глубину - подтекст,
понимать позицию автора и т.д.
Естественно, что работа над художественным текстом не может обойтись без
разговора о художественных средствах. Ясно и то, что с начинающим
читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, так
как не это является главным в понимании. Вначале основное внимание нужно
уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором
художественных средств. По мере развития читательского воображения детей
через обсуждение роли сравнения в создании образов можно переходить к
введению терминов, называющих художественные средства. Однако цель
обучения должна оставаться прежней: показать, что образность текста
подчинена замыслу автора и помогает читателю "сблизиться" с текстом.
Вот, например, как можно показать детям роль художественных средств (в
частности, аллитерации) в создании автором и понимании читателем
образного ряда произведения.
Учитель. Текстовая информация содержится в предложениях, словах. А где
еще она может прятаться?
Прочитаем текст.
АВТОМОБИЛИЩЕ
Мне, автомобилищу, чего бы не забыть еще?
Вычистили, вымыли, бензином напоили.
Хочется мешки возить. Хочется пыхтеть еще.
Шины мои толстые - я слон автомобилий.
Что-то мне не терпится -
Накопилась силища,
Накопилась силища -
Я автомобилище:
Ну-ка, покатаю я охапку пионеров!
(О. Мандельштам)
Как вы думаете, почему стихотворение называется "Автомобилище", а не
"Автомобиль"? Наверное, потому, что автомобиль этот очень большой -
"слон автомобилий".
Представьте, как заводится автомобилище: вот он пыхтит, фырчит, трещит
все громче и громче и, наконец, трогается с места. А теперь попробуем
изобразить эту картину голосом, читая стихотворение вслух.
Вы, наверное, заметили, что изобразить автомобилище помогло само
стихотворение. А точнее, шипящие звуки, которые повторяются и озвучивают
нарастающий шум мотора. Строка становится все короче - мотор работает
все громче, набирая обороты. И вдруг - последняя длинная строка, которая
начинается с "Ну-ка...". Автомобилище тронулся с места и поехал!
Повтор одних и тех же звуков, придающих тексту выразительность, называют
звукописью. С помощью повторяющихся звуков автор не просто описывает
картины, но и озвучивает их.
Читая текст, обращайте внимание не только на слова, но и на отдельные
звуки в словах. Ведь в них тоже могут прятаться книжные секреты.
Свое завершение работа над словом на уроке литературного чтения находит в
выразительном чтении произведения и самостоятельном творчестве детей.
Выразительность чтения и потребность в литературном творчестве можно
рассматривать как один из критериев эффективности работы над пониманием
текста.
Посмотрим, как проходит работа над словом на конкретном уроке в 1-м
классе. Ниже приводится фрагмент урока литературного чтения,
проведенного учителем гимназии ? 4 г. Курска Н.Н. Мелентьевой. Урок
посвящен теме "Сравнения-образы в авторской поэзии". В цели его входят, в
частности, следующие положения: "способствовать нахождению детьми слов и
выражений, создающих образные представления, и пониманию ими того, что
сравнения должны быть точными и неожиданными; через языковые средства
показать возможность художественного произведения воздействовать на
чувства и мысли читателя; создать на уроке ситуацию, способствующую
пробуждению в детях речевой чуткости, языковой интуиции, формированию
дара слова".
ХОД УРОКА
I. Эмоциональная разминка
Учитель. Язык может быть добрым другом и злым, жестоким, коварным
врагом. Мы говорим: слово - друг и враг, словом можно ранить, словом
можно излечить. Слово в моем представлении - живое существо, которое,
как и человек, способно радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Как
и у людей, у каждого слова есть свой нрав и характер, своя ДУША.
Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл.
- Давайте определим характер слова "солнце".
Дети поднимают карточки из набора "Мимика", знаки +, -, +.
Дети. Я показал знак "улыбающееся лицо", потому что, когда выглядывает
солнце, у людей улучшается настроение, появляются улыбки даже на самых
мрачных лицах.
- Солнце дает тепло и свет. Без солнца человек не смог бы выжить на
Земле. Оно необходимо не только человеку, но и животным, и растениям.
Поэтому я показала карточку "+".
- Я показал знак "+", потому что солнце не всегда бывает добрым.
Например, в пустыне солнце выжигает почти все растения. Я считаю, что
слово "солнце" может быть добрым и злым. Это слово "хамелеон".
У. Какие слова вспоминаются вам, когда вы слышите слово "солнце"?
Д. Улыбка, радость, день, весна, лето, доброта, горячий песок, загар,
золотое, сухая трава, растаявшее мороженое...
У. Молодцы, ребята. В ответах вам, конечно, помогала фантазия. А сейчас
ваше воображение поможет мне на несколько минут стать
художником-волшебником.
Учитель берет кисть и пишет красками на листе бумаги несколько
загадочных штрихов.
- Что вы увидели на моем рисунке?
Дети предлагают самые разные версии: от повседневных вещей до волшебных
цветов и сказочных животных.
- Спасибо, ребята. Я заметила, что в своих ответах вы часто использовали
слова: как, словно, будто, точно. Эти слова, которые показывают, что
один предмет сравнивается с другим, помогли вам точнее высказать свои
мысли.
Работа над стихотворением И.Бунина "На окне, серебряном от инея...".
- В языке художественной литературы мастера слова - писатели и поэты -
стараются использовать слова-сравнения, чтобы придать изображению тех
или иных предметов наглядность, образность, живость.
Сейчас мы познакомимся со стихотворением Ивана Бунина. Поэт оставил свое
произведение без названия. Включите свой "мысленный экран" и слушайте.
Учитель читает стихотворение под музыкальное сопровождение А.Вивальди
"Зима":
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах - небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
- Покажите настроение, которое вызвало у вас это стихотворение, цветовой
карточкой. Объясните.
Дети поднимают карточки из набора "Мимика" и дают объяснения своему
выбору.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно, не забыв включить
воображение.
Дети выполняют задание учителя.
- Какие картины возникли перед глазами, когда вы читали стихотворение?
Дети описывают то, что представляли при чтении.
- Где мог находиться человек, который увидел и описал эту картину
зимнего утра?
Д. В доме, в квартире.
У. Какие краски вы использовали бы, если бы писали эту картину?
Д. Белые, голубые, серебристые...
У. Что использовал поэт, чтобы мы увидели эту картину как можно ярче?
Д. Сравнения с цветами.
У. Какие слова и выражения раскрасили, оживили нарисованную поэтом
картину?
Д. Серебряное окно, снеговая пыль, запушено...
У. Что с чем сравнивает поэт?
Д. Рисунки на окне с хризантемами.
У. Какое старинное слово встретилось в произведении?
Д. Застреха.
У. Что такое "застреха"?
Д. Застреха - нижний, свисающий край крыши у избы.
У. Откуда вы это узнали?
Д. Слово "застреха" поясняется в сноске.
У. Встретились ли вам другие непонятные слова?
Ответы детей.
- В начале урока мы много говорили о слове "солнце". Найдите строку
стихотворения, в которой встречается это слово.
Д. "Восходит солнце, бодрое от холода".
У. Как вы понимаете это выражение?
Выслушиваются ответы детей.
- Какие строки стихотворения вам особенно понравились? Над какими
строками захотелось подумать, поразмышлять?
Дети отвечают на вопросы учителя.
- Как вы думаете, почему поэт не стал давать заглавие своему
стихотворению?
Д. Наверное, чтобы каждый мог его назвать по-своему.
У. Какое название дали бы вы?
Д. Тихое утро.
- Ночные хризантемы.
- Рисунки на окне.
У. Объясните свой выбор.
Дети дают объяснения.
II. Работа над выразительным чтением
У. Перечитайте стихотворение шепотом и попробуйте, как настоящие
волшебники, оживить его - придать ему наглядность, образность своим
голосом. Что вам в этом поможет?
Д. Нужные темп и громкость, выделение отдельных слов, паузы. А еще
понимание тех чувств, с которыми оно было написано.
Дети читают стихотворение вслух и обсуждают варианты выразительного
чтения.
III. Итог работы
У. Ребята, что на уроке не оставило вас равнодушными?
Дети отвечают на вопрос.
- Поднимите карточку, соответствующую вашему настроению.
Дети поднимают карточки из набора "Мимика".
Учитель прикрепляет на доску рисунок окна с голубыми стеклами и ставит
около доски на столике баночки с гуашью, водой и кисточки.
- А теперь пусть каждый из вас выйдет к доске и на нашей картине сделает
свой мазок, чтобы получилось окно в морозных узорах, освещаемое лучами
восходящего солнца.
Дети выходят "по цепочке" к доске и выполняют коллективный рисунок.
- Может быть, у вас появилось желание нарисовать волшебную картину
красками или словами. Попробуйте это сделать дома. Если вы захотите
нарисовать картину словами, используйте сравнения. Они сделают вашу
картину более яркой.
Словарная работа традиционно является важным элементом урока
литературного чтения. Методика обучения чтению предлагает большое
количество вариантов ее проведения. Однако возникает вопрос: существуют
ли специальные методические приемы, развивающие внимание к слову,
заставляющие вчитываться, всматриваться в слова? Рассмотрим один из них,
предложенный психологами Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой.
Детям дается задание: развернуть предложение в рассказ так, чтобы в этом
маленьком рассказе была только та информация, которая скрыта в словах
предложения. Познакомить детей с принципом выполнения задания можно
следующим образом.
Учитель. Представим, что у нас в руках волшебная палочка, с помощью
которой можно превращать большие предметы в маленькие, а маленькие - в
большие.
Попробуем волшебную силу палочки и превратим одно предложение в целый
рассказ.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Поваленная в прошлом году ветром, ива продолжала жить.
Дети составляют рассказ.
РАССКАЗ
В прошлом году был сильный ураган. Ветер повалил иву. Но дерево
сопротивлялось смерти. Оно хотело жить и продолжало жить, хотя и было
повалено.
У. Обратите внимание, что в рассказе есть вся информация, которая
содержится в предложении. И в то же время не добавлено ничего лишнего,
того, чего нет в предложении.
Учитель может использовать данный прием, подбирая предложения в том
числе и из тех текстов, с которыми предполагается работать на уроке.
Вариантов текста по предложению может быть много, однако принцип
составления рассказа един: он состоит в разворачивании текстовой
информации. Из слов предложения вычитывается подтекстовая информация,
которая, как правило, содержится в текстовых "скважинах" и заполняется
благодаря знаниям, опыту читателя. Кроме того, в рассказе активно
используются синонимические замены.
Приведем пример варианта рассказа, составленного по разобранному выше
предложению ученицей одной из школ г. Фатежа Курской области.
Был сильный ветер, и гроза
Ударила по бедной иве.
И голубые небеса
Уже казались ей не милы.
Она сопротивлялась ветру,
Она хотела жить.
Она мечтой своей заветной
Сумела смерть предотвратить.
(Колычева Катя, 9 лет)
Небольшие неточности, допущенные девочкой при выполнении задания,
исключающего добавление собственных фактов, компенсируются и
эмоциональностью содержания, и стихотворной формой рассказа.
Как-то в разговоре с одним из неравнодушных и талантливых учителей
начальных классов прозвучала такая фраза: "Я для себя нашла критерий
успешности или неуспешности ребенка в начальной школе. По этому критерию
всех детей можно разделить на две группы: внимательные к слову,
прочитанному или услышанному, и невнимательные. Первые, как правило,
успешно справляются с учебным трудом, вторые, если на их
невнимательность не реагировать, превращаются в отстающих".
|