Цели. 1. Повторить источники загрязнения окружающей среды. 2. Ознакомить с мерами по защите природы. 3. Развивать внимание, мышление, память, речь 4. Воспитывать экологическую культуру.
Оборудование. 1. Рисунки с видами природы. 2. Таблицы с материалом по теме урока 3. Материалы для составления кластера. 4. Эпиграф: Пора бы человечеству понять, Богатства у природы отбирая, Что Землю тоже нужно охранять, Она как мы - такая же живая.
(в ходе подготовки к уроку учащиеся учат стихотворения о защите природы)
Ход урока. 1. Оргмомент. Приветствие учителя и учеников. Психологический настрой. Встать ближе друг к другу, взяться за руки, хором повторить слова «Природа - сад, и люди в нём - цветы, Не сбережёшь её - не будешь жить и ты» Запись числа, типа работы.
2. Проверка домашнего задания. Вопросы к классу: Что называется окружающей средой? Что называется природными ресурсами? Ребята, готовясь к уроку, я нашла стихотворение, отрывок из которого хочу сейчас прочитать вам. Грустит глубокая река, Свои теряя берега, И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги» Остановил олень свой бег: «Будь человеком, человек! В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги!» Как вы думаете, почему природа просит о помощи? (....) Как происходит загрязнение природы? (...)
3. Работа над новым материалом. 1. Сообщение темы, целей урока, запись темы в тетрадях. 2. Составление кластера. Давайте попробуем определить виды источников загрязнения окружающей среды. Слова, данные на доске, нужно правильно распределить по видам источников загрязнения.
Как вы думаете, действие каких источников человек может ослабить?
3. Объяснение материала. В связи с загрязнением окружающей среды встает задача охраны природы. Запишем в тетрадях: Охрана природы - комплекс межгосударственных, государственных и региональных законов и мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование и восстановление природы (растительного и животного мира, земель, вод, атмосферы). Все природные объекты делятся на национальные и международные. (По ходу объяснения материала оформляю на доске)
Национальные Международные
Находятся на территории го- Космос, воздух, Мировой океан, Антаркти- сударства да, перелётные птицы и животные, переме- щающиеся по территории разных стран
Охраняются в соответствии с Охраняются в соответствии с международ- законами государства ными договорами
В 38 статье Конституции Республики Казахстан говорится: «Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатст-вам.» В целях охраны природы издано около 30 Законов, свыше 200 законных актов, исполнять которые обязаны все жители нашей Республики. Среди них законы «Об охране растений», «Об охране атмосферного воздуха», «Лесной Кодекс Республики Казахстан», «Водный кодекс Республики Казахстан», «Экологический кодекс Республики Казахстан». Кроме того, наша Республика подписала свыше 20 междуна-родных конвенций по охране природы, так как ни одно государство в мире не может самостоятельно решить сегодня экологические проблемы. Лишь общими усилиями всего человечества мы сможем достичь развития в будущем. Международное экологическое общество начало свою деятельность в 50 - 60 годы прошлого столетия, когда были подписаны первые законы об охране вод Мирового океана и охране естественных ресурсов. В течение следующих лет были созданы десятки организаций, центров и программ по охране окружающей среды. Среди них «Хартия морей», «Гринпис», «Зеленый пояс», «Миллиард деревьев». А кто из вас знает, какие экологи-ческие движения действуют в нашей стране? (Табигат. Жасыл ел. Нарын. Невада-Семипалатинск). Усилия всех государств должны быть объединены и направлены на защиту гидросферы и атмосферы. Без природы в мире людям даже дня прожить нельзя. Так давайте к ней мы будем относиться как друзья. И при всем честном народе Добавляем мы потом Нужно помогать природе - Но со знаньем и умом.
Мы хотим. Чтоб птицы пели, Чтоб вокруг леса шумели, Чтобы были голубыми небеса, Чтобы речка серебрилась, Чтобы бабочка резвилась И была на ягодах роса.
Чтобы мирно мчались годы, Расцветал за веком век Другом быть для всей природы Должен каждый человек!
Самостоятельная работа. А что в окружающей природе требует охраны? Самостоятельно подумайте и запишите в тетрадях. (3 мин). Проверка. При необходимости - дополнение.
Мы - любители природы И хотим у вас узнать: Может быть, автомобили Нам пора в музей отдать? Сдать пора в металлолом? Ведь от них и пыль, и дым, Газ угарный, вредный, Новый транспорт нужен нам - Чистый и безвредный.
Мы - любители природы, Сами мы поможем ей - Разобьем мы парки, скверы, Розы высадим скорей.
Групповая работа. Обсудить в группах, как можно помочь природе, как можно её защитить? Проверка. На доске вывешиваю подготовленные заранее таблички с мероприятиями по охране природы, о которых говорят дети (если будут такие варианты). Если будут другие варианты, то их записываю, а свои вывешиваю. 1. Создание очистных сооружений и фильтрование использованной воды. 2. Строительство высотных дымовых труб и установка фильтров на них. 3. Использование экологически чистых видов топлива 4. Переход к малоотходному и безотходному производству 5. Сбор и переработка мусора 6. Рациональное использование всех видов природных ресурсов 7. Увеличение количества охраняемых территорий и объектов. 8. Принятие строгих природоохранных законов. 9. Ограничение охоты на животных, отлова рыбы, сбора растительного сырья. 10. Восстановление почв. 11. Зелёные насаждения Обсуждение предложенных мер
Очень просто в тихую погоду Помечтать в лесу иль у пруда. Но любить по-настоящему природу - Это значит действовать всегда. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда сумеют защититься. Если будут уничтожены они - На планете мы останемся одни
Ты, человек, любя природу, Хоть иногда её жалей. В увеселительных походах Не растопчи её полей. В вокзальной сутолоке века Ты оценить её спеши: Она - твой давний добрый лекарь, Она - союзница души. Не жги её напропалую, И не исчерпывай до дна. И помни истину простую - Нас много, а она одна.
4. Обобщение . Подходит пора подвести итоги урока. Согласны ли вы с эпиграфом сегодняшнего урока? О чём вы сегодня узнали? О чем задумались? Что нужно сделать людям, чтобы сохранить природу на планете? Какой совет вы могли бы дать всем людям Земли?
Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените. Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю, берегите!
5. Домашнее задание. Прочитать параграф, ответить на вопросы, нарисовать рисунок о защите природы.
5. Итоги урока.
|