Цель: познакомить учащихся с жизнью и
творчеством композитора, используя современные
методы и приемы.
Задачи:
- Формирование музыкально-информационной
культуры личности: приобретение основ
музыкально-теоретических и
музыкально-исторических знаний.
- Освоение первоначальных навыков анализа и
оценки прослушанных музыкальных произведений.
- Развитие активности восприятия музыкальных
произведений и высказывания учащимися
собственного мнения о прослушанном. Развитие в
процессе занятия творческого потенциала,
ассоциативности мышления.
- Воспитание музыкально-познавательных
потребностей и интересов.
Форма занятия - календарь жизни
знаменитого музыканта.
Оборудование:
- Вывески "Музыкальная мини-типография",
"Издательский совет", "Разработчики
календаря", "Художники - оформители";
- Календарь, книга, вымпел, брошюра, газета;
- Карточки - мудрые мысли с высказыванием о
творчестве В. Моцарта;
- Таблицы: "Слуховой анализ музыкального
произведения" и "Цветовая гамма";
- Дырокол, ленточка, степлер, клей, цветные
карандаши, ватман - 10 шт., бумага для офисной
техники - 20 шт;
- Парики - 2 шт., жабо - 2 шт., бокалы - 2 шт., "яд";
- Доска;
- ТСО: магнитофон, фортепиано.
Музыкальный материал:
- Моцарт В. А. Симфония № 40 соль минор, 1 часть;
- Моцарт В. А. Соната № 11 ля мажор, 3 часть;
- Моцарт В. А. Реквием.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы
собрались с вами в музыкальной мини -
типографии, чтобы представить жизненный путь
Вольфганга Амадея Моцарта в форме:, а в прочем
перед собой вы видите типографские издания -
сборник, книга, календарь, газета, вымпел.
Прием "Как?"
Данный прием эффективно может быть использован
для работы с возникающими проблемами. Решение
проблемы решается при помощи вопроса "Как?"
Ход приема:
Как вы думаете, в какой форме лучше нам
представить издание, учитывая ограниченное
время - 45 минут?
Учащиеся: Предлагают свои варианты.
Педагог: Ребята, я выслушала ваши
варианты, и считаю, что нужно согласиться всем
нам с :. и выбрать форму календарь жизни
знаменитого композитора. (Показ портрета)
Наша музыкальная мини - типография состоит из
2-х цехов:
1 цех - Редакционный. Здесь вам необходимо
выполнить задачи:
1.1. Подробно изучить биографию музыканта и
выделить факты и события, имевшие особое
значение в его жизни.
1.2. Узнать о людях, оказавших самое большое
влияние на становление жизненных убеждений,
определивших поворот его судьбы.
2 цех - Оформительский. Ваша задача - это
оформить календарь, который будет состоять из 6
разделов.
Все вы являетесь разработчиками календаря и
художниками - оформителями, а присутствующие
гости - издательский совет, который в конце
занятия вынесет свою рецензию - понравился
календарь или нет.
2. Проверка домашнего задания:
Педагог: Для того чтобы качественно и быстро
составить календарь я разделила заранее вас на
мини-группы, и вы получили домашнее задание.
Итак, слушаем Настю Бодю и Настю Мехробян. Они
получили задание - сделать заготовку "Краткие
сведения о композиторе". Эти сведения мы
разместим на титульном листе.
Учащиеся: На титульном листе мы оформим:
портрет, годы жизни и смерти - 1756-1791 гг. и
небольшую информацию - австрийский композитор,
клавесинист, органист, дирижер.
Педагог: Хорошо. Приклейте собранный
материал на титульный лист. А мы переходим ко 2 -
ому листу.
Прием "ПМИ".
Данный прием нацелен на актуализацию
эмоциональных отношений в связи с текстом. При
чтении текста предлагается фиксировать в
соответствующих графах таблицы информацию,
отражающую:
- положительные стороны явления П +;
- отрицательные стороны явления М -;
- а также информацию, которая просто
заинтересовала читателя.
Итог приема:
Следующая мини - группа разработчиков
календаря получила сложное задание - создать
таблицу "Хронология исторических событий и
фактов". Давайте послушаем что получилось.
Учащиеся:
Лиля Попова, Настя Ачикасова, Надя Шмидт:
Таблица состоит из 3-х блоков - это детство,
концертное турне, встреча с интересным
музыкантом. (Показ репродукции картин)
Детство: В детстве мальчика называли чудом,
волшебником, чародеем. Отец Леопольд был первым
его учителем. Он обнаружил талант маленького
гения и сразу стал развивать. В 4-е года он сочинял
пьесы, а в 7 лет он отправился в концертное турне.
Концертное турне: Они посетили Мюнхен, Вену,
Париж, Лондон, Амстердам, Гаагу, Женеву, Италию. В
Болонье наравне с взрослыми композиторами он
участвовал в состязаниях, победил и в 14 лет стал
академиком.
Встреча с интересными людьми: В 1772 году Моцарт
познакомился с Йозефом Гайдном. Моцарт увидел в
40-нем Гайдне своего главного учителя и друга.
Гайдн после встречи с Моцартом говорил, что
"может быть, раз в столетие появляется такой
талант". Других таких людей, как Гайдн, рядом с
ним не было.
3. Повторение пройденного материала. Практика и
обработка умений. Слуховой анализ музыкального
произведения:
Педагог: Молодцы. Оформите собранный
материал на лист календаря, а мы работаем дальше.
Вольфганг Моцарт сочинил много произведений. И
одно из них вы уже слышали. Сейчас прозвучит
фрагмент. Вы послушаете, и скажите, как оно
называется.
Прием Софт - анализ
На большое поле квадрата записываются
индивидуальные мнения, а на центральное поле
квадрата - общее мнение группы.
Ход приема:
Вашему вниманию на доске в большом квадрате
предлагаются варианты: Симфония № 40 соль минор, 1
часть, Соната № 11 ля мажор, 3 часть, Реквием; вам
необходимо выбрать верныйответ. (Звучит Соната №
11 ля мажор, 3 часть.)
Педагог: Как называется произведение?
Учащиеся: Соната № 11 ля мажор, 3 часть.
Педагог: Правильно, записываем в маленький
квадрат.
Педагог: Ребята дайте краткую характеристику
3 части соната ля мажор.
Учащиеся: 3 часть финал. Указание композитора
"Alla turca", что означает "в турецком роде". Финал
имеет 3-х частную форму с припевом. Повторяющийся
припев придает форме черты рондо.=
Педагог: Хорошо. В таком случае, дайте
определение форме рондо.
Учащиеся: Рондо в переводе с французского
слова означает круг, хоровод. Состоит из эпизодов
и рефрена. Рефрен - важная неизменяемая тема,
которая повторяется несколько раз, чередуясь с
новыми эпизодами, т.е. новыми темами.
Стратегия "Фишбон" (автор Д. Белокс)
В переводе с английского языка fishbone - рыбья
кость, рыбий скелет. Работа со схемой, таблицей.
Ход стратегий:
А теперь мы создадим модель музыкального
произведения. На столах у вас находятся листы №4.
Вам необходимо во время звучания сделать полный
слуховой анализ рефрена и краткий слуховой
анализ эпизодов. (Звучит Соната №11 ля мажор, 3
часть.)
Учащиеся: Выполняют слуховой анализ
произведения. (Смотрите приложение 1)
Педагог: Вот и получился 4 лист календаря, и мы
оформляем 5 лист календаря.
- Гипотеза.
- Обоснование гипотезы.
- Доказательства гипотезы.
- Проверка правильности решения гипотезы.
Педагог: Еще древние мыслители говорили, что:
"Слушать прекрасное, видеть прекрасное - значит
улучшаться". Самой полезной для здоровья
специалисты считают музыку В.А. Моцарта.
Произведения универсальны: улучшают настроение,
самочувствие, повышают творческий импульс.
Выдвигаю гипотезу: Если мы послушаем любое
произведение Моцарта, то у нас повысится
творческий импульс.
Итак, доказательство: Вашему вниманию
предлагается музыкальное произведение, которое
вы слышали. Вам необходимо послушать, вспомнить,
как оно называется. Перед вами в большом квадрате
все те же варианты, выберите верный ответ. (Прием
Софт - анализ) Звучит Симфония
№40 соль минор, 1 часть.
Педагог: Ваши варианты?
Учащиеся: Симфония №40 соль минор, 1 часть.
Педагог: Правильно. Записываем в маленький
квадрат. Ребята давайте вспомним и заполним
схему "Состав 1 части симфонии". На столах у вас
находятся лист № 5. Здесь вы видите пустые
квадраты, заполните их.
Учащиеся: Главная партия - побочная партия -
разработка - реприза.
Педагог: Правильно, а сейчас мы каждую часть
изобразим в цвете.
Упражнение "Музыкальная палитра".
Активизирует процесс слушания музыки,
способствует цветовому восприятию музыки.
В процессе слушания выберите цвет, который
созвучен ощущению в данный момент и раскрасьте
квадрат. (Звучит Симфония №40 соль минор, 1 часть.)
Педагог: Уважаемые художники - оформители у
вас получилась очень красивая музыкальная
палитра. Какие вы выбрали цвета?
Учащиеся: Главная партия - синяя, красная;
побочная партия - желтая, оранжевая, зеленая;
разработка - синяя, красная, коричневая; реприза
- фиолетовый, желтый.
Педагог: Данные цвета вы выбрали неслучайно.
Если посмотреть таблицу "Цветовая гамма" и
сравнить ваши "шедевры", то можно сделать вывод,
что вы подошли к работе творчески, что и
следовало доказать.
Педагог: За 35 лет своей жизни он создал 626
произведений. Существует масса легенд о создании
похоронной мессы "Реквием" и о смерти Моцарта. И
одну из них описал в своей трагедии А.С. Пушкин
"Моцарт и Сальери". Давайте посмотрим фрагмент
из этой трагедий. Выступают Настя Бодю и Настя
Орленко. Звучит реквием Моцарта + сценка.
(Смотрите приложение № 2)
Подведение итогов:
Педагог: Моцарт был похоронен в общей могиле
бедняков. Мы сегодня не знаем, где покоится прах
гения, но лучшим памятником ему является музыка.
Прием "Ассоциативные гроздья".
Учащимся предлагается подобрать к исходному
слову несколько ассоциативных значений. Таким
образом, составляется логическая цепочка.
(Смотрите приложение 3)
Уважаемые разработчики календаря у вас на
столах находятся карточки с мудрыми мыслями о
музыке Моцарта, прочитайте и выделите главные
слова, таким образом, мы составим ассоциативные
гроздья. (Один зачитывает, другой приклеивает на
лист календаря.)
Учащиеся: Моцарт - художественный гений -
солнечный свет - сила созидания - величайший
композитор - молодость музыки - юный родник.
Педагог: Вот и получился последний лист
календаря. Пришло время собрать листы календаря
вместе и завязать красивой ленточкой. (Учащиеся:
собирают календарь.)
Оценки за занятие:
Педагог: Вы очень хорошо поработали.
Полученное издание мы передаем в издательский
совет и слушаем вердикт. (Слушаем издательский
совет.)
Педагог: Все вы получаете за занятие "5".
Работа в музыкальной мини-типографии
закончилась. |