Карточка-задание № 1. И.С. Тургенев.
Стихотворение в прозе «Воробей»
Литературовед Лев Озеров, читая «Стихотворения
в прозе» И.С. Тургенева, однажды задался
вопросом, "далеко не праздным и вовсе не
специально литературоведческим… Сочетаются ли
«стихотворения» с «прозой»? Возможно ли вообще
такое сочетание?” Вам предстоит ответить на эти
вопросы, обратившись к стихотворению
И.С. Тургенева «Воробей».
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.
Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала
красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого
воробья с желтизной около клюва и пухом на
голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал
берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно
растопырив едва прорастающие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как
вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый
черногрудый воробей камнем упал перед самой её
мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с
отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в
направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собой своё
детище… но всё его маленькое тело трепетало от
ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он
жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему
казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на
своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее
его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и
он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса — и
удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед этой
маленькой, героической птицей, перед любовным её
порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха
смерти. Только ею, только любовью держится и
движется жизнь.
— Подумайте, сколько персонажей в этом
произведении? Что вы можете сказать о
рассказчике? Участвует ли он в событиях или автор
наделяет его другими функциями? Что изменится в
тексте, если повествование будет идти от
третьего лица?
— Какой житейский эпизод лёг в основу
повествования? Чем он оказался интересен
рассказчику?
— Внимательно перечитайте описание
маленького воробьишки. Для чего автор использует
детали: желтизна около клюва, пух на голове,
едва прорастающие крылышки?
Для справки. Деталь (от франц. detail —
подробность, частность, мелочь) художественная —
одно из средств создания образа, деталь
фиксирует внимание читателя на том, что писателю
кажется наиболее важным, характерным в природе, в
человеке или в окружающем его мире.
— Почему же этот воробьишка вскоре будет
назван детищем? Чтобы точнее ответить на этот
вопрос, подумайте, какое смысловое значение
вносит суффикс -ищ- (для примера сравните:
чудище, идолище). Подберите к этому слову
подходящий по смыслу эпитет.
Для справки. Эпитет — слово, определяющее
предмет или явление и подчёркивающее какие-либо
его свойства, качества или признаки.
— Сравните поведение собаки (уменьшила
свои шаги и начала красться, медленно
приближалась, остановился, попятился, признал
эту силу) и воробья (сорвавшись с близкого
дерева, камнем упал, с отчаянным и жалким писком
прыгнул раза два, ринулся спасать, заслонил собой
своё детище, маленькое тело трепетало от ужаса,
голосок одичал и охрип, замирал, жертвовал собою).
Как нагнетание глаголов помогает понять их
внутреннее состояние? Чьими глазами мы видим
этих героев?
— Как эпитеты помогают автору создать образ
воробья? Что помогает старому черногрудому,
взъерошенному воробью вдруг стать героической
птицей? Почему стихотворение называется
«Воробей»?
— Что является смысловым центром
повествования? Как описан "поединок” воробья и
собаки? Можно ли считать его состоявшимся? Кто и
почему вышел из него победителем?
— Какие строки являются эмоциональным
центром произведения? С помощью какого
художественного приёма автор выделяет его?
Для справки. Повтор – повторение слов или
словосочетаний, благодаря чему на них
фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем
самым усиливается их роль в тексте. Повтор
придает тексту связность, усиливает его
эмоциональное воздействие, подчёркивает
важнейшие мысли.
— Какие слова и почему повторяются дважды?
Почему Тургенев заменяет слово любовь
перифразом? Как вы можете объяснить выбор
повторяющегося глагола?
Для справки. Благоговеть, по Далю,
"страшиться и покоряться, смиряться в
ничтожестве своём перед высшим, оказывать кому
безусловное уважение и повиновение,
раболепствовать, признавать и безмерно ценить
чьи достоинства”.
— Как вы думаете, можно ли говорить об
использовании приёма градации?
Для справки. Градация — стилистическая
фигура, заключающаяся в последовательном
нагнетании или ослаблении выразительных средств
художественной речи.
— Подводя итоги своим наблюдениям,
прокомментируйте высказывание Л.Озерова: "Стихотворения
в прозе являются не произвольным соединением
стихов и прозы… Каковы его черты? Лиризм,
воссоздающий душевный строй, настроение автора.
В большинстве случаев — прямая
автобиографичность и рассказ от первого лица.
Повышенная выразительность голоса, передающая
то радость, то грусть, то восторг, то смятение…”
Карточка-задание № 2. А.С. Пушкин.
«Сонет»
Вам предстоит поработать со стихотворением
А.С. Пушкина «Сонет». Внимательно прочитайте
текст (для удобства он разбит на строфы) и
сопровождающие его комментарии. Последовательно
выполняя все задания и отвечая на вопросы, вы
сможете сделать его письменный анализ.
1. В сонете названы поэты, творившие в
этом жанре. Как связано упоминание имён поэтов с
содержанием первой строфы? Какая тема заявлена в
ней? Как вы думаете, почему именно в таком порядке
они упомянуты? Обратившись к датам, сделайте
вывод о том, когда возник сонет как жанровая
форма. Подумайте, почему в первой строфе имя
Шекспира заменено перифразом — "творец
Макбета”?
Для справки. Перифраза — вид словесного
оборота (тропа) с переносным значением, в котором
происходит замена названия на указание его
характерных черт или признаков.
2. Прочитайте вторую строфу: что это за
"наши дни”, о которых упоминает поэт?
Для справки. Стихотворение «Сонет»
написано в 1830 году.
3. Почему имя Вордсворта упомянуто в
тексте дважды (в тексте и в эпиграфе)? Как эпиграф
помогает понять основную мысль и/или тему
стихотворения?
Для справки. Эпиграф — краткий отрывок из
произведений другого автора, фраза, пословица,
отрывок из песни, помещенные в начале
произведения или главы. В афористически краткой
форме эпиграф выражает основную тему, идею или
настроение произведения, с его помощью автор
выражает своё отношение к изображаемому.
4. Определите стихотворный размер, которым
написан сонет, понаблюдайте за рифмовкой каждой
строфы, попробуйте дать определение сонета как
жанровой формы. Подумайте, к какому роду
литературы он относится.
5. Какова лирическая тема сонета?
Проследите, как она развивается в каждой из
строф.
Для справки. "Большую роль играет
внутренняя композиция сонета. Каждая строфа
сонета — это законченное целое. Первый катрен
является экспозицией, в нём утверждается
основная тема стихотворения, во втором катрене
развиваются положения, высказанные в первом
катрене; таким образом, оба катрена ведут линию
подъёма. Дальше начинается нисхождение темы: в
первом терцете намечается развязка её, во втором
терцете происходит быстрое завершение развязки,
которая находит наиболее яркое выражение в
заключительной строке сонета, самой сильной по
мысли и образности” (А.Квятковский. Школьный
поэтический словарь).
6. Как вы думаете, о каких "мечтах” идёт
речь в третьей строфе? Почему Пушкин вновь
употребляет перифраз? Можно ли сказать, что в
этой строфе начинается нисхождение темы,
заявленной в «Сонете»?
7. Согласно канону сонет должен заключаться
"сонетным замком”, то есть фразой, содержащей
парадокс, неожиданный вывод. Как вы думаете,
следует ли этой традиции Пушкин?
Подводя итоги сказанному, вновь обратитесь
к ответу на вопрос: какая тема заявлена в сонете?
Что составляет предмет поэтического размышления
в этом стихотворении?
Для справки. В последней строфе упомянуто
имя поэта Дельвига, создавшего оригинальную
форму русского сонета (схема последних двух
строф сонета: С С D, D C D), которую стали
использовать его современники.
Карточка-задание № 3. Притчи в
художественном тексте (А.С. Пушкин.
«Станционный смотритель»)
Евангельская притча о блудном сыне (Евангелие
от Луки, гл. 15, 11–32) занимает особое место в
художественном мире А.С. Пушкина.
Так отрок Библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал.
(«Воспоминания в Царском Селе»)
Невольно напрашивается сравнение с финалом
«Станционного смотрителя»: "Она легла здесь и
лежала долго”.
1. Вспомните, каков смысл притчи о блудном
сыне.
Для справки. Притча — небольшой рассказ, в
иносказательном смысле заключающий религиозное
или моральное поучение. Притча даёт возможность
человеку самостоятельно понять и истолковать
заключённый в ней смысл, принять истину как плод
самостоятельного раздумья и личного выбора.
2. Кого мы называем блудным сыном?
Применимо ли это определение к Дуне, героине
повести «Станционный смотритель»?
Задание для любознательных. Прочитайте
описание последней "немецкой картиночки” и
внимательно рассмотрите картину Рембрандта
«Возвращение блудного сына». Как вы думаете,
прямой или иносказательный смысл притчи
"проиллюстрируют” "немецкая картиночка” и
картина великого художника? Помните: в
притче всё иносказание (имеющий уши да слышит!).
Ведь притчу о блудном сыне можно трактовать и
так: в ней речь идёт о взаимоотношениях не только
отца и сына, но и человека и Бога, о попытке
человека жить без Бога и о возвращении к Богу. И о
том, что Бог принимает вернувшегося сына.
Связь пушкинской повести с притчей о блудном
сыне проявляется на уровне реминисценций.
Для справки. Реминисценция (от лат. —
воспоминание) — намеренное или невольное
напоминание о другом произведении.
Реминисценция ориентирована на память и
ассоциативное мышление писателя и читателя.
3. Найдите эти "напоминания” в
пушкинском тексте. Почему рассказчик так
подробно рассказывает про "картиночки”, когда
описывает убранство комнаты станционного
смотрителя в первый раз, и ещё раз упоминает про
них, говоря о "ветхости и небрежении”,
воцарившихся в доме несколько лет спустя? Какая
напрашивается параллель с сюжетом повести? Как
она помогает понять тему повести?
Предлагаем поспорить. Известный
искусствовед А.Д. Чегодаев, обращаясь к
«Повестям Белкина», однажды заметил: "Основная
тема этих повестей — тема судьбы… Особенно
сложно решена эта тема в «Станционном
смотрителе». Главный герой повести — безусловно,
трагическая фигура, но его трагедия тяжела
вдвойне, потому что она мнимая, ошибочная.
Смотритель привык смотреть на картинки с
историей блудного сына, висящие на стене его
скромного обиталища, потому что совершенно
убеждён, что его дочка, уехавшая с проезжим
офицером, погибла. Согласно внушенной сверху
ходячей морали ей полагается погибнуть! И
смотритель настолько глубоко усвоил это
незыблемое правило, что просто не может
представить себе, что его Дуня не только не
пропала, а наоборот, нашла своё счастье, какого
никогда не нашла бы, если б осталась навсегда в
отцовском доме на глухой станции. Смотритель
спивается и умирает от воображаемой трагедии?”
4. Как вы думаете, есть у читателя
основания считать трагедию Самсона Вырина
"воображаемой”? "Спорит” ли автор с притчей?
Можно ли утверждать, что вопреки всему судьба
Дуни сложилась счастливо? Какой мы видим героиню
в конце повести?
Однако в пушкинском тексте есть упоминание и
ещё об одной притче, отсылка к ней — в словах
Самсона Вырина: "…приведу я домой заблудшую
овечку свою». В Евангелии от Луки (15, 2–10) притча о
пропавшей овце предшествует притче о блудном
сыне: "Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он
принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им
следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и
потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти
в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт
её? А нашед, возьмёт её на плечи свои с радостью и,
пришед домой, созовёт друзей и соседей и скажет
им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую
овцу. Сказываю вам, что так на небесах более
радости будет об одном грешнике кающемся, нежели
о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды
в покаянии… так, говорю вам, бывает радость у
Ангелов Божьих и об одном грешнике кающемся”.
5. Подумайте, как эта притча помогает
понять причины, которые побудили отца
отправиться на поиски дочери. Как эта притча
проясняет финал повести? Какая тема
актуализируется в нём? Как изменится трактовка
финала, если мы не примем во внимание упоминание
притчи о потерянной овце? Как эта притча помогает
понять заключительные слова рассказчика: "И я
дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке,
ни о семи рублях, мною потраченных”? Как вы
думаете, зачем рассказчик решил посетить
"знакомую сторону” ещё раз?
6. Подводя итоги свои наблюдениям над
текстом «Станционного смотрителя», письменно
ответьте на вопрос: как притчи о блудном сыне и
потерянной овце помогают читателю понять смысл
повести?
Карточка-задание № 4. Г.Р. Державин.
«Река времён в своём стремленьи»…
Вам предстоит поработать над последним
стихотворением Г.Р. Державина. Летом 1816 года в
любимой Званке, своём имении в Новгородской
губернии, он начал работу над новым
произведением. Но творческим планам поэта было
не суждено сбыться: смерть прервала работу. До
нас дошли лишь несколько строк, записанных — что
само по себе символично — на аспидной доске.
Для справки. Аспидная доска — доска из
минерала чёрного цвета, на которой пишут
грифелем.
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы!
1. Найдите в тексте метафоры, раскройте их
смысл и художественную роль.
Для справки. Метафора — вид тропа, в котором
отдельные слова или выражения сближаются по
сходству их значений или по контрасту.
2. Что объединяет метафоры река времён,
пропасть забвенья, жерло вечности? В каком
значении употреблено слово жерло?
Для справки. Жерло — 1. Отверстие ствола
орудия. 2. Входное отверстие в печи. 3. Глубокое
отверстие в кратере вулкана.
3. Какова, по мнению поэта, общая судьба
всего сущего? Дайте толкование последней строки
стихотворения. Что говорит автор о силе времени?
Что оно может победить? Можно ли, по мнению поэта,
победить вечность?
— Символом поэзии, как вы знаете, является
лира, музыкальный инструмент, под аккомпанемент
которого исполнялись стихи. Символом чего, на ваш
взгляд, может являться труба? Какова роль этих
образов в стихотворении?
Для справки. Символ — многозначный
предметный образ. Символ строится на
параллелизме явлений, на системе соответствий.
Так, в стихотворении М.Лермонтова «Парус»
мятежные чувства человеческой души находят себе
соответствие в вечно бурной морской стихии.
4. На системе каких соответствий строятся
символические образы в стихотворении Державина?
Подумайте, какие ассоциации возникают в сознании
при упоминании о звуках лиры и трубы?
5. Сопоставьте последние строки
стихотворения «Река времён в своём стремленьи…»
и последнюю строчку первой строфы державинского
«Памятника» (1795).
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.
6. Как вы думаете, почему в более раннем
стихотворении Державин говорит о бессмертии
своей поэзии, а в последнем утверждает, что
"звуки лиры и трубы” не удержатся в вечности?
В последние годы жизни Державин писал трактат
«Рассуждение о лирической поэзии», где обозначил
ряд признаков подлинной поэзии, к числу которых
отнёс "высокость” ("полёт пылкого, высокого
воображения, которое возносит поэта выше понятия
обыкновенных людей и заставляет их сильными
выражениями своими то живо чувствовать, чего они
не знали и что им прежде на мысль не приходило”),
"краткость” ("пламенное чувство выражается
кратко, но сильно”), "сладкогласие и
сладкозвучие” ("сколь нужно поэту пещиться о
чистом и гладкотекущем слоге”).
7. Попробуйте с этих позиций
проанализировать последнее державинское
стихотворение. Обратите особое внимание на то,
как авторская мысль выделена звуковыми
повторами, найдите все случаи аллитераций и
ассонансов, посмотрите, как меняется звуковой
ряд.
Задание выполните письменно.
Для справок. Аллитерация – повторение
согласных звуков, ассонанс – повторение гласных
звуков. |