Введение
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования требует повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
Выполнение кейсовых заданий поможет учителям осознать важность нововведения,
выявить ошибки в собственной деятельности и наметить траекторию своего профессионального
развития.
Итоги международных исследований образовательных достижений PISA 2000– 2011 гг.
свидетельствуют не только о низком уровне владения российскими обучающимися
необходимыми ключевыми образовательными компетентностями, но и об отсутствии в
отечественной школе самой практики изучения сформированности метапредметных
образовательных результатов. Не проработанными являются инструментальные,
технологические, кадровые, временные аспекты внутришкольных квалиметрических
исследований уровня сформированности общеучебных умений у обучающихся и
необходимого уровня профессиональной компетентности педагогов.
Одной из форм выявления уровня готовности педагогов к формированию универсальных
учебных действий (далее – УУД) являются кейсовые задания.
Как правило, кейсовое задание включает в себя:
описание
проблемной ситуации учебно-методического характера;
контекст
ситуации (хронологический, исторический, контекст места, особенности действия
или социальные роли участников ситуации);
вопросы
или задания, предусматривающие поиск путей выхода из проблемной ситуации;
принятие
и обосноВ приложении представлены кейсовые задания для выявления готовности
педагогов к формированию УУД у обучающихся начальной школы как деятельностных
метапредметных образовательных результатов.
В
оценке выполнения педагогами кейсовых заданий можно использовать следующие
критерии:
Критерии
|
Оценка
|
Неудовлетворительно
|
Удовлетворительно
|
Хорошо
|
отлично
|
Эффективность решения проблемной
ситуации
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Обоснованность решения
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Реальность применения решения на
практике
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Максимальное количество баллов
|
15
|
Кейсовые задания
для выявления готовности педагогов к формированию УУД у обучающихся начальной
школы
Кейсовое задание № 1
Цель: определить уровень готовности педагогов к организации и осуществлению
формирования у обучающихся УУД.
Учитель начальных классов, осознавая необходимость целенаправленного
формирования универсальных логических действий, систематически в течение
учебного года проводил с обучающимися 4-х классов "логические пятиминутки”*(*Подробнее
о классификации общеучебных умений младших школьников см.: Управление начальной
школой .2012. №5. С.33. – Примеч.ред.)
"Пятиминутки” стали своеобразной малой формой организации процесса обучения.
Сначала учитель излагал теоретико-инструктивную информацию, которая необходима
для осознанного осуществления того или иного логического действия, а потом
организовывал деятельность обучающихся по применению этих действий на практике.
Во время одной из таких "пятиминуток” учитель сообщил обучающимся 4-х классов
следующую информацию по корректному определению понятий: «Владение логическим
действием "давать определения понятиям” требуется от вас уже сейчас, но особенно
оно вам понадобится в старших классах. Понятие – это мысль, отражающая общие
существенные признаки объектов. Чтобы дать определение понятию, нам достаточно
выделить лишь самые существенные признаки и в краткой форме зафиксировать их в
понятии. Понятие обычно представляют в виде либо слова, либо словосочетания,
например, "столица России”, "треугольник”. Определения понятий не громоздкие, в
них нет какого-либо отрицания.
К нам в гости пришел Незнайка. Ему задали задание, но он не может с ним
справиться. Прочитайте на доске определения понятий и заполните пробелы:
Учитель
– это … , который (ая) … .
Шофер
– это … , который (ая) … .
Окулист
– это … , который (ая) … .
Гитарист
– это … , который (ая) … .
Комбайн
– это … , который (ая) … .
Квадрат
– это … , который (ая) … .
Ранец
– это … , который (ая) … .
Что у
вас получилось, ребята?».
Вышедшие к доске обучающиеся написали следующие определения:
Учитель
– это человек, который учит детей в школе.
Шофер
– это человек, который водит автомобили.
Окулист
– это человек, который проверяет и лечит зрение.
Гитарист
– это человек, который играет на гитаре.
Комбайн
– это машина, предназначенная для уборки зерна, картофеля, свеклы, хлопка и
других сельскохозяйственных культур.
Квадрат
– это геометрическая фигура, в которой все стороны равны.
Ранец
– это сумка, которую носят на спине.
Однако
некоторые ребята сказали, что даны неправильные определения, например, у ромба
тоже все стороны равны, а на спине носят не только ранец, но и рюкзак.
Задания:
Исправьте
ошибки обучающихся 4-х классов, предложив корректные определения понятий.
Исправьте
возникшую ситуацию: какой важной теоретико-инструктивной информацией вы
дополнили бы инструктаж учителя, чтобы обучающиеся 4-х классов сформулировали корректные
определения?
В
настоящее время сложилось несколько подходов к развитию логического мышления
школьников. Вот два из них:
преподавание
метапредметного курса, способствующего целенаправленному формированию
инструктивно-теоретических и технологических основ осуществления УУД вообще и
логических действий в частности;
усвоение обучающимися основ формальной логики в процессе изучения традиционных
учебных предметов.
Какой
из данных подходов вы считаете наиболее перспективным, может быть, вы предложите
свой вариант целенаправленного развития у детей универсальных логических
действий? Обоснуйте ваш выбор.
Ключ
1. Корректность определений понятий достигается с помощью использования
ближайших родовых понятий:
Учитель
– это педагог, который учит детей в школе.
Шофер
– это водитель, который водит автомобили.
Окулист
– это медик, который проверяет и лечит зрение.
Гитарист
– это музыкант, который играет на гитаре.
Комбайн
– это сельскохозяйственная машина, предназначенная для уборки зерна, картофеля,
свеклы, хлопка и других культур.
Квадрат
– это прямоугольник, в котором все стороны равны.
Ранец
– это прямоугольная сумка, которую носят на спине.
2.
Понятие определяется по следующей схеме: понятие = родовое понятие + видовые
отличия. При определении понятия необходимо указывать не просто род, к которому
относится определяемый объект, а именно ближайший род. Так, например, при
определении ближайшего рода объекта "портфель” будет некорректно просто указать
"сумка”, необходимо именно "жесткая прямоугольная сумка”.
Благодаря этому определение становится правильным, т. е. полно и объективно
раскрывает общие существенные и отличительные видовые признаки объекта. Иначе
можно было бы к портфелям отнести и женские, и хозяйственные сумки, и портфели
типа "дипломат”, в которых тоже можно носить книги.
Следовательно, осуществлять родовидовое определение понятий – это прежде всего
находить ближайший род объекта и его видовые отличия.
3. Перспективным является третий подход к развитию универсальных логических
действий, гармонично сочетающий первые два. Сначала инструктивно-теоретические
и технологические основы осуществления УУД, являющихся по своей сути
метапредметными образовательными результатами, целенаправленно осваиваются
школьниками в границах метапредметного курса. Затем развитие и использование
сформированных УУД осуществляется при решении учебно-познавательных проблем в
процессе изучения традиционных учебных предметов, осуществления проектной и
исследовательской деятельности, участия в деятельности детских объединений, клубов,
способствующих развитию готовности обучающихся осуществлять самоуправляемую
учебно-познавательную деятельность, и т. п.
Кейсовое задание № 2
Цель: определить уровень готовности педагогов к организации и осуществлению
изучения уровня развития УУД у обучающихся.
В целях изучения сформированности общеучебного универсального действия –
структурирование знаний – педагог-психолог оставил обучающихся 4-го класса
после уроков, положил на каждую парту один текст и предложил обучающимся
составить план текста, озаглавить его. Несколько обучающихся высказали
нежелание задерживаться после уроков без обеда. Педагог-психолог предупредил о
возможном снижении итоговой отметки за прилежание у тех обучающихся, кто
откажется участвовать в выполнении задания.
Полный текст статьи скачивайте по ссылке вверху страницы
|