Цель: в развлекательной форме обобщить знания
по химии, биологии; стимулировать чтение книг по химии, познакомить
с необычными фактами, способствовать развитию логики, мышления,
сообразительности, находчивости; прививать интерес к химии.
1 ведущий:
Мы рождены пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш кабинет химическим зовется,
Так будем вечно химию любить. 2 ведущий:
Будем химию учить,
Будем с химией дружить.
Потому что нам, друзья,
Без неё прожить нельзя. Учитель: Я приветствую
всех, кто пришел на сегодняшний вечер. А начать хочу словами Дистервега:
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании
и искусном применении всего того, что знаешь». Я желаю успеха
сегодняшним командам. Сегодня играют две команды: «Металлы»
и «Галогены».
1 тур
Области знаний
|
Цена вопроса
|
Мир химии |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
О солях |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Кислоты |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Реакции |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Термины |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Открывают вопросы, если ответ дан правильный,
то карточка с количеством баллов достается команде. Если ответ
неправильный, то баллы не начисляются.
1. Мир химии
10. Этот оксид выдыхают животные и человек (углекислый газ)
20. Что такое «философский камень», светящийся в темноте голубоватым
светом? (фосфор)
30. Одно вещество, образованное этим элементом, во много раз дороже
золота, а за другое приходится платить деньги, чтобы от него избавиться
(углерод)
40. Этот газ применяется в производстве световых рекламных трубок (неон)
50. «Кот в мешке» тема: «Высказывания»
Писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: У тебя нет
ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою можно
наслаждаться, не ведая, что ты такое… Ты самое большое богатство
на свете…» О чем писал Экзюпери? (вода) 2. О солях
10. Эта соль называется пищевой. Ее формула… (NaHCO3)
20. Темно-фиолетовые кристаллы этой соли хорошо
растворяются в воде, используются в лаборатории для получения кислорода.
(KMnO4)
30. Формулу этой соли имеют и известняк, и мел, и мрамор (CaCO3)
40. «Кот в мешке» тема: «Или, или»
Растворимые основания или… (щелочи)
50. В Индии для совершения священных обрядов соли стронция смешивали
с серой и бертолетовой солью. Эту смесь мы используем на Новогодний
праздник. Как мы ее называем? (Бенгальские огни) 3.
Кислоты
10. Эта кислота входит в состав желудочного сока, является
бесцветным водным раствором хлороводорода (соляная)
20. Эта кислота двухосновная, маслянистая жидкость, при растворении
в воде выделяет большое количество тепла (серная)
30. Эта кислота встречается во всех газированных напитках (угольная)
40. Из каких кислот состоит «царская водка»? (конц. азотная и соляная)
50. «Кот в мешке» тема: «Соли»
Что означало по древним поверьям «рассыпать соль»? (навлечь беду) 4.
Реакция
10. Реакции с участием кислорода (горение, окисление)
20. Реация между основанием и кислотой, при которой получается соль
и вода (нейтрализации)
30. Разложение вещества с целью выяснения его состава (анализ)
40. Взаимодействие веществ с водой с образованием кислот, оснований
и других химических соединений (гидролиз)
50. Разрушение металла на воздухе под действием окружающей среды
(коррозия) 5. Термины
10. Благодаря какому процессу масса кислорода в воздухе почти
не меняется (фотосинтез)
20. Вещества, которые меняют цвет в кислотах и щелочах (индикаторы)
30.«Черный ящик» тема: «Вещества»
В этом ящике находится удивительное вещество. Когда-то оно
считалось милостынею господней, символом благополучия, символом мира,
например, у восточных народов. А иногда это было проклятьем божьим.
Сколько всего живого погубило это вещество, из-за него море
даже может стать мертвым. Без него нельзя обойтись в металлургии, без
него не было бы кожаных ботинок. Трудно перечислить области, где это
вещество не применялось (поваренная соль)
40. Существование одного и того же химического элемента в виде
нескольких простых веществ (аллотропия)
50.Вещества, которые ускоряют химические реакции (катализаторы) (подводятся
итоги первого тура)
Химическая пауза: «Удивительный стакан»
Извлеките из обычного детского памперса вещество, впитывающее влагу,
и несколько его крупинок поместите на дно одного из трех непрозрачных
стаканчиков. Во время демонстрации опыта налейте в этот стаканчик
немного воды так, чтобы она полностью поглотилась впитывающим
субстратом. Поменяйте стаканчики местами и попросите кого-нибудь
из учеников, угадать, в который из них была налита вода. По мере
угадывания переворачивайте стаканчики вверх дном. Ни из одного стакана
вода не вытечет, так как образовавшийся гель крепко скрепляется
со стенками сосуда и не выпадает из него.
(подводятся итоги первого тура)
2 тур
Области знаний
|
Цена вопроса
|
Химические элементы |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
У нас дома |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Растения и химия |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Металлы |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Ученые |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
1. Химические элементы
20. Элемент, самый распространенный в космосе (водород)
40. Аргентина названа в честь именно этого элемента (Ag)
60. Этот элемент назвали в честь химика, открывшего периодический закон
(менделевий)
80. Штат США и химический элемент (калифорний)
100. Элемент назван в честь шведского ученого, который завещал 33 млн.
швейцарских крон на создание фонда международных премий за работы
в области физики, химии, медицины (нобелий) 2. У нас дома
20. В составе зубных паст именно этот химический элемент (F)
40. какое вещество гасят уксусной кислотой при выпечке кондитерских
изделий (соду)
60. Это вещество встречается в отбеливателях и в чистящих средствах, оно
способно возвращать белизну белым тканям, дезинфицирует. (Cl2)
80. Назовите формулу негашеной и гашеной извести, которой мы белим. CaO,
Ca(OH)2)
100. Однажды ученый Бертолле растирал соль КСlО3 в ступке, где осталось
немного серы. Смесь взорвалась, так впервые Бертолле осуществил реакцию,
которую применяют при производстве чего? (спичек) 3. Растения
и химия
20. В какой «капусте» много йода? (ламинария)
40. Почему разрезанное яблоко на воздухе буреет? (окисляется железо)
60. От какого металла зависит зеленая окраска растений (магний)
80. Эта кислота есть и в крапиве и у муравьев (муравьиная)
100. В какой части огурца больше всего нитратов (в кожуре) 4.
Металлы
20. Этот металл называют крылатым, из него делают самолеты
и кастрюли (Al)
40. Этот металл входит в состав гемоглобина крови (Fe)
60. Свойство этого металла превращаться в порошок на холоде, погубило
экспедицию В. Скотта (Sn)
80. Гуси, как известно, спасли Рим, а какой металл губил его жителей
(Pb)
100. «Кот в мешке» Угадай вещество Проводится опыт
«Зажигание костра без спичек»
В чудесах химических я уже остёр,
Без огня и спичек разведу костёр.
Наложу лучинок — дров,
И костёр уже готов.
Возьму в руку ватку,
Спиртом намочу.
На костёр им капну:
Гори, раз я хочу
Я открою свой секрет,
Никакой тут тайны нет.
Под костром припрятал здесь
Зажигательную смесь. Назовите состав зажигательной смеси (KMnO4
и конц. H2SO4)
5. Ученые
20. Этот ученый изобрел бездымный порох и периодический закон
(Менделеев)
40. Этот ученый и физик, и химик, и географ, и поэт, и историк, и автор
высказывания: «Широко распространила химия руки свои в дела
человеческие» (Ломоносов)
60. Им сформулирован закон: «В одинаковых объемах различных газов
находится одинаковое количество молекул при одних и тех же условиях»
(Авогадро)
80. Ученый — создатель первого противогаза (Зелинский)
100. Русский химик, знаменитый композитор. (Бородин) Пока
подводятся итоги двух туров — Загадочная пауза
Фокус «Телепатия»: показывают двое ведущих. Один сидит спиной
к периодической системе химических элементов, второй приглашает зрителя
к периодической системе и тот указкой показывает любой элемент. Первый
ведущий посылает «телепатический сигнал» второму ведущему, и тот
называет порядковый номер задуманного элемента. (Секрет фокуса в том,
что каждая цифра закодирована словом: отгадай — 1, думай — 2, точно — 3,
что это — 4, постарайся — 5, шутя — 6, скажи — 7, внимательнее — 8,
догадайся — 9, назови — 0. Например, задуман элемент № 28. Первый
ведущий говорит второму: «Прошу сконцентрировать волю, посылаю
телепатический сигнал: думай внимательней».
Финал
Команды делают ставки. Тема: «Металлы»
Академик Ферсман писал, что при исчезновении этого металла…
«На улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов,
ни автомобилей, камни мостовой превратились бы в труху, растения
начали бы чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т. к.
лишившись 3 граммов этого металла, человек бы умер» (железо)
Подводятся итоги, награждается победившая команда. Победителям
вручают букет цветов, который на глазах зрителей меняет свой цвет.
(Бумажные цветы пропитывают щелочью и высушивают, а затем
из пульверизатора брызгают спиртовым раствором фенолфталеина). В честь
победителей звучит залп «гремучего газа». (В газометре смешивают 2
объема водорода и 1 объем кислорода. Пропускают смесь через мыльный
раствор. Лучинкой поджигают пузыри: слышится громкий хлопок).
|