- Закрепить знания о веществах полимерах, о
способах их получения;
- Повторить механизм реакции поликонденсации,
как один из способов получения полимеров;
- Познакомить с основными открытиями
химика-органика первой половины XIX в. А. П.
Бородина;
- Ознакомить с жизнью и научно-творческой
деятельностью великого химика и гениального
композитора А. П. Бородина;
- Способствовать развитию элементов
самостоятельной творческой деятельности
учащихся и умению контролировать свои действия;
- Развивать необходимые навыки работы при
выполнении эксперимента;
- Способствовать развитию культуры общения в
процессе совместной творческой работы;
- Показать связь науки и искусства как две формы
познания окружающего мира.
Слайд 1.
Портрет Бородина А. П. Название темы
урока " Гармония науки и искусства. Химия и
музыка”.
В качестве эпиграфа слова Пушкина А.С.
"Да здравствуют музы, да здравствует
разум! Ты солнце святое гори!”
Открытие семинара. Музыкальный фон:
вторая симфония А. П. Бородина (экспозиция, 1
часть).
Учитель:
Семинар проводим в рамках обще
гимназического мероприятия погружение в эпоху:
"Россия, первая половина XIX века”.
Прелюдией семинара является
прозвучавшая музыка из второй симфонии Бородина
А. П. – человека эпохи, Человека с большой буквы.
Он вошёл в историю мировой науки, как
выдающийся учёный химик, а в историю мировой
культуры, как гениальный композитор.
Бородин является одним из создателей
науки органической химии: известны его сорок две
научные работы по химии, среди которых немало
выдающихся, ряд впервые полученных химических
соединений.
Бородин А. П. по праву вошёл в славную
плеяду классиков русского музыкального
искусства.
Заканчивая курс органической химии в
этой четверти, мы с вами изучаем заключительную
тему "Высокомолекулярные органические
соединения. Полимеры”. Характеризуя методы
синтеза полимеров, познакомились с реакцией поликонденсации.
Предлагаю вспомнить и повторить
сущность этой реакции и рассказать, как она
связана с именем Бородина.
Учащиеся дают определение реакции
поликонденсации: получение полимеров в
результате взаимодействия функциональных групп
исходных веществ, которые называются мономерами,
с образованием побочного продукта в виде
низкомолекулярного неорганического соединения (
H2O; HCl; NH3)
Выступления учащихся.
Слайд 2. Реакция альдольной
конденсации - реакция Бородина.
Среди научных открытий по
органической химии, вписывающих в нашу тему по
изучению полимеров, своевременно назвать
открытие Александра Порфирьевича Бородина.
При исследовании химических свойств
альдегидов он открыл новый тип реакций - альдольная
конденсация. Она стала одним из классических
методов химического синтеза новых
кислородосодержащих химических соединений.
По механизму альдольной конденсации
протекают реакции поликонденсации в
производстве современных полимеров-пластмасс. В
наше время широко применяется полимер формальдегид.
Исходными веществами-мономерами
являются фенол и муравьиный альдегид или
формальдегид.
Слайд 3. "Реакция поликонденсации.
Получение фенолформальдегидной смолы”.
Объяснение механизма реакции.
Учитель. Предлагает вспомнить и
привести примеры реакций поликонденсации,
протекающих в живой клетке. Какие вещества при
этом образуются?
Ответ:
Реакции синтеза белка.
Учитель.
В современном производстве реакциями
поликонденсации получают синтетическое волокно,
например, капрон, лавсан и другие.
Учащиеся продолжают свои выступления
по теме семинара.
Музыкальный фон. Вновь звучит симфония
Бородина.
Слайд 4. А. П. Бородин. Портрет И. Е.
Репина.
"О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг”.
В старой сказке к колыбели ребёнка
приходит волшебница, и каждая приносит ему дар.
Эта сказка вспоминается, когда думаешь о судьбе
Бородина.
Сколько ему досталось даров: и могучий разум
учёного, и гений композитора, и литературное
дарование (он был и поэтом), его многие
музыкальные произведения-романсы и песни
нередко были на слова самого Бородина.
В жизни и деятельности этого удивительного
человека чётко выделяется три направления:
- научное;
- музыкальное
;
- общественно-педагогическое.
Бородин совмещал в себе то, что обычно считают
несовместимым. Невольно возникает вопрос: как он
мог быть одновременно химиком и композитором?
Ведь это такие разные далёкие одна от другой
области. Но так ли они далеки, как кажется?
Ведь солнце творческого разума освещает дорогу
и науке и искусству, если они отражают жизнь.
Всей своей жизнью, научной, творческой
деятельностью Бородин показал и доказал великую
гармонию науки и искусства, заключающуюся в том,
что солнце творческого разума освещает дорогу и
науке и искусству.
Редкое сочетание научного и
художественного мышления обусловили
необычайную цельность натуры Бородина, "талант
огромный, оригинальный, самобытный”.
Слайд 5. Первые встречи с музыкой и
первые встречи с химией.
Две страсти владели Бородиным с
детских лет: страсть к химии и страсть к музыке.
Химики жаловались, что музыка
отвлекает Бородина от науки, а товарищи по
искусству сетовали на то, что наука не даёт ему
заниматься музыкой.
Бородин всю свою жизнь с особым
интересом занимался и наукой и музыкой.
Слайд 6.Петербург. Невский проспект.
Дом, в котором родился Бородин.
31 октября(12 ноября по новому стилю) 1833
года в Петербурге, в доме № 9 по Гагаринской улице
у экономки князя Луки Степановича Гедианова
родился мальчик. Ему дали имя Александр. Согласно
обычаям того времени, отец распорядился записать
мальчика законным сыном своего слуги, дворового
Порфирия Бородина.
Мать Александра - солдатская дочь
Авдотья Константиновна была молода (ей
исполнилось 24 года), горячо любя мальчика,
вдумчиво и умело руководила его воспитанием.
Она рано приобщила мальчика к
занятиям. Он рано научился читать, занимался
языками. Впоследствии многие современники
отмечали у Бородина свободное владение
несколькими иностранными языками.
Рано проявилась у Александра и
музыкальная одарённость, Но, к сожалению, не
сохранились сведенья о том, как и когда маленький
Саша приобщился к музыке.
Шарманка во дворе, военный оркестр на
плацу, фортепиано, под звуки которого танцевали,
когда в доме собирались гости, гитара, на которой
играла мать Бородина Авдотья Константиновна -
вот, что чаще всего, приходилось слышать будущему
композитору в дни его детства.
Слайд 6 и 7. Первые встречи с химией. Рисунок из
слайда 4. Портрет А. М. Бутлерова.
Бородин получил хорошее домашнее
воспитание и начальное образование.
В детстве Саша с увлечением занимался
не только музыкой. Он с увлечением рисовал,
раскрашивал акварелью картинки, лепил. Он сам
составлял и делал краски и даже пробовал
гравировать. Он вообще "не любил быть без
занятий”, как пишет в своих воспоминаниях его
первый биограф и любимый ученик – химик А. П.
Дианин.
Но серьёзно соперничать с музыкой
могла только химия.
Дело и тут началось с забавы-с фокусов,
с фейерверков. "В свободное от занятий время он
охотно делал экскурсии в область алхимии, то есть
занимался приготовлением фейерверков, другими
словами, разного рода фокусами с помощью соляных
растворов”.
Так химия впервые явилась к Саше
Бородину в облике весёлой волшебницы, затейливой
участницы детских праздников.
Друг его детства Миша Щиглев вспоминал
потом: "Не только его собственная комната, но
чуть ли не вся квартира была наполнена банками,
ретортами и всяческими химическими снадобьями.
Везде на окнах стояли банки с разнообразными
кристаллическими растворами... весь дом провонял
его химическими препаратами, всегда боялись
пожара.
Примерно в те же годы или, вернее,
немного раньше стал заниматься химией другой
мальчик – Саша Бутлеров. Их пути потом
встретились, они стали ближайшими учениками
одного и того же учителя и оба вошли в историю
науки как великие химики- органики.
Слайд 8. Петербург. Медико-хирургическая
академия.
В 1850 году Бородин блестяще выдержал
экзамен и стал студентом Медико-хирургической
академии.
И вот теперь у него есть не только
спутники и товарищи по пути к науке, но и мудрые,
опытные учителя.
Слайд 9. Зинин Н. Н. и его ученики – Бородин и
Бутлеров.
Медико-хирургическая академия
представляла крупное учебное заведение России, и
видный центр естественнонаучной мысли. В числе
её профессоров тогда были такие учёные с мировым
именем, как хирург М. И. Пирогов, эмбриолог и
географ К. М. Бэр, зоолог Ф. Ф. Брандт, химик Н. Н.
Зинин и другие.
Впервые попав в обстановку учебного
заведения, Бородин отдался занятиям со всей
страстью. Учился Саша легко, основательно, ничего
не оставляя без внимания. Расширялся и его
научный кругозор: помимо собственно медицины он
с интересом изучал химию, ботанику, зоологию,
кристаллографию.
Не оставался он в стороне и от
общественного движения, захватившего в то время
студенчество.
Среди разнообразных занятий, которым с
увлечением предавался Бородин в академии, всё
большее место начинает занимать химия.
Будучи студентом третьего курса, после
долгих колебаний, преодолевая застенчивость,
Бородин обратился к Зинину с просьбой работать у
него в академической лаборатории.
В истории академии ещё не бывало, чтобы
студент-медик изъявил желание заниматься химией,
и поначалу Зинин отнёсся к просьбе Бородина с
недоверием. Но, убедившись в серьёзности
намерений студента и в его способностях, он
согласился. Бородин смог убедить Зинина в своих
серьёзных намерениях заниматься химией после
того, как рассказал о получении гликолевой
кислоты в примитивной домашней лаборатории.
Так Бородин получил возможность
работать под руководством одного из крупнейших
химиков мира.
Имя Николая Николаевича Зинина было
хорошо известно и в России, и далеко за её
пределами.
Действие (Сценарий – Приложение
2).
Слайд 10. Химическая реакция Зинина. Получение
анилина. Формула анилина и лекарственного
препарата белого стрептоцида.
Всемирную известность принесло Зинину
его открытие в 1842 году доступного метода
получения дешевого анилина.
Реакция Зинина легла в основу
производства красителей и вызвала бурное
развитие анилинокрасочной промышленности.
Кроме того, анилин стал широко
применяться в производстве лекарственных
препаратов. Все сульфамидные препараты:
сульфидин, сульфодимезин, стрептоцид и некоторые
другие уже современные лекарственные препараты
изготавливаются на основе анилина.
От открытия Зинина лежал путь к
синтезу многих веществ, которые раньше находили
только в природе или совсем не знали.
С конца 1847 года Зинин стал профессором
Медико-хирургической академии.
Для Бородина Зинин стал не только
наставником в науке, но и старшим другом,
подлинным учителем жизни.
Зинин оказал огромное воздействие на
становление личности Бородина-учёного и
человека.
Слайд 9.Зинин н. н. и его ученики (повторить
слайд).
Зинин был человек проницательный. Он
очень скоро понял, что ученик его отличается
необыкновенными способностями и сто химия для
него не случайное увлечение, а дело жизни. В лице
Бородина он видел своего будущего приемника,
своего духовного сына и наследника.
Но где любовь, там редко обходится без
ревности. А у Зинина были основания ревновать
своего юного ученика и друга.
Заходя в лабораторию, Зинин, к великому
огорчению своему, убеждался в том, что ученика
его нет на месте. И вот уже без него в лаборатории
пусто и неуютно.
Дело в том, что Бородин, серьёзно
занимаясь химией, продолжает также серьёзно
заниматься и музыкой.
В этот период он познакомился с И. И.
Гаврушкевичем, страстного любителя камерной
музыки, в доме которого по вечерам проходили
собрания, профессиональных музыкантов из
оперного оркестра. Эти собрания стал посещать
Бородин.
Совершенствовались музыкальные
знания, расширялись музыкальные интересы юного
студента, будущего военного хирурга, доктора
медицинских наук, а позднее с 1862 года, -
профессора Медико-хирургической академии.
Сценарий "Химия и
музыка”. (Прилагается к уроку)
Слайд 11. Екатерина Сергеевна Протопопова -
жена Бородина (1863г.).
Как голоса в многоликом музыкальном
произведении, переплетаются в жизни Бородина
наука, искусство, любовь.
Будучи за границей, в Гейдельберге
(Германия) Бородин встретился с замечательной
молодой, но уже известной к тому времени
пианисткой, Екатериной Сергеевной Протопоповой.
Эти дни, когда Бородин встретился с
Екатериной Сергеевной, были не только
знаменательным моментом его личной жизни, но и
новой узловой точкой его музыкального развития.
Екатерина Сергеевна помогла ему войти
в мир музыки, о котором он впервые услышал
несколько раньше от Мусорского Модеста
Петровича, но который ещё плохо знал.
Необыкновенная музыкальность этой
девушки была для него главным её очарованием.
Любовь к ней и любовь к музыке слились в его душе
неразрывно.
Именно эта очаровательная девушка
ввела Бородина в новый мир музыки Шумана и
Шопена.
Но любовь принесла с собой не одни лишь
радости. Серьёзная болезнь невесты, его будущей
жены приносила огорчения. И вот любовь
подвергается своим первым серьёзным испытаниям,
минорная тема стремится победить мажорную.
Для лечения и укрепления здоровья
Екатерина Сергеевна уезжает в Италию. Вместе с
ней едет и Бородин.
Слайд 12.Формула фторбензола.
В Италии, в городе Пизе Бородин начал
заниматься в университетской химической
лаборатории, оборудование которой позволяли
заниматься серьёзной работой с фтористыми
соединениями. Там был редкий запас очень ценной,
дорогой платиновой посуды, необходимой для
работы.
Работая в химической лаборатории ,итальянского
города Пиза, Бородин получил первое Бородин
получил первое фторорганическое соединение
фтористый бензол.
Слайд 13. Фторорганические соединения.
Рассказ о Фторорганических соединениях.
Учитель.
Предлагает прослушать арию Игоря из оперы
Бородина "Князь Игорь”.
Демонстрация опытов:
- "Вулкан на столе”
- Получение этилена.
Заключительная часть урока.
Слайд 14. Наука и искусство две формы познания
мира.
Учитель.
Жизнь, научная и творческая
деятельность Александра Порфирьевича Бородина
является ярким примером великой гармонии науки и
искусства, именно химии и музыки.
Как прав был Г. Флобер в своём
высказывании: "Наука и искусство, расставшись у
основания, встретятся на вершине”.