Данное мероприятие проводится во время
торжественного открытия недели химии на
общешкольной линейке с целью пробудить интерес к
химии у младших школьников, которые ее еще не
изучают, и повысить учебную мотивацию у
старшеклассников.
После того, как учитель зачитает программу
недели химии и призовет принять в ней активное
участие, он объявляет о начале представления.
Ведущий. Сейчас перед вами выступит великий
маг и волшебник, отличник химической науки со
своими фокусами.
Звучит цирковая музыка, на сцену выходит
фокусник, у него на голове тюрбан, движения его
плавные, медленные, ассистенты выносят столик с
необходимыми принадлежностями. Фокусник
торжественно кланяется.
Фокусник. Внимание! Все знают, что дыма без
огня не бывает. Сейчас на ваших глазах я
опровергну это утверждение.
Ассистент подает ему две банки (хозяйственные
пол-литровые), закрытые пластмассовыми крышками.
Предварительно банки изнутри ополоснули
концентрированными растворами: одну – соляной
кислотой, другую - раствором аммиака. Фокусник
снимает крышки и быстро соединяет банки
горлышками, ставя их одну на другую. Проводит
руками пассы, банки заполняются дымом, хлоридом
аммония.
HCI+NH3=NH4CI
Фокусник. Ну, а теперь, я силой своих знаний
превращу воду в молоко!
Ассистент подает ему фарфоровый кувшин,
показав, что там ничего нет, два стакана с
"водой”. В одном – раствор хлорида кальция, в
другом – раствор карбоната натрия. Фокусник
медленно, поочередно выливает оба раствора в
кувшин, производит над ним пассы и выливает
получившееся "молоко” в один из стаканов,
демонстрирует его зрителям, кланяется.
CaCl2+Na2CО3=CaCO3v+
2 NaCl
В это время на сцену выбегают трое учеников.
Первый – с двумя бутылочками из-под лимонада,
второй – с колбой и химическим стаканом, третий
– с двумя колбами.
Фокусник. Кто эти люди, и что они здесь делают?
Ведущий. Прошу прощения, это - неизбежная в
любом деле реклама.
Первый ученик. Нет ничего лучше лимонада. Я
его так люблю, что одной бутылки мне всегда мало,
и я наливаю себе сразу из двух.
Берет со стола стакан и наливает в него
одновременно из двух бутылок желтоватую
жидкость – растворы хлорида железа и роданида
калия. Образуется раствор красно-бурого цвета:
FeCl3+4KCNS=K[Fe(CNS)4]+3KCl
Первый ученик. Здорово! У меня пепси-кола
получилась. Я ее тоже очень люблю.
Показывает зрителям стакан с "пепси-колой”.
Второй ученик. А я люблю фанту. Что может
быть вкуснее малиновой фанты?! Кстати, я могу
получить ее из воды. Вот.
Доливает в стакан с "водой” - раствором
фенолфталеина немного "воды” из колбы –
раствор гидроксида натрия. Демонстрирует всем
"фанту” малинового цвета.
Фокусник. Все-таки, я считаю, что самый
полезный напиток – молоко.
Третий ученик. А я вам говорю, что лучше воды
нет! Давайте-ка сюда ваши стаканы.
Наливает в "пепси-колу” немного "воды” из
одной колбы – раствор фторида натрия, в
"молоко” и "фанту” добавляет "воду” из другой
колбы – соляную кислоту. Во всех стаканах
образуется "вода”:
NaOH+HCl>NaCl+H2O;
CaCO3+2HCl>CaCl2+H2O+CO2^.
Третий ученик. Минеральная вода и вкусна, и не
вредна!
Первый ученик обиженно уходит. Фокусник
демонстративно отходит в сторону.
Второй ученик(вредничая).А я, все-таки,
предпочитаю фанту.
Доливает в свой стакан раствор гидроксида
натрия, снова получает "фанту”.
Третий ученик. Нет, вода – лучше!
Опять наливает в "фанту” соляную кислоту,
малиновая окраска исчезает. Спор может
продолжаться, пока стакан не заполнится до краев.
Ведущий. Давайте, ребята, не будем спорить.
Все напитки хороши, да и время рекламы истекло.
Пусть лучше фокусник зажжет для нас фейерверк в
честь недели химии.
Фокусник. Я покажу вам нечто поинтереснее
фейерверка. Вот эту горку оранжевого песка я
превращу сейчас в огнедышащий вулкан. В добрый
час, неделя химии!
Поджигает ватку, смоченную в спирту и
уложенную в центр горки "песка” - дихромата
аммония. Происходит "извержение вулкана” -
горение дихромата аммония:
(NH4)2Cr2O7=N2+Cr2O3+4H2O.
Громко звучит музыка. Представление
заканчивается.
Во время представления необходимо соблюдать
правила техники безопасности. Используются
10%-ные растворы, кроме фенолфталеина – 1%-ный
раствор.
|