1.1. Чтение эпиграфа (на фоне музыки Слайд 1 с изображением пейзажа
Японии)
Смотрите, упали на землю
Тени листьев
Плетением тёмных узоров.
Сколько пишут деревья коротких стихов!
Люди год за годом
Всё глубже погружаются в чтенье.
И в ответ всё шире
Стихи разрастаются и ветвятся.
Если бы всё собрать,
Книги бы расцветали весною,
Летом золото бы на ветках сверкало. Сайсей Муро
("Год за годом”)
1.2. Вступление.
Учитель: Здравствуйте, мои уважаемые ученики, вы любите мечтать? А путешествовать? А
фантазировать? Думаю, что это всё сейчас исполнится, потому что мы попробуем
войти в мир, сохранивший непередаваемый аромат и потаённую душу Страны
восходящего солнца и отразившийся в культуре, поэзии, традициях народа.
– Кто знает, о какой стране идёт речь? (Щелчок – Япония) А кто может
показать её на карте?
– Молодцы. Вашим гидом буду я – Галина-сан.
– По взмаху веточки цветущей сакуры – символа Японии – мы попадём в эту
необыкновенную страну с очень древней и своеобразной культурой. А вспомнить
некоторые культурные традиции нам поможет кроссворд. (Слайд 2).
- Жанр, соединивший в единое целое живопись, каллиграфию, поэзию (хайга).
- Искусство складывания фигурок из бумаги (оригами).
- Пение под записанную музыку (караоке).
- Искусство составления букетов в соответствии с сезоном (икебана).
- Японская вишня (сакура).
– Прочитайте выделившееся слово (хокку). Именно о хокку – ещё одной
национальной традиции и пойдёт речь на уроке. 2.1. Рассказ о хокку.
– Хокку – уникальный жанр поэзии – всего три строчки. И сегодня я ставлю
задачу – обучить непосвящённых создавать чудо – хокку. Я утверждаю: это
возможно! И сейчас вы с моей помощью постараетесь написать, возможно, первый
хокку в своей жизни. Сначала расскажу, что это такое.
Хокку (или еще говорят – "хайку”) – жанр японской поэзии о жизни
природы и жизни человека на фоне круговорота времён года. Японские стихи не
имеют рифмы и состоят из 3-х строк и 17 слогов (5+7+5). Современному молодому
человеку, наверное, по душе такая краткость. Но чтобы понять хокку, надо
потрудиться узнать об этом жанре и проникнуться стилем восточного мышления и
созерцания. Тогда можно получить огромное удовольствие. Надеюсь, это у вас
получится.
2.2. Как создаётся хокку (Слайд 3: каждая информация открывается по
щелчку).
Итак, к делу. Искусство писать хокку – это, прежде всего, умение сказать
многое в немногих словах, ибо оно отображает одно мгновение. Хокку состоит из
факта-картинки и чувств, ею вызываемых. Первая строчка дает факт,
информацию, тему, которая тут же рождает в голове читающего картинку. Например,
если сказать: "вот выплыла луна”, у каждого тут же возникнет
какой-то свой образ луны.
– Какой, например?
– Далее идёт вторая строка, дающая дополнительную "порцию” информации к
первой, раскрывает её смысл:
– Какой информацией вы бы дополнили?
– А вот строка поэта "и каждый мелкий кустик” и возникает фраза:
"Вот выплыла луна, и каждый мелкий кустик”
– Теперь уже оторваться от хокку невозможно. Третья строка часто бывает очень
неожиданной и привносит особый колорит.
– Какие варианты приходят в голову?
Вот выплыла луна,
И каждый мелкий кустик
На праздник приглашён.(!) –
говорит поэт Исса.
– Какую мысль , по-вашему, он хотел выразить? (В этих словах мы узнаём
мечту о равенстве людей.)
Видите, как ёмко вмещается огромный философский смысл в три недлинных строки!
А мысль преподносится не впрямую, а как бы обходным путём, чтобы читающий создал
картину сам. Поэтому хокку, на мой взгляд, полнее и ярче фотографии или
живописной картины.
Главное – понять основной принцип, смысл которого в том, чтобы Необычное
увидеть в Обычном, Великое – в Малом, Вечное в Текущем. Для этого надо создавать
контрасты: звуковые и зрительные. Самое сложное – увидеть Вечное в Текущем:
здесь необходимо устанавливать связь героя (автора) с природой, наблюдать
какие-то личные ощущения. Именно наблюдать, потому что это главное условие.
– Попробуем? (Слайд 4).
Память осталась.
Цепь следов ведёт к реке.
Так я ухожу.
– О чём эти строки? Молодцы.
2.3. Пишем сами.
– Как вы думаете, о чём можно писать в хокку? (Японцы любят писать хокку
обо всём: о родном крае, о работе, о развлечениях, об искусстве и, конечно же, о
природе.)
– А зачем, по-вашему, нужны хокку? (Помогает развить в человеке
нестандартное мышление и научить азам поэзии; может использоваться в
психотерапии, так как многое можно сказать о человеке по тем произведениям,
которые он создаёт; х. несут в себе сильный эмоциональный заряд; х. помогают
выйти из своих частных неприятностей и сосредоточиться на окружающем мире.)
– Мы пробуем сейчас составить хокку о символах Японии (Слайд 5):
- Сакуре (по щелчку – картинка и надпись)
- Хризантеме (по щелчку – картинка и надпись)
- Горе Фудзи (по щелчку – картинка и надпись)
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое,
Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное,
Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.
(Работа в группах: слайд с символами и музыка по щелчку.)
2.4. Отчёт группах.
– Сейчас наступает самый важный момент нашего урока: вы прочитаете свои хокку
и попытаетесь объяснить его смысл.
– Многие верующие люди для исцеления от болезней, для избавления от бед дают
обет от подножия на коленях достичь самой вершины священной горы Фудзи (Фудзияма).
Какое хокку у вас получилось? Какой философский смысл этого хокку? (Молодцы.
Вам удалось ….)
– Когда зацветает японская вишня с необычайно-красивыми цветами, все от мала до
велика собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться красотой цветущих дерев.
Считается, что вид цветущего растения оказывает на человека благотворное
влияние. Ваше хокку? (Молодцы. …)
– "Если хочешь быть счастлив, выращивай всю жизнь хризантемы”, – гласит
восточная мудрость. Этот цветок стал символом Японии. Он изображён на гербе
страны, на монетах и высшей награде Японии – "Ордене Хризантемы”. Ваше хокку? (Великолепно…,
хорошо потрудились.)
2.5. "Икебана”.
– Ваше чтение пробудило во мне желание составить икебану из традиционных
японских предметов. Каких? (Учитель составляет композицию, поясняя свои
действия.)
– Вазочка олицетворяет гору Фудзи, жёлтый цветок – хризантему, а розовая веточка
– сакуру. Но я бы добавила ещё один предмет, детали которого в ваших руках:
листочки с хокку дайте мне, пожалуйста (прикрепить магнитами к доске веером,
над ними слова из хокку Исса "Как хорош этот мир! Звенят над лугами
цикады, соколы кружат…”). Получился у нас веер – хокку, олицетворяющий
Страну восходящего солнца. Теперь композиция закончена.
– Вы все потрудились на славу – и чудо произошло. Прав британский физик Хаим
Вейцман: "Чудеса иногда случаются, но над этим приходится очень много работать”.
III. Рефлексия.
3.1. Слово учителя.
– Вам понравилась работать с хокку? Вы продолжите работу дома? Научите
других?
– Вот и закончилось наше путешествие. Но точку в разговоре о прекрасном ставить
рано. То, что интересовало людей тысячу лет назад, интересно и нам… Ведь мы
говорим о поэзии, а значит, о жизни, любви, природе и красоте – то есть о
вечном.
|