Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 23.11.2024, 07:42:34
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ХОККУ. "Всматривайтесь в малое – и вы увидите большое"
19.11.2011, 12:27:51

I. Погружение.

1.1. Чтение эпиграфа (на фоне музыки Слайд 1 с изображением пейзажа Японии)
Смотрите, упали на землю
Тени листьев
Плетением тёмных узоров.
Сколько пишут деревья коротких стихов!
Люди год за годом
Всё глубже погружаются в чтенье.
И в ответ всё шире
Стихи разрастаются и ветвятся.
Если бы всё собрать,
Книги бы расцветали весною,
Летом золото бы на ветках сверкало.
Сайсей Муро
("Год за годом”)

1.2. Вступление.

Учитель: Здравствуйте, мои уважаемые ученики, вы любите мечтать? А путешествовать? А фантазировать? Думаю, что это всё сейчас исполнится, потому что мы попробуем войти в мир, сохранивший непередаваемый аромат и потаённую душу Страны восходящего солнца и отразившийся в культуре, поэзии, традициях народа.
– Кто знает, о какой стране идёт речь? (Щелчок – Япония) А кто может показать её на карте?
– Молодцы. Вашим гидом буду я – Галина-сан.
– По взмаху веточки цветущей сакуры – символа Японии – мы попадём в эту необыкновенную страну с очень древней и своеобразной культурой. А вспомнить некоторые культурные традиции нам поможет кроссворд. (Слайд 2).

  1. Жанр, соединивший в единое целое живопись, каллиграфию, поэзию (хайга).
  2. Искусство складывания фигурок из бумаги (оригами).
  3. Пение под записанную музыку (караоке).
  4. Искусство составления букетов в соответствии с сезоном (икебана).
  5. Японская вишня (сакура).

– Прочитайте выделившееся слово (хокку). Именно о хокку – ещё одной национальной традиции и пойдёт речь на уроке.

II. Новая тема.

2.1. Рассказ о хокку.

– Хокку – уникальный жанр поэзии – всего три строчки. И сегодня я ставлю задачу – обучить непосвящённых создавать чудо – хокку. Я утверждаю: это возможно! И сейчас вы с моей помощью постараетесь написать, возможно, первый хокку в своей жизни. Сначала расскажу, что это такое.

Хокку (или еще говорят – "хайку”) – жанр японской поэзии о жизни природы и жизни человека на фоне круговорота времён года. Японские стихи не имеют рифмы и состоят из 3-х строк и 17 слогов (5+7+5). Современному молодому человеку, наверное, по душе такая краткость. Но чтобы понять хокку, надо потрудиться узнать об этом жанре и проникнуться стилем восточного мышления и созерцания. Тогда можно получить огромное удовольствие. Надеюсь, это у вас получится.

2.2. Как создаётся хокку (Слайд 3: каждая информация открывается по щелчку).

Итак, к делу. Искусство писать хокку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах, ибо оно отображает одно мгновение. Хокку состоит из факта-картинки и чувств, ею вызываемых. Первая строчка дает факт, информацию, тему, которая тут же рождает в голове читающего картинку. Например, если сказать: "вот выплыла луна”, у каждого тут же возникнет какой-то свой образ луны.

– Какой, например?
– Далее идёт вторая строка, дающая дополнительную "порцию” информации к первой, раскрывает её смысл:
– Какой информацией вы бы дополнили?
– А вот строка поэта "и каждый мелкий кустик” и возникает фраза:

"Вот выплыла луна, и каждый мелкий кустик”

– Теперь уже оторваться от хокку невозможно. Третья строка часто бывает очень неожиданной и привносит особый колорит.
– Какие варианты приходят в голову?

Вот выплыла луна,


И каждый мелкий кустик


На праздник приглашён.(!) –

говорит поэт Исса.

– Какую мысль , по-вашему, он хотел выразить? (В этих словах мы узнаём мечту о равенстве людей.)

Видите, как ёмко вмещается огромный философский смысл в три недлинных строки! А мысль преподносится не впрямую, а как бы обходным путём, чтобы читающий создал картину сам. Поэтому хокку, на мой взгляд, полнее и ярче фотографии или живописной картины.

Главное – понять основной принцип, смысл которого в том, чтобы Необычное увидеть в Обычном, Великое – в Малом, Вечное в Текущем. Для этого надо создавать контрасты: звуковые и зрительные. Самое сложное – увидеть Вечное в Текущем: здесь необходимо устанавливать связь героя (автора) с природой, наблюдать какие-то личные ощущения. Именно наблюдать, потому что это главное условие.

– Попробуем? (Слайд 4).

Память осталась.
Цепь следов ведёт к реке.
Так я ухожу.

– О чём эти строки? Молодцы.

2.3. Пишем сами.

– Как вы думаете, о чём можно писать в хокку? (Японцы любят писать хокку обо всём: о родном крае, о работе, о развлечениях, об искусстве и, конечно же, о природе.)

– А зачем, по-вашему, нужны хокку? (Помогает развить в человеке нестандартное мышление и научить азам поэзии; может использоваться в психотерапии, так как многое можно сказать о человеке по тем произведениям, которые он создаёт; х. несут в себе сильный эмоциональный заряд; х. помогают выйти из своих частных неприятностей и сосредоточиться на окружающем мире.)

– Мы пробуем сейчас составить хокку о символах Японии (Слайд 5):

  • Сакуре (по щелчку – картинка и надпись)
  • Хризантеме (по щелчку – картинка и надпись)
  • Горе Фудзи (по щелчку – картинка и надпись)

Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное,


Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое,


Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное,


Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.

(Работа в группах: слайд с символами и музыка по щелчку.)

2.4. Отчёт группах.

– Сейчас наступает самый важный момент нашего урока: вы прочитаете свои хокку и попытаетесь объяснить его смысл.
– Многие верующие люди для исцеления от болезней, для избавления от бед дают обет от подножия на коленях достичь самой вершины священной горы Фудзи (Фудзияма). Какое хокку у вас получилось? Какой философский смысл этого хокку? (Молодцы. Вам удалось ….)
– Когда зацветает японская вишня с необычайно-красивыми цветами, все от мала до велика собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться красотой цветущих дерев. Считается, что вид цветущего растения оказывает на человека благотворное влияние. Ваше хокку? (Молодцы. …)
– "Если хочешь быть счастлив, выращивай всю жизнь хризантемы”, – гласит восточная мудрость. Этот цветок стал символом Японии. Он изображён на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – "Ордене Хризантемы”. Ваше хокку? (Великолепно…, хорошо потрудились.)

2.5. "Икебана”.

– Ваше чтение пробудило во мне желание составить икебану из традиционных японских предметов. Каких? (Учитель составляет композицию, поясняя свои действия.)
– Вазочка олицетворяет гору Фудзи, жёлтый цветок – хризантему, а розовая веточка – сакуру. Но я бы добавила ещё один предмет, детали которого в ваших руках: листочки с хокку дайте мне, пожалуйста (прикрепить магнитами к доске веером, над ними слова из хокку Исса "Как хорош этот мир! Звенят над лугами цикады, соколы кружат…”). Получился у нас веер – хокку, олицетворяющий Страну восходящего солнца. Теперь композиция закончена.
– Вы все потрудились на славу – и чудо произошло. Прав британский физик Хаим Вейцман: "Чудеса иногда случаются, но над этим приходится очень много работать”.

III. Рефлексия.

3.1. Слово учителя.

– Вам понравилась работать с хокку? Вы продолжите работу дома? Научите других?
– Вот и закончилось наше путешествие. Но точку в разговоре о прекрасном ставить рано. То, что интересовало людей тысячу лет назад, интересно и нам… Ведь мы говорим о поэзии, а значит, о жизни, любви, природе и красоте – то есть о вечном.

Категория: ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Вилли | Теги: иностранная литература, конспект урока, в помощь учителю, произведение, Роман, писатель, зарубежная литература, методическая помощь
Просмотров: 1383 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0