Цели:
- актуализировать знания по теме «Декодирование информации»;
- рассказать о хранении информации;
- познакомиться с различными носителями информации;
- развивать у учащихся интерес к предмету, воспитывать целеустремлённость и трудолюбие.
Тип урока: 1 ч – изучение нового материала.
Средства обучения:
презентация «Хранение информации», учебник Матвеевой Н.В., Р.Т. – 3 класс
Структура урока, методы и затраты времени
Этапы урока |
Содержание этапа |
Время урока |
Организация |
Подготовка учащихся к уроку, проверка присутствующих. |
0 - 3 |
Мотивация |
Объяснение темы, цели, плана проведения занятий |
4 - 5 |
Актуализация знаний |
1. Зачем люди декодируют информацию?
2. Придумай и расскажи короткую историю о том, как Коля кодировал письмо своему другу с помощью кодовой таблицы.
3. Расскажи про шифр Цезаря.
4. Придумай свой способ кодирования и декодирования.
Закодируй этим способом в рабочей тетради сообщение: «Я понимаю, что
такое кодирование». |
6 - 10 |
Формирование новых понятий, сравнительная характеристика |
План изложения нового материала – просмотр презентации «Хранение информации» |
11 - 20 |
Закрепление полученных знаний |
Выполнение заданий в учебнике и РТ. Ответы на вопросы преподавателя. Практическая работа с мышью на ПК. |
21 - 35 |
Подведение итогов урока. Задание на дом |
Контрольные вопросы по новому материалу. §11, вопросы
|
36 - 40 |
В памяти человека хранится информация обо всём, что он видел,
слышал, чувствовал или испытывал. Люди хранят информацию на разных
носителях и для хранения информации создают библиотеки и медиатеки.
Зачем всё это? Хранение информации - это одно из действий с информацией, необходимое,
прежде всего, для обеспечения жизнедеятельности и безопасности
человека.
Обратимся к истории. Давным-давно человек не умел добывать огонь и
пользоваться им. Когда во время летней засухи возникали лесные пожары,
люди обратили внимание на огонь и поняли, что огонь - это горячо! Если
отойти подальше, то тепло, приятно.
Люди сохранили в своей памяти информацию о свойствах огня и о том, как
можно использовать огонь, чего при этом надо опасаться. Люди стали
греться у огня, готовить на огне еду, обогревать и освещать огнём свой
дом, но всегда при этом старались обеспечить свою безопасность. Только благодаря способности человека долго хранить в своей памяти информацию, его можно научить читать, писать и считать.
Если бы у человека не было памяти, он не смог бы найти свой дом после
прогулки, свои вещи в доме, приготовить пищу. Он не знал бы имён своих
родителей и друзей и многое-многое другое. Информация, которая хранится в памяти отдельного человека,
недоступна другим людям.
Если то, что знает человек, он выразит каким-либо образом: звуками
устной речи, письменно или рисунком, информацией смогут воспользоваться
другие люди. Представленная на носителе информация уже не «связана» с
памятью отдельного, конкретного человека. Сохранённой, то есть представленной на носителе, информацией может пользоваться любой человек.
Важно, что представленную на носителе информацию можно хранить и
передавать другим людям. Как тем, кто находится далеко, так и тем, кто
будет жить после нас. Информацию, представленную на носителе рисунком, числами или текстом, можно долго хранить и передавать на большие расстояния.
В каждом доме есть фотоальбом, в котором хранятся фотографии родных и
близких людей. Тексты и рисунки сохраняют в записных книжках, книгах,
журналах, дневниках. Про журнал, записную книжку, дневник или книгу
можно сказать - это хранилище закодированной информации. Книги предназначены для длительного хранения информации.
Книги хранят в библиотеках. В библиотеке обычно хранится много книг.
Библиотеки бывают домашние и школьные, городские и районные, детские и
технические. Библиотека - это хранилище книг, то есть хранилище
закодированной информации.
В настоящее время люди научились хранить не только тексты и рисунки.
Появились способы кодирования и хранения звуковой и видеоинформации.
Уже существуют книги, учебники, справочники, энциклопедии, которые
изготовлены не из бумаги, а, например, в виде магнитных и лазерных
дисков. Диски хранятся не в библиотеке, а в медиатеке. Медиатека - это хранилище электронных книг, справочников, энциклопедий, компьютерных игр, обучающих программ.
Компьютер тоже хранит информацию в своей памяти. Закодировать и
хранить в памяти компьютера в виде цифровых данных можно и звуки, и
изображения, и тексты, и числа, и видеофильмы.
Во время работы компьютера информация хранится в его внутренней
памяти. Прежде чем выключить компьютер, следует сохранить информацию
на дисках (во внешней памяти), иначе она пропадёт.
Главное, что мы должны понять и запомнить
1. Хранение информации - это одно из действий с информацией.
2. Человек хранит информацию в своей памяти для обеспечения своей
жизнедеятельности и безопасности. Память человека обеспечивает его
способность учиться и работать.
3. Книги предназначены для длительного хранения информации.
4. Компьютер - это очень удобный инструмент для хранения закодированной информации.
5. Закодировать и хранить в памяти компьютера можно и звуки, и изображения, и тексты, и числа, и видеофильмы.
Знать
1. Для чего необходимо запоминать и хранить информацию?
2. На каких носителях можно хранить информацию?
3. В каком виде хранится информация в книгах? А в памяти компьютера?
4. Чем библиотека отличается от медиатеки?
5. Как, по-твоему, человеку удобнее хранить информацию - в своей памяти или в памяти компьютера?
Это интересно
В США создан компьютер, который можно носить в кармане. Монитор
(жидкокристаллический) размещается у пользователя на спине, так что
изображение видят только окружающие, но не сам владелец компьютера. Он
может менять по своему желанию картинки и надписи на футболке или
куртке. Можно также показывать мультфильмы на спине.
|