Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 13:36:07
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Хранение наследственной информации. Генетический код
12.08.2011, 20:33:31

Обучающие цели: знать:  - свойства генетического кода;

- строение гена эукариот и прокариот в современном представлении;

Уметь: пользоваться таблицей генетического кода для решения задач по молекулярной биологии.

Развивающие цели: - создать условия на уроке для использования всех каналов поступления информации по теме и ее усвоения;

- способствовать развитию западающих параметров индивидуальных особенностей учеников.

Оборудование: таблица генетического кода, ПК, диск «Биология.Генетика»

Тип урока: комбинированный.

Словарь терминов: ген, генетический код, промотор, терминатор, экзон, интрон, сплайсинг, процессинг, оперон.

Ход урока

1.Фронтальный опрос по ДЗ.

- Что такое ассимиляция?

- Что такое диссимиляция?

- К какому типу реакций относится фотосинтез?

- Что представляет собой фотосинтетическая единица?

- Чем от нее отличается фотосистема?

- Охарактеризовать световую фазу фотосинтеза.

- Темновая фаза фотосинтеза.

- С⁴ фотосинтез и САМ фотосинтез.

2.Целеполагание.

-Что знаю?                          - Что хочу узнать?  (Ученики пишут на листочках и приклеивают к доске)

Определение целей урока и значимость этой темы в системе биологических наук.

3.Новая тема

Каждый живой организм неповторим. Неповторимость организмов определяется различием в строении и структуре белков. Каждый организм имеет свой собственный, строго определенный набор  белков. Именно белки являются основой уникальности каждого вида, хотя некоторые из них, выполняющие одну и ту же функцию у разных организмов, могут быть похожими и даже одинаковыми.

- Вспомните, что представляет собой первичная структура белка?

- Что предопределяет эта структура?

- Где находится информация о первичной структуре белка?

Действительно, информация о первичной структуре белка, о строении, жизнедеятельности клеток и целого организма заключена в молекулах ДНК. Эта информация называется наследственной или генетической, а участок ДНК, в котором содержится информация о первичной структуре белка, получил название ген.

Ген – участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре белка.

Генетический код – единая система записи информации о первичной структуре белка в виде последовательности нуклеотидов.

Свойства генетического кода

1.Триплетность(каждая аминокислота кодируется сочетанием из трех последовательно расположенных нуклеотидов)

А теперь давайте попробуем выяснить, почему код триплетен?

- Сколько различных нуклеотидов в ДНК, а сколько белокобразующих аминокислот существует?

- Если бы генетический код был представлен 1 нуклеотидом, то сколько  аминокислот могло бы закодироваться?

- А если бы код был дуплетен, то сколько  можно было бы закодировать аминокислот?

- Сколько различных комбинаций может получиться из 4 нуклеотидов по 3? (64, а этого более чем достаточно, чтобы закодировать 20 аминокислот).

Вот и получается, что генетический код триплетен. А теперь посмотрите на таблицу генетического кода. Как видно, три триплета не кодируют аминокислоты – это терминальные триплеты или стоп кодоны (УАА, УАГ, УГА).

Работа с таблицей генетического кода.

- Какая аминокислота закодирована триплетом АГА, ГЦУ, ЦАГ, УАЦ?

- Найдите все возможные триплеты, кодирующие аминокислоту серин.

Как видим, есть аминокислоты, закодированные не одним, а несколькими триплетами.

Релаксационная пауза:

1.Исходное положение – сидя,откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 – 6 раз.

2.исходное положение – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5 – 6 раз.

3.Исходное положение – сидя. Поднять глаза кверху. Выполнить глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5 – 6 раз.

4.Исходное положение – сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. Массировать веки кончиками указательных пальцев.

2.Вырожденность (множественность)- одна и та же аминокислота может кодироваться несколькими триплетами (исключение метионин и триптофан).  Приложение 7 с диска «Биология. Генетика» темы транскрипция.

3.Однозначность – каждый триплет кодирует только одну аминокислоту.

4.Неперекрываемость – один нуклеотид не может входить в состав нескольких рядом расположенных триплетов. Приложение 8.

5.Непрерывность или без знаков препинания ( при выпадении или вставке нуклеотида при считывании изменяется весь порядок триплетов, поэтому считывание идет всегда со строго определенного пункта, а именно с кодона АУГ. Приложение 9.

6. Универсальность ( у всех живых организмов одинаковые триплеты кодируют одинаковые аминокислоты). Приложение 10.

Учитывая, что ДНК самая крупная молекула, в ней может одновременно содержаться много генов. Есть гены в которых закодирована информация для синтеза белка, а есть гены с информацией для синтеза т- -РНК, р – РНК.

Закономерно напрашивается вопрос: отличается ли по строению ген эукариот и прокариот? Приложение 5.

Гены, кодирующие синтез белка у эукариот, имеют несколько постоянных элементов: промотор (последовательность нуклеотидов ДНК до 80 – 100 пар, которую узнает молекула фермента РНК-полимеразы и соединяется с ней), структурная часть гена(содержит информацию о первичной структуре белка) и терминатор (сигнал остановки). Важная особенность генов эукариот – их прерывистость, т.е. наличие экзонов (кодогенных участков) и интронов (некодогенных участков) в структурном гене.

Молекула и – РНК, синтезированная на таком гене , называется первичным транскриптом. Чтобы первичный транскрипт превратился в зрелую и – РНК происходит процессинг – дозревание, в ходе которого осуществляется еще и сплайсинг (вырезание интронов и сшивание экзонов в единую молекулу).

У прокариот: промотор, оператор (участок ДНК, узнаваемый специфическими белками и регулирующий процесс списывания информации на и – РНК), несколько структурных генов и терминатор. Оперон – оператор и управляемые им структурные гены.

Закрепление

1.Белок содержит 150 аминокислот. Какую длину имеет определяющий его ген в нуклеотидах, если предположить, что он не содержит интронов?

3.Сколько аминокислот закодировано во фрагменте гена, содержащего 240 нуклеотидов и имеющего 3 интрона по 8, 10 и 12 нуклеотидов соответственно?

4.Решить развивающий канон:

 

нуклеотиды

Буквы

 

ген

 

слово

?

 

смысл

Д.З.$ 29

Правополушарным :

- составить сравнительную таблицу генов эукариот и прокариот.

- решить задачу: проанализируйте, каким должен быть генетический код на планете Х, если количество нуклеотидов в ДНК там 5, а аминокислот в белках 80?

Равнополушарным:

- придумать свой развивающий канон по теме;

- как измениться первичная структура белка, закодированного на участке ДНК: АТГ ЦАА ГАТ ТГЦ АЦЦ, если между вторым и третьим нуклеотидом произойдет вставка Ц?

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: Носик | Теги: биология в школе, урок биологии, зоология, учителю биологии, конспект урока, готовые конспекты уроков, ботаника
Просмотров: 3673 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0