школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Воскресенье, 04.12.2016, 00:45:51

РЕФЕРАТЫ  СОЧИНЕНИЯ  ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК  ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

ИЗО

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГИЯ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

МХК

ОСНОВЫ ПРАВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
   ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ

ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК"


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
   РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
   СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
   ОТВЕТАХ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
   КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   АСТРОНОМИИ

ХИМИЯ
Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [419]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [258]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [502]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [700]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [318]
ИСТОРИЯ [326]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [368]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [207]
АСТРОНОМИЯ [67]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [213]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [147]
ФИЗКУЛЬТУРА [266]
МУЗЫКА [186]
ИЗО [219]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [830]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [207]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [169]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [13]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [73]
ОСНОВЫ ПРАВА [63]
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ОТКРЫТЫЙ УРОК » ИЗО

Художник стихии. Урок-проект по творчеству Ван Гога
27.12.2010, 20:57:28

Цель урока:
— формировать навыки и умения составлять проекты.
Задачи урока:
— сформулировать тему, гипотезу и проблему для реализации исследовательского проекта;
— способствовать развитию аналитического мышления через проектную деятельность.
Учебно-художественное пространство урока:
— репродукции картин Ван Гога: автопортреты художника, «Сеятель», «Едоки картофеля», «Пара ботинок», «Подсолнухи», «Кипарисы», «Жнец» и другие;
— музыкальный фон (популярная классическая музыка: Бетховен, Бах).
Эпиграф урока:
Нет ничего более художественного, как любить людей. (Ван Гог)

I. Завязка-интрига урока

(Учитель демонстрирует стакан, наполненный камешками.)
Учитель. Скажите, пожалуйста, стакан полный?
(Ученики отвечают утвердительно. Учитель берет емкость с песком и начинает им заполнять стакан. Песок пересыпается в стакан.)
Значит, стакан был неполный?
(Ученики соглашаются с этим.)
А теперь сосуд полный?
(Некоторые отвечают утвердительно, некоторые, чувствуя интригу происходящего, молчат, а кто-то говорит «Нет». Учитель берет сосуд с водой и выливет ее в стакан. Вода заполняет емкость.)
Небольшой эксперимент имеет непосредственное отношение к предмету нашего разговора, к художественному образу. Очень часто мы делаем выводы, знакомясь лишь с формой художественного произведения, открывая смысл, лежащий на поверхности, не постигая глубины. Памятуя о нашем опыте, встанем на тропу исследователей и войдем в творческую мастерскую Ван Гога.
Винсент Ван Гог... Кто-то, услышав это имя, восхищенно скажет: «О, Ван Гог!», кто-то переспросит: «Ван Гог? Какой Ван Гог? Это тот сумасшедший, который ухо себе отрезал?»
Ван Гог... Художник, страстно любивший жизнь. Он жил жадно, неистово, испепеляя себя. Его судьба многим кажется трагической, а он считал себя счастливым человеком. Он был счастлив тогда, когда учил по пять часов латинскую грамматику, чтобы стать проповедником, но ему было отказано в получении диплома. Он был счастлив, когда полюбил ее, единственную, но она лишь кокетничала с ним, а потом вышла замуж за другого. Он был счастлив, потому что в его руках были кисть и краски, хотя при жизни была продана только одна его картина — «Красные виноградники». В глазах одних он был неудачником, другие считали его сумасшедшим, третьи говорили, жалея, «несчастный». Но он считал себя счастливым человеком. А каким представляете себе этого художника вы?

II. Исследовательское маркирование
«Портрет художника»

   

Учитель. Вам предлагается составить портрет художника, руководствуясь принципом: представить «своего» Ван Гога, опираясь на автопортреты художника и цитаты из книги Ирвинга Стоуна «Жажда жизни».
Учащиеся работают в группах, образованных по принципу психологического комфорта, предполагающему самостоятельный выбор партнеров по совместной деятельности. Работают с репродукциями: «Автопортрет» (1887), «Автопортрет в серой фетровой шляпе» (1887), «Автопортрет. Лето. 1887», «Автопортрет в соломенной шляпе» (1887), «Автопортрет на фоне японской гравюры» (1887), «Автопортрет перед мольбертом с кистями и палитрой» (конец 1888), «Этюд со свечой (автопортрет)» (сентябрь 1888), «Автопортрет с завязанным ухом и трубкой» (январь 1889) и выдержками из книги Ирвинга Стоуна «Жажда жизни».

Фрагменты из книги

— Он чувствовал, что в нем есть что-то ценное, что он не последний глупец, не ничтожество, что и он может принести какую-то, пусть маленькую, пользу людям. Но как?
— Землекопы, сеятели, пахари, мужчины и женщины. Винсент чувствовал, что их надо рисовать и рисовать без конца, надо пристальнее вглядываться в жизнь и закреплять ее на бумаге.
— В самых жалких лачугах, в самых грязных углах ему виделись картины и рисунки. Чем он больше писал, тем больше терял интерес к другой работе. И по мере того как он отдалялся от посторонних дел, глаза его все острее схватывали в жизни яркое, живописное. Искусство требовало упорной работы, оно требовало неусыпной бдительности.
— Нагруженный тяжелым мольбертом и своим неуклюжим инструментом, он каждый день бродил по дюнам, стараясь уловить изменчивый оттенок моря и неба.
— Всем своим существом он стремился уловить ce qui n’est pas dans ce qui a passe (франц. непреходящее в преходящем).
— Он вставал рано утром и целые дни проводил то в поле, то в хижинах крестьян и ткачей. С ними он чувствовал себя как дома. Наблюдая крестьянскую жизнь постоянно, изо дня в день, во всякое время суток, он был теперь так поглощен ею, что почти не думал ни о чем другом.
— В первый раз за всю его жизнь женщина сказала ему «дорогой». Он знал, как это ужасно — любить, не встречая ответного чувства, но никогда даже не подозревал, как это чудесно, когда тебя любит добрая, хорошая женщина.
— Винсент дошел в своей работе до исступления. Он перестал спать, почти ничего не ел. Он жил лишь за счет жизненной энергии. Каждая новая неудача лишь подстегивала его.
— «Понимаешь... твои картины... кажется, что они вот-вот взорвутся и спалят самый холст. Когда я гляжу на твои работы... и это уже не в первый раз... я чувствую нервное возбуждение, которое не в силах подавить. Я чувствую, что если не взорвется картина, то взорвусь я!» (Поль Гоген о картинах Ван Гога).
— «Кроме того, я не городской художник. Я здесь чужой. Я крестьянский художник. Я хочу вернуться в свои поля. Хочу выйти на жаркое солнце, которое бы выжгло из меня все, кроме желания писать» (Ван Гог).
— Винсент был уверен, что создать хорошую картину ничуть не легче, чем найти алмаз или жемчуг.
— Он работал с четырех утра до позднего вечера, пока сумерки не скрадывали пейзаж. Он писал две, а то и три картины в день. Каждое полотно, которое он создавал судорожным порывом, отнимало у него целый год жизни.
— Винсент знал: чтобы уловить эту предельно высокую ноту желтого, которая преобладала в его арлезианских картинах, нужно все время скользить над пропастью, быть в непрерывном возбуждении, мучительно напрягать свои чувства, обнажить каждый нерв.
— Поздняя осень сияла во всей красе. В эти осенние дни талант Винсента достиг полного его расцвета. Он видел, что его работы становятся все совершенней. Вновь в его голове один за другим рождались замыслы; воплощая их на полотне, он был счастлив.
— На похороны приехали из Парижа Руссо, папаша Танги, Орье и Эмиль Бернар. Двери в кафе были закрыты... Шесть человек стали развешивать картины на стенах кафе... Солнечные полотна Винсента словно превратили тускло-коричневое, унылое кафе в сверкающий кафедральный собор... Через несколько дней доктор Гаше вновь пришел на кладбище и посадил вокруг могилы подсолнухи.

В результате коллективной работы учащиеся составили такой портрет художника:

а) одинокий человек, отторгнутый обществом, гонимый всеми;
б) романтик, влюбленный в жизнь и любящий людей, ищущий свободы;
в) духовно и творчески богатый человек, смелый экспериментатор;
г) космический художник, запечатлевший в своем творчестве и стихию огня, и стихию земли, и стихию воздуха.

III. Деловая игра «В мастерской аналитиков»

Формулирование темы, гипотезы и проблемы будущих проектов.
Учитель. Вам предстоит определиться с темой будущего проекта, защита которого пройдет на научно-практической школьной конференции. В нашей импровизированной мастерской инициативной группой (это учащиеся, проявляющие значительный интерес к предмету, обладающие широким кругозором в области искусства) подготовлены названия некоторых проектов, их гипотезы и обозначены проблемы. Ваша задача — выбрать интересную для вас тему, обозначить гипотезу и сформулировать проблему для исследования. Вы знаете, что проект может быть создан коллективными усилиями, то есть иметь не одного, а несколько авторов. Каждый из вас получает пакет рабочих материалов: 3 листа размером А4 с формулировками тем, гипотез, проблем.

В ходе работы учитель координирует действия учащихся, дает необходимые пояснения, отвечает на вопросы. Результатом деятельности должна стать таблица, которую заполняют одиннадцатиклассники.
Примечание: некоторые учащиеся выбрали коллективную форму работы над проектом.
Учитель. В нашей стране не так уж много картин Ван Гога. Это «Море в Сент-Мари» (1888), «Портрет доктора Рея» (1889), «Прогулка заключенных» (1889), «После дождя. Пейзаж в Овере» (1890), которые находятся в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, и картина «Арльские дамы (Воспоминание о саде в Эттене)» (1888), которая хранится в сокровищницах Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Но есть в этой небогатой коллекции одно произведение, являющееся выразительнейшей метафорой всего пережитого и передуманного художником. Оно вырастает до масштабов символа.
Тема одной из самых «экзистенциальных» картин – «Прогулка заключенных» – навеяна гравюрой Г. Доре «Острог» из серии «Лондон». Она интерпретирует оригинал, представляя образ не тюремного быта Лондона, а «земного ада». Не только опыт Ван Гога — узника госпиталя Святого Павла, не только воспоминания о «Записках из Мертвого дома» (кстати, Ван Гог очень любил и хорошо знал творчество Достоевского), но и осознание безысходности земного существования заставляет придать образу Доре сокровенно личностный смысл.
Картина словно замыкает круг жизни художника. 27 июля 1890 года Ван Гог достал где-то револьвер, ушел в поля и там выстрелил себе в сердце. Его могила находится на маленьком оверском кладбище, на высоком холме, возвышающемся над равниной, которую он так часто писал. Лев Николаевич Толстой критически относился к живописи конца XIX — начала XX века, но силу воздействия картин художника он оценил так: «Они оцарапают вам сердце».
Винсент Ван Гог... Кто-то восторженно скажет: «О, Ван Гог», а кто-то недоуменно переспросит: «Это какой Ван Гог, тот, который себе ухо отрезал?» Я надеюсь, что сегодняшняя встреча с этим художником пополнит число тех, кто восторженно воскликнет: «О! Ван Гог!»

 

№ п/п

Тема проекта

Гипотеза

Проблема

Рекомендуемые
произведения для
анализа

1

«Ван Гог в живописи — Достоевский в литературе»

Основы творчества Ван Гога — это демократический реализм или особая эстетика?

Почему Ван Гог отдает предпочтение первоначалам жизни?

«Едоки картофеля» (1885), «Копающая крестьянка» (1885), «Сеятель» (1888), «Пьета» (1889)

2

Мотив «сверхчеловеческой бесконечности» в творчестве Ван Гога

Кто он, Ван Гог человек и Ван Гог художник, — «человек среди людей» или «человек среди природы»?

Какую реальность создает художник в своих произведениях?

«Болото» (1881), «Колыбельная» (1889)

3

Тайна жизни в
картинах Ван Гога

Кто он, Ван Гог, — замученный человек или счастливый художник?

Почему Ван Гог отказывается от «красивости» и возвышенности в искусстве?

Автопортреты разных периодов; «Портрет пастуха из Прованса» (1888), «Портрет доктора Гаше» (1890).

4

«Неистовый голландец» в живописи

Наследие Ван Гога — это свидетельство новых отношений мира и художника или результат свободы отщепенца?

Почему такое мирное занятие, как живопись, требовало такого мужества и таких жертв?

«Плачущий старик» (1883), «Натюрморт с открытой Библией и погасшей свечой» (1885), «Колосья пшеницы» (1890), «Автопортрет с отрезанным ухом» (1889)

5

Символика и цветовидение в картинах Ван Гога

К какой категории художников следует отнести Ван Гога — к новаторам или ниспровергателям?

Почему Ван Гог, который мог легко овладеть приемами импрессионистической живописи, не стал «мэтром с Больших Бульваров»?

«Скорбь» (1882), «Три птичьих гнезда» (1885), «Пара ботинок» (1887), «Сеятель» (1888), «Этюд со свечой (автопортрет)» (1888), «Подсолнухи» (1889), «Вороны на пшеничном поле» (1890)

6

Символика и цветовидение в картинах Ван Гога

Ван Гог — труженик «великого возрождения искусства» или «никто», как он сам себя называл, то есть своевольный индивидуалист?

Почему в картинах о природе Ван Гог игнорирует сюжет, противопоставляя его линии и цвету?

«Ваза с ирисами на желтом фоне» (1890), «Поля Овера» (1890) «Стебель травы» (1890), «Поля перед грозой» (1890)

7

«Искусство жизни» Ван Гога

Искусство для Ван Гога — это цель его жизни или духовное пристанище «отверженного»?

Может ли творчество стать средством преодоления трагического конфликта личности и общества?

«Сеятель» (1881), «Молитва перед едой» (1882), «Син с ребенком на коленях» (1883), «Автопортрет перед мольбертом с кистями и палитрой» (1888), «Сеятель» (1888), «Часовня в Овере» (1890)

8

«Дело, которому служишь, искусство, с которым выживаешь»

Жизнь Ван Гога — это трагическая судьба художника или героический подвиг в искусстве?

Почему М.А. Леблон так определил талант художника: «Творчество Ван Гога — это одновременно Вознесение, Успение и Голгофа»?

«Старик из богадельни с зонтиком» (1882), «Молитва перед едой» (1882), «Сад зимой» (1884), «Розовый персик в цвету» (1888), «Кипарис и звездная ночь» (1889), «Поле пшеницы и кипарисы» (1889), «Пьета (по Делакруа)» (1889)

 

Лист № 1
Темы:

Вангоговская космогония в произведениях позднего периода.

«Творчество Ван Гога — это одновременно Вознесение, Успение и Голгофа» (М.А. Леблон).

Символика и цветовидение в картинах Ван Гога.

«Ван Гог в живописи — это Достоевский в литературе» (Ю. Хавелар).

Мотив «сверхчеловеческой бесконечности» в творчестве Ван Гога.

Тайна жизни в картинах Ван Гога.

«Искусство жизни» Ван Гога.

Предтечи и последователи Ван Гога.

 

Лист №2
Гипотезы:

Кто он, Ван Гог, — живописец природы, ее созерцатель или единомышленник?

Ван Гог — труженик «великого возрождения искусства» или «никто», как он сам называл себя, то есть своевольный индивидуалист?

Кто он, Ван Гог человек и Ван Гог художник, — «человек среди людей» или «человек среди природы»?

К какой категории художников следует отнести Ван Гога — к новаторам или ниспровергателям?

Наследие Ван Гога — это свидетельство нового отношения мира и художника или результат свободы отщепенца?

Творчество Ван Гога — это провозвестник нового искусства или творческий эксперимент?

Искусство для Ван Гога — это цель его жизни или духовное пристанище для «отверженного»?

Жизнь Ван Гога — это пример героического подвига в искусстве или трагической судьбы художника?

 

Лист № 3
Проблемы:

Может ли искусство стать средством преодоления трагического конфликта личности и общества?

Можно ли прийти в искусство, «не найдя места в жизни»?

Почему в последние годы жизни Ван Гог вновь обращается к старым темам, мотивам, символам?

Почему в картинах о природе художник игнорирует сюжет, противопоставляя его линии и цвету?

Почему Ван Гог отказывается от «красивости» и возвышенности в творчестве?

Какую реальность создает Ван Гог в своих произведениях?

Почему Ван Гог, который легко мог овладеть приемами импрессионистической живописи, не стал «мэтром с Больших Бульваров»?

Почему такое мирное занятие, как живопись, требовало таких жертв и такого мужества?

Категория: ИЗО | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, мольберт, конспект урока, конспект урока ИЗО, кисти, педсовет, урок изобразительного искусства, рисование, живопись, 1 сентября
Просмотров: 840 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ИНФОРМАТИКА


СПРАВОЧНИК ПО
   ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ
   В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


КРОССВОРДЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
   РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
   ЗНАНИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   ЭКОНОМИКЕ

ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"


СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
   ВЕЛОСИПЕДИСТА


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ.
   10-11 КЛАССЫ


КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
   УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
   ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

РАЗВИВАЮШИЕ
   ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ
   ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


КАКИЕ ОТКРЫТИЯ В МИРЕ
   НАУКИ И ТЕХНИКИ
   ПРЕДСКАЗАЛИ ПИСАТЕЛИ

МХК

СОВРЕМЕННАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


КРОССВОРДЫ ПО МХК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
   МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
   ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
   КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

ПОДРОСТКАМ О
   ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ


РУКОВОДСТВО ДЛЯ
   ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
   "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

НАШИ ДРУЗЬЯ










ЖЕНСКИЕ ХОББИ

ВНИМАНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!
Наш сайт обновляется ежедневно. заходите к нам чаще, будем рады.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0