Цель урока:
— формировать навыки и умения составлять проекты.
Задачи урока:
— сформулировать тему, гипотезу и проблему для реализации
исследовательского проекта;
— способствовать развитию аналитического мышления через
проектную деятельность.
Учебно-художественное пространство урока:
— репродукции картин Ван Гога: автопортреты художника,
«Сеятель», «Едоки картофеля», «Пара ботинок», «Подсолнухи», «Кипарисы»,
«Жнец» и другие;
— музыкальный фон (популярная классическая музыка: Бетховен,
Бах).
Эпиграф урока:
Нет ничего более художественного, как любить людей. (Ван
Гог)
I. Завязка-интрига урока
(Учитель демонстрирует стакан, наполненный
камешками.)
Учитель. Скажите, пожалуйста, стакан полный?
(Ученики отвечают утвердительно. Учитель берет емкость с
песком и начинает им заполнять стакан. Песок пересыпается в стакан.)
Значит, стакан был неполный?
(Ученики соглашаются с этим.)
А теперь сосуд полный?
(Некоторые отвечают утвердительно, некоторые, чувствуя
интригу происходящего, молчат, а кто-то говорит «Нет». Учитель берет
сосуд с водой и выливет ее в стакан. Вода заполняет емкость.)
Небольшой эксперимент имеет непосредственное отношение к
предмету нашего разговора, к художественному образу. Очень часто мы
делаем выводы, знакомясь лишь с формой художественного произведения,
открывая смысл, лежащий на поверхности, не постигая глубины. Памятуя о
нашем опыте, встанем на тропу исследователей и войдем в творческую
мастерскую Ван Гога.
Винсент Ван Гог... Кто-то, услышав это имя, восхищенно
скажет: «О, Ван Гог!», кто-то переспросит: «Ван Гог? Какой Ван Гог? Это
тот сумасшедший, который ухо себе отрезал?»
Ван Гог... Художник, страстно любивший жизнь. Он жил жадно,
неистово, испепеляя себя. Его судьба многим кажется трагической, а он
считал себя счастливым человеком. Он был счастлив тогда, когда учил по
пять часов латинскую грамматику, чтобы стать проповедником, но ему было
отказано в получении диплома. Он был счастлив, когда полюбил ее,
единственную, но она лишь кокетничала с ним, а потом вышла замуж за
другого. Он был счастлив, потому что в его руках были кисть и краски,
хотя при жизни была продана только одна его картина — «Красные
виноградники». В глазах одних он был неудачником, другие считали его
сумасшедшим, третьи говорили, жалея, «несчастный». Но он считал себя
счастливым человеком. А каким представляете себе этого художника вы?
II. Исследовательское маркирование
«Портрет художника»
Учитель. Вам предлагается составить портрет
художника, руководствуясь принципом: представить «своего» Ван Гога,
опираясь на автопортреты художника и цитаты из книги Ирвинга Стоуна
«Жажда жизни».
Учащиеся работают в группах, образованных по принципу
психологического комфорта, предполагающему самостоятельный выбор
партнеров по совместной деятельности. Работают с репродукциями:
«Автопортрет» (1887), «Автопортрет в серой фетровой шляпе» (1887),
«Автопортрет. Лето. 1887», «Автопортрет в соломенной шляпе» (1887),
«Автопортрет на фоне японской гравюры» (1887), «Автопортрет перед
мольбертом с кистями и палитрой» (конец 1888), «Этюд со свечой
(автопортрет)» (сентябрь 1888), «Автопортрет с завязанным ухом и
трубкой» (январь 1889) и выдержками из книги Ирвинга Стоуна «Жажда
жизни».
Фрагменты из книги
— Он чувствовал, что в нем есть
что-то ценное, что он не последний глупец, не ничтожество, что и он
может принести какую-то, пусть маленькую, пользу людям. Но как?
— Землекопы, сеятели, пахари, мужчины и женщины. Винсент
чувствовал, что их надо рисовать и рисовать без конца, надо пристальнее
вглядываться в жизнь и закреплять ее на бумаге.
— В самых жалких лачугах, в самых грязных углах ему виделись
картины и рисунки. Чем он больше писал, тем больше терял интерес к
другой работе. И по мере того как он отдалялся от посторонних дел, глаза
его все острее схватывали в жизни яркое, живописное. Искусство
требовало упорной работы, оно требовало неусыпной бдительности.
— Нагруженный тяжелым мольбертом и своим неуклюжим
инструментом, он каждый день бродил по дюнам, стараясь уловить
изменчивый оттенок моря и неба.
— Всем своим существом он стремился уловить ce qui n’est pas
dans ce qui a passe (франц. непреходящее в преходящем).
— Он вставал рано утром и целые дни проводил то в поле, то в
хижинах крестьян и ткачей. С ними он чувствовал себя как дома. Наблюдая
крестьянскую жизнь постоянно, изо дня в день, во всякое время суток, он
был теперь так поглощен ею, что почти не думал ни о чем другом.
— В первый раз за всю его жизнь женщина сказала ему
«дорогой». Он знал, как это ужасно — любить, не встречая ответного
чувства, но никогда даже не подозревал, как это чудесно, когда тебя
любит добрая, хорошая женщина.
— Винсент дошел в своей работе до исступления. Он перестал
спать, почти ничего не ел. Он жил лишь за счет жизненной энергии. Каждая
новая неудача лишь подстегивала его.
— «Понимаешь... твои картины... кажется, что они вот-вот
взорвутся и спалят самый холст. Когда я гляжу на твои работы... и это
уже не в первый раз... я чувствую нервное возбуждение, которое не в
силах подавить. Я чувствую, что если не взорвется картина, то взорвусь
я!» (Поль Гоген о картинах Ван Гога).
— «Кроме того, я не городской художник. Я здесь чужой. Я
крестьянский художник. Я хочу вернуться в свои поля. Хочу выйти на
жаркое солнце, которое бы выжгло из меня все, кроме желания писать» (Ван
Гог).
— Винсент был уверен, что создать хорошую картину ничуть не
легче, чем найти алмаз или жемчуг.
— Он работал с четырех утра до позднего вечера, пока сумерки
не скрадывали пейзаж. Он писал две, а то и три картины в день. Каждое
полотно, которое он создавал судорожным порывом, отнимало у него целый
год жизни.
— Винсент знал: чтобы уловить эту предельно высокую ноту
желтого, которая преобладала в его арлезианских картинах, нужно все
время скользить над пропастью, быть в непрерывном возбуждении,
мучительно напрягать свои чувства, обнажить каждый нерв.
— Поздняя осень сияла во всей красе. В эти осенние дни
талант Винсента достиг полного его расцвета. Он видел, что его работы
становятся все совершенней. Вновь в его голове один за другим рождались
замыслы; воплощая их на полотне, он был счастлив.
— На похороны приехали из Парижа Руссо, папаша Танги, Орье и
Эмиль Бернар. Двери в кафе были закрыты... Шесть человек стали
развешивать картины на стенах кафе... Солнечные полотна Винсента словно
превратили тускло-коричневое, унылое кафе в сверкающий кафедральный
собор... Через несколько дней доктор Гаше вновь пришел на кладбище и
посадил вокруг могилы подсолнухи.
В результате коллективной работы учащиеся составили такой
портрет художника:
а) одинокий человек, отторгнутый обществом, гонимый всеми;
б) романтик, влюбленный в жизнь и любящий людей, ищущий
свободы;
в) духовно и творчески богатый человек, смелый
экспериментатор;
г) космический художник, запечатлевший в своем творчестве и
стихию огня, и стихию земли, и стихию воздуха.
III. Деловая игра
«В мастерской аналитиков»
Формулирование темы, гипотезы и проблемы
будущих проектов.
Учитель. Вам предстоит определиться с темой будущего
проекта, защита которого пройдет на научно-практической школьной
конференции. В нашей импровизированной мастерской инициативной группой
(это учащиеся, проявляющие значительный интерес к предмету, обладающие
широким кругозором в области искусства) подготовлены названия некоторых
проектов, их гипотезы и обозначены проблемы. Ваша задача — выбрать
интересную для вас тему, обозначить гипотезу и сформулировать проблему
для исследования. Вы знаете, что проект может быть создан коллективными
усилиями, то есть иметь не одного, а несколько авторов. Каждый из вас
получает пакет рабочих материалов: 3 листа размером А4 с формулировками
тем, гипотез, проблем.
В ходе работы учитель координирует действия
учащихся, дает необходимые пояснения, отвечает на вопросы. Результатом
деятельности должна стать таблица, которую заполняют
одиннадцатиклассники.
Примечание: некоторые учащиеся выбрали коллективную форму
работы над проектом.
Учитель. В нашей стране не так уж много картин Ван Гога. Это
«Море в Сент-Мари» (1888), «Портрет доктора Рея» (1889), «Прогулка
заключенных» (1889), «После дождя. Пейзаж в Овере» (1890), которые
находятся в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина, и картина «Арльские дамы (Воспоминание о саде в
Эттене)» (1888), которая хранится в сокровищницах Эрмитажа в
Санкт-Петербурге. Но есть в этой небогатой коллекции одно произведение,
являющееся выразительнейшей метафорой всего пережитого и передуманного
художником. Оно вырастает до масштабов символа.
Тема одной
из самых «экзистенциальных» картин – «Прогулка заключенных» – навеяна
гравюрой Г. Доре «Острог» из серии «Лондон». Она интерпретирует
оригинал, представляя образ не тюремного быта Лондона, а «земного ада».
Не только опыт Ван Гога — узника госпиталя Святого Павла, не только
воспоминания о «Записках из Мертвого дома» (кстати, Ван Гог очень любил и
хорошо знал творчество Достоевского), но и осознание безысходности
земного существования заставляет придать образу Доре сокровенно
личностный смысл.
Картина словно замыкает круг жизни художника. 27 июля 1890
года Ван Гог достал где-то револьвер, ушел в поля и там выстрелил себе в
сердце. Его могила находится на маленьком оверском кладбище, на высоком
холме, возвышающемся над равниной, которую он так часто писал. Лев
Николаевич Толстой критически относился к живописи конца XIX — начала XX
века, но силу воздействия картин художника он оценил так: «Они
оцарапают вам сердце».
Винсент Ван Гог... Кто-то восторженно скажет: «О, Ван Гог», а
кто-то недоуменно переспросит: «Это какой Ван Гог, тот, который себе
ухо отрезал?» Я надеюсь, что сегодняшняя встреча с этим художником
пополнит число тех, кто восторженно воскликнет: «О! Ван Гог!»
|
Тема проекта |
Гипотеза |
Проблема |
Рекомендуемые
произведения для
анализа |
|
«Ван Гог в живописи — Достоевский в литературе» |
Основы творчества Ван Гога — это демократический
реализм или особая эстетика? |
Почему Ван Гог отдает предпочтение первоначалам
жизни? |
«Едоки картофеля» (1885), «Копающая крестьянка»
(1885), «Сеятель» (1888), «Пьета» (1889) |
|
Мотив «сверхчеловеческой бесконечности» в
творчестве Ван Гога |
Кто он, Ван Гог человек и Ван Гог художник, —
«человек среди людей» или «человек среди природы»? |
Какую реальность создает художник в своих
произведениях? |
«Болото» (1881), «Колыбельная» (1889) |
|
Тайна жизни в
картинах Ван Гога |
Кто он, Ван Гог, — замученный человек или
счастливый художник? |
Почему Ван Гог отказывается от «красивости» и
возвышенности в искусстве? |
Автопортреты разных периодов; «Портрет пастуха из
Прованса» (1888), «Портрет доктора Гаше» (1890). |
|
«Неистовый голландец» в живописи
|
Наследие Ван Гога — это свидетельство новых
отношений мира и художника или результат свободы отщепенца? |
Почему такое мирное занятие, как живопись,
требовало такого мужества и таких жертв? |
«Плачущий старик» (1883), «Натюрморт с открытой
Библией и погасшей свечой» (1885), «Колосья пшеницы» (1890),
«Автопортрет с отрезанным ухом» (1889) |
|
Символика и цветовидение в картинах Ван Гога |
К какой категории художников следует отнести Ван
Гога — к новаторам или ниспровергателям? |
Почему Ван Гог, который мог легко овладеть приемами
импрессионистической живописи, не стал «мэтром с Больших Бульваров»? |
«Скорбь» (1882), «Три птичьих гнезда» (1885), «Пара
ботинок» (1887), «Сеятель» (1888), «Этюд со свечой (автопортрет)»
(1888), «Подсолнухи» (1889), «Вороны на пшеничном поле» (1890) |
|
Символика и цветовидение в картинах Ван Гога |
Ван Гог — труженик «великого возрождения искусства»
или «никто», как он сам себя называл, то есть своевольный
индивидуалист? |
Почему в картинах о природе Ван Гог игнорирует
сюжет, противопоставляя его линии и цвету? |
«Ваза с ирисами на желтом фоне» (1890), «Поля
Овера» (1890) «Стебель травы» (1890), «Поля перед грозой» (1890) |
|
«Искусство жизни» Ван Гога |
Искусство для Ван Гога — это цель его жизни или
духовное пристанище «отверженного»? |
Может ли творчество стать средством преодоления
трагического конфликта личности и общества? |
«Сеятель» (1881), «Молитва перед едой» (1882), «Син
с ребенком на коленях» (1883), «Автопортрет перед мольбертом с кистями и
палитрой» (1888), «Сеятель» (1888), «Часовня в Овере» (1890) |
|
«Дело, которому служишь, искусство, с которым
выживаешь» |
Жизнь Ван Гога — это трагическая судьба художника
или героический подвиг в искусстве? |
Почему М.А. Леблон так определил талант художника:
«Творчество Ван Гога — это одновременно Вознесение, Успение и Голгофа»? |
«Старик из богадельни с зонтиком» (1882), «Молитва
перед едой» (1882), «Сад зимой» (1884), «Розовый персик в цвету» (1888),
«Кипарис и звездная ночь» (1889), «Поле пшеницы и кипарисы» (1889),
«Пьета (по Делакруа)» (1889) |
Лист № 1
Темы:
Вангоговская космогония в
произведениях позднего периода.
«Творчество Ван Гога — это
одновременно Вознесение, Успение и Голгофа» (М.А. Леблон).
Символика и цветовидение в картинах
Ван Гога.
«Ван Гог в живописи — это
Достоевский в литературе» (Ю. Хавелар).
Мотив «сверхчеловеческой
бесконечности» в творчестве Ван Гога.
Тайна жизни в картинах Ван Гога.
«Искусство жизни» Ван Гога.
Предтечи и последователи Ван Гога. |
Лист №2
Гипотезы:
Кто он, Ван Гог, — живописец
природы, ее созерцатель или единомышленник?
Ван Гог — труженик «великого
возрождения искусства» или «никто», как он сам называл себя, то есть
своевольный индивидуалист?
Кто он, Ван Гог человек и Ван Гог
художник, — «человек среди людей» или «человек среди природы»?
К какой категории художников следует
отнести Ван Гога — к новаторам или ниспровергателям?
Наследие Ван Гога — это
свидетельство нового отношения мира и художника или результат свободы
отщепенца?
Творчество Ван Гога — это
провозвестник нового искусства или творческий эксперимент?
Искусство для Ван Гога — это цель
его жизни или духовное пристанище для «отверженного»?
Жизнь Ван Гога — это пример
героического подвига в искусстве или трагической судьбы художника? |
Лист № 3
Проблемы:
Может ли искусство стать средством
преодоления трагического конфликта личности и общества?
Можно ли прийти в искусство, «не
найдя места в жизни»?
Почему в последние годы жизни Ван
Гог вновь обращается к старым темам, мотивам, символам?
Почему в картинах о природе художник
игнорирует сюжет, противопоставляя его линии и цвету?
Почему Ван Гог отказывается от
«красивости» и возвышенности в творчестве?
Какую реальность создает Ван Гог в
своих произведениях?
Почему Ван Гог, который легко мог
овладеть приемами импрессионистической живописи, не стал «мэтром с
Больших Бульваров»?
Почему такое мирное занятие, как
живопись, требовало таких жертв и такого мужества? |