Цели урока:
- Обучающие:
- раскрыть роль художника в создании циркового представления, познакомить с цирковыми персонажами, назначением реквизитов;
- укреплять межпредметные связи.
- Развивающие:
- развивать умение рисовать человека в движении по памяти и представлению;
- совершенствовать практические умения и навыки работы восковыми мелками;
- Воспитательные:
- привлечение детей к цирковому искусству как искусству перевоплощения, лицедейству;
- воспитывать уважение к труду цирковых артистов;
Оборудование урока:
- Зрительный ряд: репродукция картины художника Пабло Пикассо
«Девочка на шаре»; работы учителя, цирковые афиши, мультимедиа
установка, компьютер, презентация «художник в цирке».
- Литературный ряд: стихи В.Приходько о цирке;
- Музыкальный ряд: весёлый марш
- Материалы: альбомные листы, восковые мелки, пастель, ножницы.
Задание: выполнить восковыми мелками рисунок фигурки
артиста цирка, вырезать, прикрепить магнитиком на плоскость
коллективного панно «Парад Алле».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя детей на тему урока. ( Звучит музыка.)
II. Актуализация знаний.
- На прошлых уроках мы познакомились с работой художника в театре. Чем занимается художник в театре кукол? (Оформляет сцену, готовит декорации, рисует занавес, афиши, эскиз кукол, одевает их.)
III. Постановка темы и цели урока урока.
(Рассказ учителя сопровождается показом презентации «Художник в цирке».)
- Есть ещё одно зрелище, которое дети любят больше всего - это цирк. (Слайд 1.)
- Цель нашего урока раскрыть роль художника в создании циркового
представления, познакомиться с цирковыми персонажами, назначением
реквизитов. (Слайд 2.)
- Как вы думаете, найдётся ли работа для художника в цирке? (Слайд 3.)
1) Рассказ о роли художника в цирке.
Знакомство со словом «Реквизит» - совокупность настоящих, не
бутафорских предметов, необходимых для цирковой или театральной
постановки (театр.). (Слайд 4.)
2) Рассказ из истории цирка.
Цирк - в переводе с латинского означает «круг». Во времена
Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в
скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями,
акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появи- лось много
позже. Оно возникло в 1768 году, когда отставной английский кавалерист
Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под открытым небом и
стал брать плату у желающих посмотреть на его мастерство в верховой
езде.
Передвижные цирки-шапито появились около 1830 года и постепенно
превратились в грандиозные зрелища. (Слайд 5.) Когда цирк прибывал в
город, он оповещал о себе уличным шес твием со слонами, духовым
оркестром, клоунами и артистами в костюмах верхом на лошадях. На
народных русских гуляньях и ярмарках нередко можно было увидеть высту
пления бродячих артистов-силачей, акробатов, канатоходцев,
дрессировщиков, шпагоглотателей, фокусников. Первый русский
стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие родословную из
крепостных. Когда-то они ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по
дворам. (Слайд 6,7.) В 1873 году братья купили собственный, как тогда
говорили, шапиток. Так начиналось цирковое искусство в России.
3) Чтение стихов В.Приходько подготовленными учениками.
Спешит друзьям на смену
Мартышка на арену,
Велит коню: " Поехали! "
Жонглирует орехами. (Слайд 8.)
Очень вежливо и ловко
Всем поклон отвесил слон.
Просто чудо дрессировки, (Слайд 9.)
Что такой способный он.
До чего смешные шутки!
Кот - клоун, и атлет. (Слайд 10.)
Только скуке, только скуке
На арене места нет!
- Какие цирковые персонажи встретились вам в рассказе и стихотворении? (Слайд 11.)
- Эквилибристика - упражнения, состоящие в искусстве сохранять
равновесие в самых трудных положениях, на проволоке, канате и т. п.
(Слайд 12.)
4) Знакомство с французским живописцем и его картиной «Девочка на шаре» (Слайд 13,14.)
Физкультминутка.
IV. Задачи урока
– На этом месте через несколько минут должна
засиять огнями, всеми красками циркового представления арена. ( На
доске вывешено изображение арены.)
- Начнётся представление с необычного парада, его называют «Парад
Алле». (Слайд 15.) К нему нужно серьёзно подготовиться не только
артисту, но и художнику, т.к. от него зависит красочность начала
представления. Что для этого нужно сделать?
V. Творческая практическая работа.
1) Составление плана работы: (Слайд 16.)
а) Выбрать артиста определённого жанра.
б) Изобразить фигуру артиста в
движении.
в) Одеть фигуру в яркий
костюм.
г) Прикрепить к доске «освободив её от плена белого листа».
2) Повторение правил работы с ножницами.
3) Выполнение учебной задачи. (Звучит музыка.)
За 2-3 минуты до окончания самостоятельной работы организовать панно, разместить работы.
VI. Итог урока.
Рефлексия. (Слайд 17.)
- Похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним
заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя
по голове и скажет: «Не унывай дружок, в следующий раз непременно
успею».
Анализ работ:
- Очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием,
хорошее представле-ние подготовили артисты цирка для детей.
- Хочется отметить детей, которые вышли на продуктивный, творческий
уровень – создали выставочные работы. Молодцы! Всем спасибо!
VII. Домашнее задание.
Вспомнить все практические задания, которые выполнялись в этой
четверти, еще раз подумать о деятельности художника, участвующего в
создании спектакля, зрелища.
|