Цель и задачи урока:
- Активизировать знания учащихся о кислороде, полученные при изучении темы «Кислород. Оксиды. Горение».
- Обсудить значимость кислорода в природе и жизни человека, а также экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха;
- Создать педагогические условия для развития у учащихся умения анализировать и обобщать, используя системный оператор;
- Подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о веществе;
- Продолжить формирование навыков коллективной работы на уроке.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор;
- Шаростержневые модели О2 и О3;
- Наборы минералов.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Работа с Системным Оператором.
- Заключение.
Эпиграф: «Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию» Демокрит
Ход урока:
1. Организационный этап
Вступление
Ученик:
Из атомов мир создавала Природа.
Два атома легких взяла водорода.
Прибавила атом один кислорода
И получилась частица воды,
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород чуть не всюду начинкой,
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород,
Как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на Земле появились растения,
Жизнь появилась: дыханье, горение…
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере…
Огонь добывали при помощи трения,
Хотя и не знали причины горения…
Роль Кислорода на нашей Земле
Понял великий Лавуазье.
Учитель: Одно из самых
удивительных веществ на Земле - кислород. Сегодня мы будем говорить о
его роли в природе, о формах его существования, о химических свойствах,
применении и о глобальных экологических проблемах, связанных с ним.
Поможет нам в этом системный оператор (СО), который состоит из 9
экранов.
(Слайд 1). На экране 1 - тема урока.
Экран 5 показывает, в какую систему входит кислород как простое
вещество. Экран 6 расскажет о формах существования кислорода как
химического элемента. Другие экраны дают различную информацию о
«прошлом» (Экраны 2,3), «будущем» кислорода (Экран 7), химических
свойствах (Экран 8), экологических проблемах (Экран 9).
Слайд 1.
2. Работа с Системным Оператором
Учитель: В стихотворении прозвучали строчки:
«В воздух попал кислород,
Как ни странно,
Из голубой глубины океана». Так ли это на самом деле? Как появился кислород в атмосфере Земли? Вспомните курс ботаники.
Ученик рассказывает, что благодаря фотосинтезу изменилась первичная атмосфера Земли.
Учитель: Дайте определение процессу фотосинтеза.
Ученик дает определение фотосинтеза.
Учитель: Какую роль в химической эволюции Земли сыграло появление кислорода?
Ученик: Во-первых, появилось возможность
кислородного типа обмена веществ. Это вызвало к жизни новые формы живых
организмов, во-вторых - появление озонового экрана создало
благоприятные условия для жизни на Земле.
Учитель показывает слайд 2.
Слайд 2
Учитель: На одной из
площадей Лондона установлен памятник ученому-химику. Он изображен с
лупой в руке, с помощью которой собирает солнечные лучи. Какое открытие
увековечено в памяти людей этой скульптурой? Кто этот ученый?
Ученик: Это Джозеф Пристли, английский ученый, который получил кислород в 1774 году разложением оксида ртути(II)
Учитель: О каких ученых, открывших кислород, вы знаете?
Ученик: В 1772 году кислород открыл Карл Вильгельм Шееле.
Учитель: Однако,
Пристли и Шееле, открывшие кислород независимо друг от друга и описавшие
его, даже не догадывались, что они открыли. (слайд 3) Собственно
открывшим кислород стал Антуан Лавуазье, который объяснил, что процессы
горения и дыхания - это взаимодействие веществ с кислородом.
Слайд 3
Учитель: В Системном Операторе экран 5 обозначает
надсистему. Ответьте на вопрос: Какое место в классификации веществ
отведено кислороду?
Ученик: рассказывает о классификации веществ (слайд 4)
Слайд 4
Учитель: В любой науке важную роль играют понятия. Какие понятия являются в химии основополагающими?
Ученик: К основным понятиям в химии относятся следующие понятия: «химический элемент», «атом», «молекула».
Учитель: Дайте, определения перечисленным понятиям.
Ученик дает определения, что такое «химический элемент», «атом», «молекула» и комментирует слайд 5.
Слайд 5
Учитель: Кислород как химический элемент входит в состав двух простых веществ О2 и О3 (показывает шаростержневые модели О2 и О3). Кроме того, он входит в состав сложных веществ.
Из учебника химии вы знаете, что кислород - самый распространенный
элемент в земной коре. Докажите это. Перед вами – коллекции минералов,
прочитайте химические формулы минералов и сделайте вывод о составе
минералов.
Ученик читает формулы минералов и делает вывод, что в состав многих минералов входит кислород (слайд 6).
Слайд 6
Учитель: Химия как
наука изучает химические свойства веществ. Говоря о кислороде, мы не
можем не сказать о его химических свойствах (зажигает бенгальский
огонь). Какое явление вы наблюдаете? Перечислите признаки химической
реакции. Сделайте вывод о химических свойствах кислорода.
Ученик делает о химических свойствах кислорода и комментирует слайд 7
Слайд 7
Учитель: Зная химические свойства кислорода, предположите, где может применяться кислород.
Ученик рассказывает о применении кислорода и комментирует слайд 8.
Слайд 8
Учитель: Перейдем к экологическим проблемам. Скажите, какие глобальные экологические проблемы вы знаете?
Ученик: Парниковый эффект, озоновые дыры и кислотные дожди.
Учитель: Почему появляются озоновые дыры?
Ученик: Озоновые дыры - это разрушение озонового
экрана под воздействием химических веществ. Причина появления озоновых
дыр -загрязнение атмосферного воздуха.
Учитель: Нарушение озонового экрана ведет к
изменению потока ультрафиолетового излучения, которое в диапазоне
280-315 нм обладает биологической активностью. Уменьшение содержания О3
на 1% вызывает увеличение суточной дозы на 3%. Это вызывает заболевания
кожи, а также изменения во всех экосистемах. Ученик комментирует слайд
9.
Слайд 9
4. Заключение
Учитель: Итак, подведем
итоги. Используя системный анализатор, мы обобщили учебный материал по
кислороду. А теперь попытаемся сделать выводы по некоторым экранам СО
Ученики делают выводы.
Слайды 10-16
Домашнее задание:
В.И.Вернадский об атмосфере более полувека назад сказал: «Меняется
человеком физически и химически воздушная оболочка планеты…». Подумайте и
ответьте на вопросы:
- Актуально ли его высказывание сейчас?
- Какие изменения в экологии атмосферы происходят в настоящее время?
- Почему проблема чистоты воздуха - это международная проблема?
|